Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 26 августа 2014 г. N 33
Резолютивная часть решения оглашена 20 августа 2014 г. г. Новосибирск
Решение в полном объёме изготовлено 26 августа 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Камнева Н.П. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии,
Князькова С.Е. - начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;
Трубникова А.И. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
рассмотрев дело N 33, возбужденное 29.07.2014 г. по признакам нарушения Администрацией Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (633100, Новосибирская область, Новосибирский район, с. Толмачево, ул. Советская, д. 50) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в присутствии представителя ответчика - исполняющего обязанности главы администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области "_", установила:
В Новосибирское УФАС России из Прокуратуры Новосибирского района поступило обращение депутата Совета депутатов Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (вх. N 4481 от 29.04.2014 г.), в котором указывается на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Совета депутатов Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и администрации Толмачевского сельсовета Новосибирской области.
Заявитель сообщает следующее.
10.12.2013 г. состоялась очередная 39-я сессия Совета депутатов четвертого созыва Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, на которой был принят проект Решения N 167 о компенсации выпадающих доходов МУП ДЕЗ ЖКХ "Толмачево".
Согласно принятому проекту Решения было определено предусмотреть в бюджете 2013 года МО Толмачевского сельсовета денежные средства в сумме 2 183 400 рублей для компенсации выпадающих доходов МУП ДЕЗ ЖКХ "Толмачево", из которых:
- 1 498 987,22 рубля за природный газ в ООО "Газпром межрегионгаз Новосибирск",
- 223 400,00 рублей за транспортировку газа и АДС газопровода ОАО "Сибирьгаз сервис",
- 470 012, 78 рублей за электричество ОАО "Новосибирскэнергосбыт".
Данное решение является незаконным в связи с отсутствием оснований для его принятия, так как оно противоречит положениям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и финансовый отчет МУП ДЕЗ ЖКХ "Толмачево", на основании которого было принято данное Решение, не соответствует реальным размерам выпадающего дохода.
Следует отметить, что после аудиторской проверки (заключение от 25.04.2013 г.), МУП ДЕХ ЖКХ "Толмачево" получило компенсацию выпадающих доходов от администрации Толмачевского сельсовета в размере 2 000 000 рублей.
На день принятия решения в октябре 2013 года после этого события прошло 6 месяцев и перед принятием незаконного Решения независимой аудиторской проверки не проводилось.
Руководствуясь ст. 39, п. 1 ч. 8 ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Новосибирским УФАС России в отношении администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области возбуждено дело (приказ от 29.07.2014 г. N 183) по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
После получения копии Приказа N 183 от 29.07.2014 года "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению" администрация Толмачевского сельсовета представила объяснения, в которых сообщает следующее.
В адрес Толмачевского сельсовета и Совета депутатов от директора МУП ДЕЗ ЖКХ "Толмачево" "." поступило заявление о выделении субсидий на возмещение затрат по водо- и теплоснабжению населения.
Заявление обосновано тем, что ОАО "Сибирьгазсервис" и ОАО "Новосибирскэнергосбыт" отказались от услуг транспортировки и подачи газа и электроэнергии до погашения задолженности (прилагается).
Задолженность образовалась из-за разницы цен на тарифы, утвержденные Федеральной службой по тарифам (ФСТ России), и реальными затратами.
МУП ДЕЗ ЖКХ "Толмачево" обратилось в контрольно-ревизионное управление Федеральной службы по тарифам России с обращением о введении государственного регулирования и включения в реестр естественных монополий (прилагается).
В настоящее время МУП ДЕЗ ЖКХ "Толмачево" является единственной организацией, которая осуществляет работу по обеспечению жителей коммунальными услугами.
Администрация сельсовета на сходах граждан неоднократно обращались к жителям с предложением создания Управляющей компании, однако сходы не поддержали обращение администрации.
С целью обеспечения нормальной жизнедеятельности населенных пунктов на сессии Совета депутатов Толмачевского сельсовета рассмотрен вопрос "О компенсации выпадающих доходов МУП ДЕЗ ЖКХ "Толмачево", также подписано постановление администрации "О порядке предоставления из местного бюджета субсидий муниципальным унитарным предприятиям в сфере ЖКХ".
Решения принимались на основании отчета ООО "Лидер Аудит" о выполнении аудиторских процедур, где аудитор подтверждает целевое использование средств, полученных Предприятием в качестве субсидий (отчет об использовании субсидий прилагается).
Финансирование прошло не на улучшение условий ЖКХ, а на погашение задолженности, которая определена в рамках аудиторской проверки.
Рассмотрев материалы дела и доводы лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Новосибирского УФАС РФ приходит к следующим выводам.
Решением 39-й сессии четвертого созыва Совета депутатов Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 10.12.2013 г. был принят проект Решения N 167 о компенсации выпадающих доходов МУП ДЕЗ ЖКХ "Толмачево".
Согласно принятому проекту Решения было определено предусмотреть в бюджете 2013 года МО Толмачевского сельсовета денежные средства в сумме 2 183 400 рублей для компенсации выпадающих доходов МУП ДЕЗ ЖКХ "Толмачево", из которых:
- 1 498 987,22 рубля за природный газ в ООО "Газпром межрегионгаз Новосибирск",
- 223 400,00 рублей за транспортировку газа и АДС газопровода ОАО "Сибирьгаз сервис",
- 470 012, 78 рублей за электричество ОАО "Новосибирскэнергосбыт".
11.12.2013 г. между администрацией Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и МУП ДЕЗ ЖКХ "Толмачево" заключено соглашение N 2 "О предоставлении субсидии на компенсацию выпадающих доходов в части водоснабжения и теплоснабжения", предметом которого является взаимодействие сторон при получении МУП ДЕЗ ЖКХ "Толмачево" финансовых средств за счет средств бюджета Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области на компенсацию выпадающих доходов за услуги, предоставляемые населению в части водоснабжения и теплоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек в размере 2 183 400,00 рублей.
Администрацией Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области утверждено Постановление N 172 от 16.12.2011 г. "О порядке предоставления из местного бюджета Толмачевского сельсовета субсидий муниципальным унитарным предприятиям в сфере жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Порядок предоставления субсидий Толмачевского сельсовета).
Перечисление денежных средств МУП ДЕЗ ЖКХ "Толмачево" подтверждается платежным поручением: от 20.12.2013 г. N 6439650 на сумму 2 183 400,00 руб.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
П. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно п. 20 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 164-ФЗ).
Согласно ч. 1 Порядка предоставления субсидий Толмачевского сельсовета, субсидии предоставляются муниципальным унитарным предприятиям на безвозмездной и безвозвратной основе в целях компенсации выпадающих доходов исполнителям коммунальных услуг, реализуемых населению по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.
Основанием для получения субсидии является соглашение о предоставлении субсидии, заключаемое администрацией Толмачевского сельсовета как главным распорядителем бюджетных средств с получателем субсидий (ч. 9 Порядка предоставления субсидий Толмачевского сельсовета).
Таким образом, предоставленные администрацией Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области МУП ДЕЗ ЖКХ "Толмачево" финансовые средства являются субсидией, соответствуют бюджетному законодательству и не являются муниципальной или государственной преференцией.
Однако п. 1 ст. 78 БК РФ указывает, что субсидии, предоставляемые производителям, предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Согласно пп. 3 п. 2 ст. 78 БК РФ субсидии из местного бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации. При этом муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять: категории и/или критерии отбора производителей, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Таким образом, анализ постановления администрации Толмачевского сельсовета N 172 от 16.12.2011 г. "О порядке предоставления из местного бюджета Толмачевского сельсовета субсидий муниципальным унитарным предприятиям в сфере жилищно-коммунального хозяйства" свидетельствует о том, что данная норма устанавливает не категории, а конкретных получателей субсидий из бюджета с организационно-правовой формой - муниципальные унитарные предприятия. Действующее законодательство не предусматривает, что субъектный состав участников товарного рынка жилищно-коммунального хозяйства ограничивается только муниципальными унитарными предприятиями, к видам деятельности которых относится жилищно-коммунальное обслуживание населения. Следовательно, таким видом деятельности вправе заниматься любой хозяйствующий субъект.
На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России установлено, что в администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области отсутствуют иные нормативно-правовые акты, регулирующие порядок предоставления субсидий иным хозяйствующим субъектам в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Таким образом, постановление администрации Толмачевского сельсовета N 172 от 16.12.2011 г., согласно которому, получателем данного вида субсидий могут являться только муниципальные унитарные предприятия противоречит требованиям антимонопольного законодательства, поскольку ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на принятие органами местного самоуправления актов и (или) осуществление действий (бездействий), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Новосибирского УФАС России решила:
1. Признать администрацию Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Нарушение выразилось в ограничении круга получателей субсидий в сфере жилищно-коммунального хозяйства из местного бюджета Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, что противоречит требованиям антимонопольного законодательства, так как может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (633100, Новосибирская область, Новосибирский район, с. Толмачево, ул. Советская, д. 50) предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. С целью прекращения нарушения антимонопольного законодательства администрации необходимо совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: отменить или внести изменения в постановление администрации Толмачевского сельсовета N 172 от 16.12.2011 г. "О порядке предоставления из местного бюджета Толмачевского сельсовета субсидий муниципальным унитарным предприятиям в сфере жилищно-коммунального хозяйства" в части расширения субъектного состава получателей субсидии.
3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий антимонопольного законодательства отсутствуют.
Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа
ПРЕДПИСАНИЕ N 53
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
26 августа 2014 г. г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Камнева Н.П. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии,
Князькова С.Е. - начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;
Трубникова А.И. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 26.08.2014г.г. по делу N 33, возбужденному 27.07.2014 г., о нарушении Администрацией Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (633100, Новосибирская область, Новосибирский район, с. Толмачево, ул. Советская, д. 50) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области прекратить нарушение антимонопольного законодательства, выразившегося в ограничении круга получателей субсидий в сфере жилищно-коммунального хозяйства из местного бюджета Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, что противоречит требованиям антимонопольного законодательства, так как может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
С целью исполнения настоящего предписания администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области необходимо совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно в срок до 29.09.2014 г. отменить или внести изменения в постановление администрации Толмачевского сельсовета N 172 от 16.12.2011 г. "О порядке предоставления из местного бюджета Толмачевского сельсовета субсидий муниципальным унитарным предприятиям в сфере жилищно-коммунального хозяйства" в части расширения субъектного состава получателей субсидии
2. Об исполнении настоящего предписания администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области сообщить в Новосибирское УФАС России до 30.09.2014 г., с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 26 августа 2014 г. N 33
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016