Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай
от 20 марта 2015 г. N 5-А/15
Резолютивная часть решения оглашена 11.03.2015 г.
В полном объеме решение изготовлено 20.03.2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту - Комиссия УФАС по РА) в составе <_>
рассмотрев 11.03.2015 г. дело N 5-А/15 от 04.02.2015 г., возбужденное по признакам нарушения Министерством сельского хозяйства Республики Алтай (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Северная, 12) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", в присутствии <_> отдела организационно-правовой, кадровой работы и взаимодействия с муниципальными органами власти Министерства сельского хозяйства Республики Алтай <_> по доверенности от 11 марта 2015 г., установила:
В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступило заявление <_> (вх. N 3527 от 08.12.2014 г.) на действия Министерства сельского хозяйства Республики Алтай при проведении в ноябре-декабре 2014 г. конкурсного отбора крестьянских (фермерских) хозяйств по программе "Поддержка начинающих фермеров Республики Алтай". В заявлении указано, что организатор конкурсного отбора нарушил порядок приема и регистрации заявлений (прием заявлений позже срока, установленного для подачи заявлений, прием заявлений не уполномоченными на прием и регистрацию заявлений лицами), исключен принцип состязательности (экспертная группа определяет список начинающих фермеров, которые 100% становятся грантополучателями), нарушен порядок и предел оказания консультационной помощи соискателям (информация о прохождении документов соискателей переделывалась и подписывалась).
По результатам анализа представленных Минсельхозом РА материалов, Управлением на основании части 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Министерства сельского хозяйства Республики Алтай по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с установлением критериев оценки в конкурсном отборе крестьянских (фермерских) хозяйств - участников ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров Республики Алтай", которые носят необъективный (субъективный) характер (приказ N 25 от 04.02.2015 г.).
Рассмотрение дела N 5-А/15 от 04.02.2015 г. о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 11.03.2015 г.
Комиссия УФАС по РА в ходе рассмотрения данного дела о нарушении антимонопольного законодательства установила следующее:
Конкурсный отбор начинающих фермеров для предоставления грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство проведен Министерством сельского хозяйства Республики Алтай на основании:
- постановления Правительства Российской Федерации N 166 от 28 февраля 2012 года "Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров";
- постановления Правительства Республики Алтай от 3 июля 2012 года N172 "Об утверждении Порядка предоставления средств из республиканского бюджета Республики Алтай, источником финансового обеспечения которых являются средства республиканского бюджета Республики Алтай и субсидии федерального бюджета на поддержку начинающих фермеров Республики Алтай на 2012-2014 годы";
- приказа Минсельхоза РФ от 22 марта 2012 г. N 197 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. N166";
- приказа Минсельхоза Республики Алтай от 8 октября 2014 г. N 181 "О реализации постановления Правительства Республики Алтай от 3 июля 2012 года N 172 "Об утверждении Порядка предоставления средств из республиканского бюджета Республики Алтай, источником финансового обеспечения которых являются средства республиканского бюджета Республики Алтай и субсидии федерального бюджета на поддержку начинающих фермеров Республики Алтай на 2012-2014 годы" (далее Порядок проведения конкурсного отбора).
При изучении Перечня критериев оценки заявителя и предоставленной им заявки (Список N 1) и Сводного экспертного заключения (Форма5), которые являются приложениями к порядку проведения конкурсного отбора, установлено, что итоговый рейтинг (рассчитывается как сумма баллов по каждому оцениваемому фактору) составляет 102 балла, при этом в сводном экспертном заключении итоговая рейтинговая оценка заявки определяется от максимально возможного рейтинга (100 баллов), соответственно должна использоваться 100-бальная шкала оценивания и баллы по оцениваемым факторам распределены неверно.
Следовательно, числовые показатели итогового рейтинга искажены, так как процент итогового рейтинга должен быть рассчитан от максимального рейтинга 102 балла.
Ведомость экспертной оценки заявителя и заявки "Сводного экспертного заключения" (Форма 5) содержит только оцениваемые факторы. Критерии оценки с определенным рангом (оценка критерия) по каждому оцениваемому фактору не обозначены.
Это допускает возможность искажения экспертной группой числовых показателей итоговой рейтинговой оценки и выставление необъективного балла по каждому оцениваемому фактору, что нарушает п. 1.5 Положения о конкурсной комиссии по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств - участников ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров Республики Алтай", в котором отмечено, что основным принципом деятельности Комиссии является создание равных условий для К(Ф)Х, предоставивших заявки, а также единство требований, предъявляемым к ним, всесторонности и полноты исследований, объективности оценок.
На заседании Комиссии УФАС по РА представитель Минсельхоза РА <_> согласилась, что при составлении Формы N 5 Приказа "Свободное экспертное заключение" действительно допущена ошибка, поскольку максимально возможная сумма баллов в действительности составляет не 100 баллов, а 102 балла. Произведен перерасчет итоговой рейтинговой оценки представленных заявок по направлению "Начинающий фермер" в 2014 году, который подтверждает, что выявленная ошибка в сумме баллов существенно не изменила позиции участников конкурсного отбора и является незначительной, а заключение экспертной комиссии носит рекомендательный характер.
В критериях оценки оцениваемых факторов Минсельхозом РА также допускается возможность создания неравных условий в части:
- оцениваемый фактор 1.3 Среднее или высшее профессиональное образование по сельскохозяйственной специальности
1. для участников с момента окончания учебного заведения до даты подачи заявления прошло менее 3 лет - определена оценка критерия в 2 балла;
2. для участника с момента окончания учебного заведения до даты подачи заявления прошло более 3 лет и опыт работы по полученной специальности есть, определена оценка критерия 3 балла.
При этом в первом критерии исключается возможность наличия опыта работы. Т.е. участники, у которых с момента окончания учебного заведения до даты подачи заявления прошло более трех лет и имеющие опыт работы находятся в преимущественном положении, так как в первом критерии опыт работы не учитывается, а определяющим является время после окончания учебного заведения. Данный критерий нарушает п. 2.4 Условий подачи гражданами Российской Федерации заявок в конкурсную комиссию субъекта Российской Федерации для признания их участниками региональной программы начинающих фермеров (Приложение N 2 к приказу Минсельхоза России от 22 марта 2012 г. N 197), т.к. в данном требовании установлено, что заявитель имеет среднее специальное или высшее сельскохозяйственное образование, или получил дополнительное профессиональное образование по сельскохозяйственной специальности, или имеет трудовой стаж в сельском хозяйстве не менее трех лет, или осуществляет ведение или совместное ведение личного подсобного хозяйства в течение не менее трех лет, т.е. заявитель может соответствовать одному из перечисленных равнозначных условий.
Представитель Минсельхоза РА <_> согласилась с доводами комиссии, т.к. опыт ведения личного подсобного хозяйства и стаж работы по сельскохозяйственным специальностям оцениваются отдельно в соответствии с оцениваемыми факторами 1.1 и 1.2.
- оцениваемый фактор 2.1 Оформление бизнес-плана (структура, грамотность)
1. разделы бизнес - плана не зависят друг от друга и (или) противоречат друг другу. Отсутствует хотя бы один из обязательных разделов - определена оценка 0 баллов;
2. бизнес план структурирован, присутствуют все необходимые разделы, разделы не противоречат друг другу - определена оценка 5 баллов.
В критерии установлено наличие или отсутствия противоречия разделов бизнес - плана друг другу, однако в п. 7 Приложения N 4 к Перечню документов, подтверждающих соответствие заявителя, требованиям, предъявляемым к участникам конкурсного отбора, обозначено, какие обязательные разделы должен включать бизнес - план. Следовательно, противоречие разделов друг другу либо изначально установлены разработчиками конкурсной документации, либо не корректно сформулирован критерий оценки. Данные критерии оценки могут иметь неоднозначное прочтение членами экспертной группы и субъективный подход в оценивании конкурсантов.
Представитель Минсельхоза пояснила, что заявки не отклонялись на этапе оценки бизнес плана, а данный критерий установлен с целью определения степени реализуемости бизнес - плана.
- оцениваемый фактор 2.2 Технологическая реализуемость бизнес - идеи
1. осуществление заявляемых видов деятельности на данной территории технически и технологически труднореализуемо - определена оценка 0 баллов;
2. осуществление заявляемых видов деятельности на данной территории отвечает сложившимся природно-климатическим и инфраструктурным условиям - определена оценка 3 балла;
3. осуществление заявляемых видов деятельности на данной территории отвечает сложившимся природно-климатическим и инфраструктурным условиям, заявитель бизнес-плана предусматривает использование прогрессивных и ресурсосберегающих технологий, ноу-хау - определена оценка 5 баллов.
В данном случае в первом критерии оценки конкретные требования к техническим и технологическим условиям реализуемости не установлены, поэтому понятие труднореализуемости носит субъективный характер.
- оцениваемый фактор 7.1 Отраслевая принадлежность заявленных в бизнес-плане видов деятельности
1. мясное и молочное животноводство - определена оценка 3 балла;
2. пантовое оленеводство, производство шерсти и пуха - определена оценка 2 балла;
3. другие виды, смешанные формы - определена оценка 1 балла.
В рамках государственной программы Республики Алтай "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 28.09.2012 г. N 242, подпрограммы "Поддержка малых форм хозяйствования" не обозначены приоритетные направления поддержки начинающих фермеров, это является основанием считать, что все направления деятельности в рамках данной программы являются равноценными.
<_> представитель Минсельхоза РА согласилась с доводами комиссии, однако пояснила, что направление по отраслевой принадлежности - мясное и молочное животноводство в соответствии с условиями нашего региона, является приоритетным, кроме того в соответствии с подпрограммой "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства", "Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020" данное направление также является приоритетным.
Поскольку в конкурсной документации не установлено, что конкурс проводится по конкретной отраслевой принадлежности видов деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, из установленных конкурсной комиссией критериев очевидно, что в преимущественном положении находится - мясное и молочное животноводство, т.к. имеет в данном оцениваемом факторе наивысший балл.
Следовательно, Минсельхозом РА при разработке конкурсной документации по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств - участников ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров Республики Алтай" допущена возможность при оценке конкурсной документации экспертной группой создания неравных условий для участников конкурса.
При рассмотрении материалов заявления главы КФХ <_> вх. N 3527 от 08.12.2014 г. на действия Министерства сельского хозяйства Республики Алтай при проведении в ноябре-декабре 2014 г. конкурсного отбора крестьянских (фермерских) хозяйств по программе "Поддержка начинающих фермеров Республики Алтай" в части нарушения порядка приема и регистрации заявлений (прием заявлений позже срока, установленного для подачи заявлений, прием заявлений не уполномоченными на прием и регистрацию заявлений лицами), исключен принцип состязательности (экспертная группа определяет список начинающих фермеров, которые 100% становятся грантополучателями), УФАС по РА выявлены технические ошибки при регистрации конкурсных документов. Данные ошибки, являются несущественными и не влияющими на итоги конкурса, однако представляют искаженную информацию в протоколах экспертной комиссии и в протоколах конкурсной комиссии.
Управлением, при проведении проверки по заявлению главы КФХ <_> установлено, что Минсельхозом РА при разработке конкурсной документации по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств - участников ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров Республики Алтай" допущена возможность создания неравных условий для участников конкурса, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Действия Минсельхоза РА, выразившиеся в создании неравных условий для участников конкурса при разработке конкурсной документации по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств - участников ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров Республики Алтай" в части установления Перечня критериев оценки заявителей и представляемых ими заявок, а также оценок критериев, приводят к нарушению ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" поскольку установленные критерии оценки заявителей носят необъективный (субъективный) характер, приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, решила:
1. Признать Министерство сельского хозяйства Республики Алтай нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с установлением в Порядке проведения конкурсного отбора (приложение N 3), утвержденном приказом Минсельхоза Республики Алтай от 08 октября 2014 года N 181, критериев оценки в конкурсном отборе крестьянских (фермерских) хозяйств - участников ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров Республики Алтай", которые носят необъективный (субъективный) характер, приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2. Выдать Министерству сельского хозяйства Республики Алтай предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно разработать проект Порядка проведения конкурсного отбора участников ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров Республики Алтай", путем установления объективных критериев оценки участников ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров Республики Алтай" и согласовать с УФАС по РА до 30 апреля 2015 года.
3. Передать материалы дела специалисту УФАС по РА для возбуждения административного производства в отношении лиц, виновных в нарушении антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ N 5-А\15
20 марта 2015 года г. Горно-Алтайск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе <_>
руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 11.03.2015 г. по делу N 5-А/15 от 04.02.2015 г. о нарушении Министерством сельского хозяйства Республики Алтай части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Министерству сельского хозяйства Республики Алтай прекратить нарушения антимонопольного законодательства (части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"), путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно разработать проект Порядка проведения конкурсного отбора участников ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров Республики Алтай", путем установления объективных критериев оценки участников ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров Республики Алтай" и согласовать с УФАС по РА.
О выполнении настоящего Предписания сообщить до 30 апреля 2015 года, представив в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай подтверждающие документы.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 20 марта 2015 г. N 5-А/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016