Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 21 августа 2014 г. N 05-04.1/64-14
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
В.А. Кабаненко - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии
Г.В. Лаптевой - начальника отдела контроля органов власти, заместителя председателя Комиссии;
Ю.В. Стоговой - главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
Е.В. Смитиенко - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
Д.А. Бакатина - специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
в отсутствие А.В. Ланбиной - специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,
рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), жалобу закрытого акционерного общества "Печатный дом "Формат" (далее - Заявитель, ЗАО "Печатный дом "Формат") на действия Омского отделения N 8634 Западно-Сибирского Банка ОАО "Сбербанка России" (далее - Заказчик, Ответчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме по выбору организации на производство и поставку полиграфических рекламных материалов для нужд Омского отделения N 8634 Западно-Сибирского Банка ОАО "Сбербанк России" (извещение N ЗСБОМО2014-0013 (АО)) (далее - электронный аукцион, закупка),
при участии от Ответчика:
- <<>> (доверенность от 06.06.2014 N 8; личность удостоверена паспортом);
-<<>> (доверенность от 01.08.2012 N 3-1089; личность удостоверена паспортом);
в отсутствие представителя Заявителя, заявившего письменное ходатайство (вх. Омского УФАС России от 20.08.2014 N 8926э) о рассмотрении дела в его отсутствие установила:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба (вх от12.08.2014 N 8623) закрытого акционерного общества "Печатный дом "Формат" (далее - Заявитель, ЗАО "Печатный дом "Формат") на действия Омского отделения N 8634 Западно-Сибирского Банка ОАО "Сбербанка России" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме по выбору организации на производство и поставку полиграфических рекламных материалов для нужд Омского отделения N 8634 Западно-Сибирского Банка ОАО "Сбербанк России".
Заказчиком в нарушение Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), а также Положения о закупках ОАО "Сбербанк России", утверждённого постановлением Правления ОАО "Сбербанк России" от 07.11.2011 г. N 432 §10а, постановлением Наблюдательного совета ОАО "Сбербанк России" от 05.12.2011 г. N113 §6а, не размещён протокол подведения итогов электронного аукциона на сайте электронной площадки и официальном сайте.
По данным Заявителя сайт на котором размещена информация об открытом аукционе в электронной форме по выбору организации на производство и поставку полиграфических рекламных материалов для нужд Омского отделения N 8634 Западно- Сибирского Банка ОАО "Сбербанк России", а также электронная площадка, на которой проводился электронный аукцион - www.utp.sberbank-ast.ru
По мнению Заявителя аукционная документация не соответствует требованиям Закона о закупках.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о закупках, выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке, на аукционе - лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке.
Пунктами 12 и 13 указанной выше статьи установлено, что в документации о закупке обязательно указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в аукционе.
По мнению Заявителя, Заказчик не отразил в аукционной документации на проведение открытого электронного аукциона по выбору организации на производство и поставку полиграфических рекламных материалов для нужд Омского отделения N 8634 Западно-Сибирского банка ОАО "Сбербанк России" (далее - аукционная документация) информацию, установленную пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в связи с чем было непонятно, по какой системе оценок Заказчик определил победителя аукциона.
В аукционной документации было указано 30 лотов. При подаче заявки на участие в аукционе через Личный кабинет электронной торговой площадки "Сбербанк-УТП" каждый из 30 лотов предполагал подтверждение участия. Сайтом предлагался вопрос, "Подать заявку на лот" и были предложены варианты ответа "да" или "нет". Таким образом, можно было одному конкретному участнику заявиться на несколько из тридцати лотов, либо вообще только на один из тридцати лотов. При таких обстоятельствах, по мнению заявителя, участник, подавший заявку только на часть лотов находился в заведомо проигрышном положении. Это, как полагает заявитель, ограничивает конкуренцию организаций, которые, например, не в состоянии изготовить плакаты формата А0, но могут изготовить остальные двадцать девять позиций и предложить по ним наиболее выгодную цену, чем другие участники.
Указанными действиями Заказчика нарушены принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг, определенные статьей 3 Закона о закупках, а именно: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки и целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
Из пояснений Заявителя следует, что по каждому из тридцати лотов шло самостоятельное снижение цены. У ЗАО "Печатный дом "Формат" была наименьшая цена по девятнадцати лотам из тридцати. У победителя аукциона ООО "Омскбланкиздат" наименьшая цена была только по трём лотам, у третьего участника аукциона ООО ПКФ "Абсолют" наименьшая цена была по восьми лотам. Однако, заказчик при подведении итогов, по мнению Заявителя, просто математически сложил все ценовые предложения по всем лотам по каждому Заказчику и, у кого общая сумма была меньше, того и определил победителем. Как отметил Заявитель, системы оценки заявок заказчиком в аукционной документации не прописано.
По мнению ЗАО "Печатный дом "Формат", в случае, если по каждому лоту был бы определен свой победитель, то и конечная цена договора была бы ниже той, которая указана в Протоколе подведения итогов.
Как указал Заявитель, Протокол подведения итогов электронного аукциона не опубликован на сайте электронной площадки www.utp.sberbank-ast.ru.
В соответствии с пунктом 10.1 "Регламента универсальной торговой платформы (далее - УТП). Общие требования. ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Регламент) от 29.04.2013 года после завершения всех этапов процедуры закупки/продажи Организатор процедуры закупки/продажи посредством штатного интерфейса УТП формирует протокол подведения итогов, если иное не предусмотрено регламентом торговой секции или документацией о закупке/продаже. В соответствии с пунктом 10.5. Регламента после размещения протокола подведения итогов на УТП Организатором процедуры закупки/продажи Оператор УТП обеспечивает доступ для просмотра протокола в открытой части УТП, если иное не определено регламентом соответствующей торговой секции.
В соответствии с пунктом 9.5.4 Положения о закупках ОАО "Сбербанк России" от 05.12.2011 года N 2348 (с изменениями от 24.01.2013 г. N 1) (далее - Положение о закупках) на основании рассмотрения заявок Банк составляет и подписывает Протокол подведения итогов электронного аукциона и размещает его на сайте Банка, Оператора УТП и официальном сайте в течение 3 рабочих дней со дня его подписания.
До времени подачи жалобы (жалоба составлена ЗАО "Печатный дом "Формат" 07.08.2014 г. за N 369) протокол подведения итогов электронного аукциона не размещен на сайте электронной площадки www.utp.sberbank-ast.ru.
Кроме того, по мнению ЗАО "Печатный дом "Формат", протокол подведения итогов электронного аукциона не соответствует Положению о закупках.
В соответствии с пунктом 9.5.4 Положения о закупках на основании рассмотрения заявок Банк составляет и подписывает Протокол подведения итогов электронного аукциона, в котором указывает решение, принятое в отношении каждой рассмотренной заявки и размещает его на сайте Банка, Оператора УТП и официальном сайте в течение 3 рабочих дней со дня его подписания.
Заказчик опубликовал Протокол N 54-14 о подведении итогов открытого электронного аукциона по выбору организации на производство и поставку полиграфических рекламных материалов для нужд Омского отделения N 8634 ОАО "Сбербанк России" на собственном сайте 18.07.2014 года.
В указанном протоколе отсутствуют решения по заявкам иных участников, которые участвовали в аукционе, соответственно указанный протокол составлен с нарушением Положения о закупках
По смыслу статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 4 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
По мнению Заявителя, размещение в сети "Интернет" протокола о результатах проведённого аукциона предусмотренного Положением о закупках, не произошло.
2. Представители Ответчика на заседании Комиссии 21.08.2014 с доводами жалобы Заявителя не согласились, высказались согласно представленным возражениям Омского отделения N 8634 - филиала ОАО Сбербанка России на жалобу ЗАО "Печатный дом "Формат", отметив следующее.
В период с 16.06.2014 г. по 25.07.2014 г. Омским отделением N 8634 ОАО "Сбербанк России" проводился открытый аукцион по выбору организации на производство и поставку полиграфических рекламных материалов для нужд Омского отделения N 8634 Западно-Сибирского Банка ОАО Сбербанка России.
Из аукционной документации следует, что предметом аукциона является выбор организации на производство и поставку полиграфических рекламных материалов. Расшифровка предмета аукциона дана в Техническом задании - Приложение N 1 Таблица N 1 аукционной документации.
Исходя из положений пункта 1.2 аукционной документации в соответствии с Приложением N 1 Таблицей N1 определяются максимальное количество (объем) закупаемых товаров (работ, услуг) и ассортимент (виды, модели, размеры, цвета и иные признаки).
Поскольку ассортимент продукции весьма разнообразен (30 позиций), цена каждой позиции индивидуальна, а ее исполнение (изготовление) требует использования специфических технологий и оборудования. Именно поэтому, как справедливо отмечает Заявитель, Участники конкурса предлагают свою цену исходя из собственных технологических возможностей по каждой из 30 позиций.
Кроме того, из технического задания следует, что Победителю электронного аукциона предстоит произвести и поставить в интересах Заказчика полиграфическую продукцию в ассортименте (30 позиций), максимальная закупочная цена которой составляет 6500000 (шесть миллионов пятьсот тысяч) руб.
В соответствии с пунктом 5.3 аукционной документации Победителем аукциона признается Участник, подавший лучшее ценовое предложение по предмету аукциона при условии соответствия заявки на участие в аукционе требованиям, изложенным в Аукционной документации.
По мнению Заказчика, из аукционной документации следует, что в заявке по электронному аукциону оценивается общая стоимость производства и поставки всего ассортимента полиграфической продукции, которая в дальнейшем станет ценой договора. Следовательно, критерием выбора Победителя является итоговая цена на производство и поставку всего ассортимента полиграфической продукции, что прямо указано в аукционной документации.
По мнению Заказчика, утверждение Заявителя о том, что протокол подведения итогов не опубликован на сайте, не верно. Так, в опровержение данной позиции Заказчик обратил внимание, что в соответствии с пунктами 1.7, 1.8 аукционной документации датой проведения аукциона является 15.07.2014 г., а итоги подводятся не позднее 25.07.2014 г. Протокол N 54-14 был опубликован на сайте 18.07.2014 г. ОАО "Сбербанк России". Таким образом, указанная дата находится в определенном аукционной документацией интервале.
Размещение протокола подтверждается также приложенными скриншотами с сайта sberbank-ast.ru.
Кроме того, при проведении электронного аукциона Омское отделение N 8634 Западно-Сибирского Банка ОАО "Сбербанка России" руководствовалось "Регламентом универсальной торговой платформы. Общие требования. ЗАО "Сбербанк-АСТ" от 29.04.2013 г.
В соответствии с пунктом 10.1 Регламента после завершения всех этапов процедуры закупки/продажи Организатор процедуры закупки/продажи посредством штатного интерфейса УТП формирует протокол подведения итогов.
Штатным интерфейсом предусмотрены шаблоны протоколов. И Протокол N 54-14 создан именно на основании штатного шаблона. Данные обстоятельства подтверждаются скриншотами с сайта sberbank-ast.ru и, собственно, шаблоном протокола.
Таким образом, оформляя Протокол N 54-14 Омское отделение N 8634 ОАО "Сбербанк России" действовало в соответствии с указанным Регламентом, не имея альтернативы выбора формы и содержания протокола.
Представители Ответчика обратили внимание на то, что итоги торгов были подведены 18.07.2014 г. В тот же день, 18.07.2014 г., итоговый протокол N 54-14 был размещен на сайте sberbank-ast.ru. Следовательно, предельным сроком для подачи жалобы было 29.07.2014 г.
Однако жалоба ЗАО "Печатный дом "Формат" датирована 07.08.2014 г., в Омское УФАС России поступила 12.08.2014 г.
В соответствии с положениями части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Следовательно, по мнению ответчика, Заявителем пропущен срок подачи жалобы, что делает ее рассмотрение не возможным.
В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 14.08.2014 N 05-7331 Ответчиком представлены копии:
- положения о закупках ОАО "Сбербанк России" от 05.12.2011 г. N 2348;
- положения об Омском филиале N 8634 ОАО "Сбербанк России";
- решения о создании конкурсной комиссии в Омском обделении N 8634 ОАО "Сбербанк России";
- положения о конкурсной комиссии Омского обделения N 8634 ОАО "Сбербанк России";
- извещения о проведении электронного аукциона (скриншот с сайта sberbank-ast.ru);
- аукционной документации;
- заявок участников;
- протокола N 54-14 от 18.07.2014 г.;
- договора от 05.08.2014 N 622, заключённого по результатам проведённого электронного аукциона с победителем, ООО "Омскбланкиздат";
- документов, подтверждающих исполнение договора.
Дополнительно на заседании Комиссии представителями Омского отделения N 8634 Западно-Сибирского Банка ОАО "Сбербанка России" были представлены документы (скриншот с сайта http://zakupki.gov.ru), подтверждающие размещение в единой информационной системе на сайте http://zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) информации об электронном аукционе.
3. Из представленных материалов Комиссией установлено, что Омским отделением N 8634 ОАО "Сбербанк России" проводился открытый аукцион по выбору организации на производство и поставку полиграфических рекламных материалов для нужд Омского отделения N 8634 Западно-Сибирского Банка ОАО Сбербанка России. 11.06.2014 г. информация о проведении электронного аукциона была размещена Заказчиком на сайте www.utp.sberbank-ast.ru (извещение N ЗСБОМО2014-0013 (АО)), а также на сайте http://zakupki.gov.ru (извещение N 31401244217). Согласно извещению дата и время проведения аукциона 15.07.2014 г.
Как следует из аукционной документации, указанная закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также Положением о закупках ОАО Сбербанка России.
В соответствии с пунктом 9.5.4. Положения о закупках на основании рассмотрения заявок банк составляет и подписывает протокол подведения итогов электронного аукциона и размещает его на сайте Банка, сайте оператора УТП и официальном сайте в течение трех рабочих дней со дня его подписания.
Протокол подведения итогов электронного аукциона от 18.07.2014 г. N 54-14 размещён на сайте Сбербанка России, сайте электронной площадки и официальном сайте 18.07.2014 г.
Заказчиком по результатам электронного аукциона на основании протокола о результатах аукциона от 18.07.2014 г. N 54-14 был заключен 05.08.2014 г. договор с победителем аукциона, ООО "Омскбланкиздат". Кроме того, согласно акту сдачи-приемки продукции от 06.08.2014 г. N 1, счета на оплату от 06.08.2014 г. N 14007223, счета на оплату от 11.08.2014 г. N 14007679, договор на дату заседания Комиссии частично исполнен.
4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав представителей Омского отделения N 8634 Западно-Сибирского Банка ОАО Сбербанка России, Комиссия приняла решение прекратить рассмотрение дела, исходя из следующего.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях неразмещения в единой информационной системе информации о закупке.
Частью 12 статьи 4 Закона о закупках установлено, что протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
Статьей 6 Закона о закупках предусмотрено, что контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В настоящее время порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 1 указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
В соответствии с частью 4 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Следовательно, частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлены сроки подачи жалобы.
Размещение закупки в данном случае производилось в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупках ОАО "Сбербанк России". Протокол подведения итогов электронного аукциона от 18.07.2014 г. N 54-14 размещён на сайте Сбербанка России, сайте электронной площадки и официальном сайте 18.07.2014 г.
При таких обстоятельствах Комиссия считает довод заявителя о том, что до подачи жалобы (жалоба направлена в Омское УФАС России 07.08.2014 г.) размещение в сети "Интернет" протокола о результатах проведённого аукциона предусмотренного Положением о закупках, не произошло, является не обоснованным.
Комиссия пришла к выводу, что жалоба ЗАО "Печатный дом "Формат" подана в Омское УФАС России (вх. от 12.08.2014 г. N 8623) с нарушением сроков, предусмотренных частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Прекратить рассмотрение дела N 05-04.1/64-14 по жалобе ЗАО "Печатный дом "Формат" на действия Омского отделения N 8634 Западно-Сибирского Банка ОАО "Сбербанка России" при проведении открытого аукциона в электронной форме по выбору организации на производство и поставку полиграфических рекламных материалов для нужд Омского отделения N 8634 Западно-Сибирского Банка ОАО "Сбербанк России" (извещение N ЗСБОМО2014-0013 (АО)).
Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Кабаненко
Члены Комиссии Г.В. Лаптева
Ю.В. Стогова
Е.В. Смитиенко
Д.А. Бакатин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 21 августа 2014 г. N 05-04.1/64-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016