Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 14 августа 2014 г. N 03-03/24-14
(решение изготовлено в полном объеме 28 августа 2014)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления М.Ф. Завьялов, члены Комиссии - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля М.И. Матяшевская; государственный инспектор отдела антимонопольного контроля О.А. Шуров,
с участием (до перерыва) заявителя - И.В. Казанцевой, ответчика - представитель ОАО "Ресурс" по доверенности А.Е. Кузин,
рассмотрев дело N03-03/24-14 в отношении Открытого акционерного общества "Ресурс", Сетевая организация), расположенного по адресу: 152240, Ярославская область, ул. Клубная, д.85, по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Ярославское УФАС России поступило заявление гр.<> о нарушении ОАО "Ресурс" антимонопольного законодательства, выразившемся в затягивании процедуры технологического присоединения энергопринимающего устройства к электрическим сетям.
Фактические обстоятельства состоят в следующем.
гр.<> 31.04.2012 г. обратилась в ОАО "Ресурс" с заявкой на техприсоединение к электрическим объекта заявителя - строящегося жилого дома <>, максимальная мощность - 10 кВт, уровень напряжения 0,4 кВ. Точка подключения -линия электроснабжения на границе земельного участка, присоединение линии на изоляторах опоры б/н ВЛ-0,4кВ б/н от ЗТПП N52.
14.06.2012 г. заключен договор на технологическое присоединение к электросети указанного объекта и выданы технические условия N301 от 14.06.2012 г.
1). В заявлении и на рассмотрении дела гр.<> пояснила, что неоднократно обращалась в ОАО "Ресурс" на протяжении двух лет по вопросу осуществления технологического присоединения, однако технологическое присоединение не состоялось.
17.04.2014 г. гр.<> обратилась в ОАО "Ресурс" с письмом (требованием) о необходимости осуществления технологического присоединения по указанному адресу.
17.07.2014 г. (т.е. спустя 3 месяца) ОАО "Ресурс" сообщило, что для подключения земельного участка к сетям электроснабжения, расположенного <>, необходимо предоставить в ОАО "Ресурс" акты испытанийизоляции и заземления согласно ПУЭ, а также предоставить схему сборки щита учета, получить акт о техприсоединении, акт приемки расчетных приборов учета, акт разграничения, получить разрешение на подключение и заключить договор на электроснабжение. После предоставления всех перечисленных документов производится подача напряжения на электроустановку.
ОАО "Ресурс" письмом N7 от 20.06.2014 г. сообщило гр.<> об установлении линии электропередач на <>, для подключения электроснабжения необходимо выполнить технические условия.
гр.<> в ответ на указанное письмо повторно сообщила ОАО "Ресурс" о выполнении всех технических условий для подключения участка <>, также просит выполнить постоянное подключение к линии электропередач.
До момента подачи гр.<> заявления в Ярославское УФАС России технологическое присоединение со стороны сетевой организации не произведено, не выполнены возложенные на сетевую организацию мероприятия по технологическому присоединению.
В заявлении и на рассмотрении дела гр.<> пояснила, что технические условия были выполнены в 2012 г. Также Заявитель сообщила, что неоднократно обращалась в ОАО "Ресурс" на протяжении двух лет по вопросу осуществления технологического присоединения, однако технологическое присоединение не состоялось, сетевая организация не прокладывала кабельную линию <>.
ОАО "Ресурс" представило в материалы дела акт осмотра подключаемого объекта к воздушной линии электропередач 0,4кВ от 16.06.2014 г., которым установлено, что подключаемый объект не готов к приему электроэнергии. К акту также приложены фото с изображением участка гр.<> (на фото изображен пустой участок) и кабельная линия ВЛ-0,4кВ, к которой в соответствии с ТУ должно было осуществляться технологическое присоединение.
Вместе с тем, ОАО "Ресурс" сообщило, что строительство участка линии электропередач на <> закончено в 2014 г., на момент рассмотрения дела ВЛ недооформлена официально, т. к. является незаконченным строительством.
Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению является существенным условием договора технологического присоединения, исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил (пункт 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электричекской энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила N861)).
Таким образом, Комиссией установлено, что ВЛ-0,4кВ, к которой планировалось произвести технологическое присоединение участка гр.<>, была построена ОАО "Ресурс" по истечении срока, предусмотренного для исполнения договора технологического присоединения (выполнения мероприятий по технологичесокму присоединению), что привело к затягиванию технологического присоединения участка Заявителя, поскольку в отсутствие кабельной линии, указанной в ТУ, осуществление технологического присоединения невозможно.
2). В соответствии с пунктом 15 Правил N861, сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
В целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, договор оформляется сетевой организацией в соответствии с типовым договором по форме согласно приложению N 1 и направляется заявителю - физическому лицу.
В соответствии с пунктом 16 Правил N861 Договор должен содержать следующие существенные условия:
а) перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;
б) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;
в) положение об ответственности сторон за несоблюдение установленных договором и настоящими Правилами сроков исполнения своих обязательств, в том числе:
право заявителя в одностороннем порядке расторгнуть договор при нарушении сетевой организацией сроков технологического присоединения, указанных в договоре;
обязанность одной из сторон договора при нарушении ею сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению уплатить другой стороне в течение 10 рабочих дней с даты наступления просрочки неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленной на дату заключения договора, и общего размера платы за технологическое присоединение по договору за каждый день просрочки;
г) порядок разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон;
д) размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики (при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту размер платы за технологическое присоединение определяется с учетом особенностей, установленных разделом III настоящих Правил);
е) порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение.
Договор на технологическое присоединение к электросети от 14.06.2012 г., направленный ОАО "Ресурс" в адрес заявителя и заключенный с гр.<> не соответствует типовой форме договора, предусмотренной законодательством.
В частности, в договоре не соответствует установленной законодательством форме предмет договора, т. е. в соответствии с п.1.1. договора потребителю предоставляется право на присоединение энергопринимающих устройств к техническим устройствам электросети сетевой организации, а также устанавливается порядок и условия взыскания с потребителя стоимости электроэнергии при ее безучетном потреблении и применения мер ответственности за нарушение порядка и правил пользования электроэнергией.
Также в договоре отсутствуют сведения о максимальной мощности присоединяемых энергопринимающих устройств, категория надежности, класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению, размер платы за технологическое присоединение, не предусмотрена обязанность сетевой организации по выполнению мероприятий по технологическому присоединению объекта, и иные обязательные сведения.
Антимонопольный орган установил, что заключенный с Заявителем договор на технологическое присоединение к электросетям полностью не соответствует установленной законодательством типовой форме договора, отсутствие (неуказание) необходимых положений относительно технологического присоединения и включение в предмет договора не предусмотренных законодательством положений, в том числе не относящихся к технологическому присоединению, ущемляет интересы гр.<>.
В соответствии с Постановлением главы Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района от 08.09.2011 N 1111 Гаврилов-Ямское муниципального предприятие жилищно-коммунального хозяйства Гаврилов-Ямского муниципального округа было приватизировано путем преобразования в открытое акционерное общество "Ресурс".
В соответствии со статьей 58 Гражданского Кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица, таким образом, ОАО "Ресурс" является правопреемником Гаврилов-Ямское муниципального предприятие жилищно-коммунального хозяйства Гаврилов-Ямского муниципального округа.
Статьей 4 Федерального закона от 07.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере естественной монополии. В статье 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии определен как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В статье 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ
"Об электроэнергетике" услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
В соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности, или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Из смысла указанных норм следует, что потребность в технологическом присоединении энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям носит подчиненный характер по отношению к услуге по передаче электрической энергии. Технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания заинтересованным лицам сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии и осуществляется силами сетевой организации.
Таким образом, услуги по технологическому присоединению являются составной частью услуг по передаче электрической энергии и охватываются единой сферой обращения товара - рынком услуг по передаче электрической энергии.
Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что ОАО "Ресурс", являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах принадлежащих ему электрических сетей.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, действия ОАО "Ресурс", выразившиеся в затягивании процесса технологического присоединения (невыполнение в срок возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению), а также в направлении и заключении с Заявителем договора на технологическое присоединение к электросети от 14.06.2012 г. по форме, не предусмотренной действующим законодательством, а также в отсутствие необходимых положений и существенных условий договора, являются злоупотреблением доминирующим положением, ущемляют интересы Заявителя (с момента подачи заявки прошло более 2 лет), содержат состав нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В деле отсутствуют документы, свидетельствующие о выполнении ОАО "Ресурс" мероприятий по технологическому присоединению, а также о присоединении участка Заявителя, в связи с чем Комиссия Ярославского УФАС России находит основания для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь подпунктом "ж" пункта 2 части 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать Открытое акционерное общество "Ресурс" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.Ф. Завьялов
Члены Комиссии М.И. Матяшевская
О.А. Шуров
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ОАО "Ресурс"
152914, Ярославская область,
г. Гаврилов-Ям,
ул. Клубная, д.85
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 03-03/24-14
14 августа 2014 года г. Ярославль
(изготовлено в полном объеме 28 августа 2014 года)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления М.Ф. Завьялов, члены Комиссии - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля М.И. Матяшевская; государственный инспектор отдела антимонопольного контроля О.А. Шуров, руководствуясь пунктом "ж" части 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьи 50 Федерального закона "О защите конкуренции" N135-ФЗ на основании решения от 11.08.2014 г. по делу N 03-03/24-14 о нарушении ОАО "Ресурс" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия, предписывает:
ОАО "Ресурс" прекратить иные нарушения антимонопольного законодательства, а именно: осуществить технологическое присоединение (выполнить мероприятия по технологическому присоединению) в отношении объекта гр.<> по договору на технологическое присоединение от 14.06.2012 г. в соответствии с действующим законодательством, с учетом вынесенного Ярославским УФАС России решения по делу N03-03/24-14.
О выполнении настоящего предписания сообщить в Ярославское УФАС России не позднее трех дней с момента исполнения (срок исполнения предписания - 20.10.2014 г.)
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Председатель Комиссии Завьялов М.Ф.
Члены Комиссии Матяшевская М.И.
Шуров О.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 14 августа 2014 г. N 03-03/24-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016