Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
N 21-ФАС22-Р/02-15 (опубликовано 20 марта 2015 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 19 марта 2015 года.
Решение изготовлено в полном объеме 19 марта 2015 года.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии:
К<_>
члены Комиссии:
Б<_>
Ч<_>
рассмотрев дело N 21-ФАС22-Р/02-15 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения наружной рекламы медицинских услуг и методов лечения по адресу г.Белокуриха, ул. Мясникова, д. 10а с признаками нарушения ч.ч.7,8 ст.24 Федерального закона "О рекламе",
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: рекламодателя и рекламораспространителя ООО "Центр современной медицины" - директора Д<_> установила:
в г.Белокуриха по адресу ул.Мясникова, д.10а размещены рекламные конструкции с наружной рекламой медицинских услуг и методов лечения следующего содержания: "Дневной стационар Внутривенные инъекции и вливания, проведение манипуляций и отпуск лечебных процедур под врачебным контролем_", "ДИАГНОСТИКА И МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ гирудотерапия, грязелечение, импедансометрия, мануальная терапия, массаж_", "ОТДЕЛЕНИЕ ЖЕНСКОГО ЗДОРОВЬЯ Лечение женского бесплодия, патологии шейки матки_ ОТДЕЛЕНИЕ МУЖСКОГО ЗДОРОВЬЯ Лечение мужского бесплодия, эректильной дисфункции_", "ОФОРМЛЕНИЕ И ВЫДАЧА больничных листов, личных медицинских книжек_".
Представитель ООО "Центр современной медицины" на заседании Комиссии пояснил, что договор на изготовление рекламы не заключался, нарушение произошло по причине юридической неграмотности.
Комиссия, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, заслушав доводы стороны и дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Обозначенная выше рекламная информация полностью соответствует легальному определению понятия "реклама", является публичной, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объектам рекламирования, которыми являются медицинские услуги и методы лечения, а также к лицу, их оказывающему, способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке.
Федеральным законом "О рекламе" в статье 24 установлены специальные требования и ограничения к рекламе медицинских услуг.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Отраслевым стандартом "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении", утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 N 12, предусмотрено, что медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость. Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
В рассматриваемой рекламе указанные предупреждения отсутствуют.
Кроме того, объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе, наряду с медицинскими услугами, выступают и методы лечения.
Согласно части 8 статьи 24 настоящего Федерального закона, реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
Антимонопольным органом установлено, что в городе Белокурха по адресу: ул. Мясникова, 10а осуществляет деятельность ООО "Центр современной медицины", что подтверждается лицензией N ЛО-22-01-002452 от 08.08.2014 г. на осуществление медицинской деятельности, договором аренды нежилого помещения от 01.01.2014 г.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований частей 7-8 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" несет как рекламодатель (изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо), так и рекламораспространитель (лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств).
Рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламы является ООО "Центр современной медицины".
Согласно пункту 4 статье 3 настоящего Федерального закона, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения ООО "Центр современной медицины" ч.ч. 7,8 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", выразившегося в размещении ненадлежащей рекламы медицинских услуг и методов лечения.
На момент рассмотрения дела у антимонопольного органа отсутствуют доказательства устранения нарушения.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона "О рекламе", антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламораспространителям, рекламопроизводителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
Признать наружную рекламу "Дневной стационар Внутривенные инъекции и вливания, проведение манипуляций и отпуск лечебных процедур под врачебным контролем_", "ДИАГНОСТИКА И МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ гирудотерапия, грязелечение, импедансометрия, мануальная терапия, массаж_", "ОТДЕЛЕНИЕ ЖЕНСКОГО ЗДОРОВЬЯ Лечение женского бесплодия, патологии шейки матки_ ОТДЕЛЕНИЕ МУЖСКОГО ЗДОРОВЬЯ Лечение мужского бесплодия, эректильной дисфункции_", "ОФОРМЛЕНИЕ И ВЫДАЧА больничных листов, личных медицинских книжек_", размещенную на рекламных конструкциях по адресу г.Белокуриха ул. Мясникова, д. 10а, ненадлежащей.
Признать рекламодателя и рекламораспространителя ООО "Центр современной медицины" нарушившим требования ч.ч.7,8 ст.24 Федерального закона "О рекламе".
Выдать ООО "Центр современной медицины" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Председатель Комиссии К<_>
Члены Комиссии Б<_>
Ч<_>
ПРЕДПИСАНИЕ N48
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
19 марта 2015 г. г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель:
К<_>
члены Комиссии:
Б<_>
Ч<_>
на основании своего решения от 19 марта 2015 г. по делу N 21-ФАС22-Р/02-15 о признании ненадлежащей наружной рекламы медицинских услуг и методов лечения, размещенной и распространенной ООО "Центр современной медицины" по адресу г.Белокуриха, ул. Мясникова, д. 10а, поскольку при ее размещении и распространении нарушены требования ч.ч.7, 8 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "Центр современной медицины" в двадцатидневный срок со дня вынесения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить размещение и распространение по адресу г.Белокуриха, ул. Мясникова, д. 10а ненадлежащей наружной рекламы медицинских услуг и методов лечения, по которой принято решение по делу.
2. ООО "Центр современной медицины" представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 14 апреля 2015 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии К<_>
Члены Комиссии Б<_>
Ч<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю N 21-ФАС22-Р/02-15 (опубликовано 20 марта 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016