Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
N ДМ-06/3128 (опубликовано 20 марта 2015 г.)
На основании приказа от 26.01.2015 г. N01/19-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая проверка Совета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан (422190, Республика Татарстан, г. Мамадыш, ул. М.Джалиля, д.23/33).
Проверка начата 02 февраля 2015 года, окончена 02 марта 2015 года.
Акт составлен: <_>
С копией приказа о проведении проверки ознакомлен:
____________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ ___ (Ф.И.О, руководителя, иного должностного лица проверяемого лица, уполномоченного представителя с указанием даты, времени ознакомления)
При проведении проверки присутствовали:
____________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ ___
Главой Мамадышского муниципального района - Председателем Совета Мамадышского муниципального района является <_>
Предметом проводимой проверки является контроль за соблюдением антимонопольных правил и требований, предусмотренных Федеральным законом от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" Советом Мамадышского муниципального района Республики Татарстан.
Период, за который проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства: с 01.01.2013 по 02.02.2015 гг.
Срок проведения проверки: с 02.02.2015 г до 02.03.2015 г.
Проверка проводилась инспекцией в составе:
Руководитель инспекции: <_> - заместитель руководителя;
Члены инспекции: <_>
Адрес проверяемой организации: 422190, Республика Татарстан, г. Мамадыш, ул. М.Джалиля, 23/33.
Место проведения проверки: 422190, Республика Татарстан, г. Мамадыш, ул. М.Джалиля, 23/33.
В ходе проведения проверки установлено:
Совет Мамадышского муниципального района является постоянно действующим выборным коллегиальным представительным органом местного самоуправления Мамадышского муниципального района республики Татарстан.
Совет Мамадышского муниципального района создан в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Республики Татарстан от 28.07.2004 N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан", Уставом муниципального образования "Мамадышский муниципальный район".
В рамках своей компетенции Совет Мамадышского муниципального района осуществляет полномочия указанные в статье 29 Устава Мамадыского муниципального района, утвержденного Решением Совета Мамадышского муниципального района РТ N6-35 от 19.12.2014 г.
В соответствии со статьей 29 Устава к компетенции Совета Мамадышского муниципального района относятся:
1) принятие Устава района и внесение в него изменений;
2) установление общеобязательных правил на территории района;
3) утверждение бюджета района и отчета о его исполнении;
4) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов, предоставление льгот по их уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
5) принятие планов и программ развития района, утверждение отчетов об их исполнении;
6) утверждение муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
7) выдвижение инициативы об изменении границ, преобразовании района;
8) назначение местного референдума;
9) избрание Главы района;
10) избрание заместителя Главы района;
11) организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений;
12) назначение Руководителя Совета района;
13) утверждение структуры Совета района, установление предельной численности его работников;
14) установление порядка проведения конкурса на замещение должности Руководителя Совета района, назначение членов конкурсной комиссии;
15) утверждение положения о Контрольно-счетной палате района, положения о Финансово-бюджетной палате района и положения о Палате имущественных и земельных отношений района;
16) назначение членов избирательной комиссии района;
17) назначение голосования по вопросам изменения границ, преобразования района;
18) реализация права законодательной инициативы в Государственном Совете Республики Татарстан;
19) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности района, в том числе порядка и условий его приватизации в соответствии с федеральными законами; определение перечня видов муниципального имущества, отчуждение которого осуществляется по согласованию или после утверждения Советом района;
20) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также порядка установления тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений и их установление, если иное не предусмотрено федеральными законами;
21) определение порядка участия района в организациях межмуниципального сотрудничества;
22) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления района;
23) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления района полномочий по решению вопросов местного значения;
24) утверждение документов территориального планирования района, другой градостроительной документации в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
25) определение порядка создания и использования местных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
26) установление условий и порядка выделения необходимых средств из бюджета района для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений;
27) принятие решений о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов;
28) учреждение собственных средств массовой, информации;
29) толкование Устава района и решений Совета района;
30) принятие регламента Совета района и иных решений по вопросам организации своей деятельности;
31) утверждение положения об аппарате Совета района;
32) принятие решения об удалении Главы района в отставку;
33) назначение в установленном порядке председателя и членов (аудиторов) Контрольно-счетной палаты района;
34) утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации;
35) иные полномочия, отнесенные федеральными законами, законами Республики Татарстан к ведению представительных органов муниципальных районов, а также иные полномочия, отнесенные настоящим Уставом к компетенции Совета района.
В процессе проведения проверки были изучены следующие документы:
- Устав Совета Мамадышского муниципального района;
- Регламент Совета Мамадышского муниципального района;
- книга учета и регистрации решений Совета Мамадышского муниципального района вынесенных в период с 01.01.2013 г. по 02.02.2015 г.;
- книга учета и регистрации постановлений и распоряжений Главы Мамадышского муниципального района в период с 01.01.2013 г. по 02.02.2015 г.;
- книга учета и регистрации входящей и исходящей корреспонденции Совета Мамадышского муниципального района в период с 01.01.2013 г. по 02.02.2015 г;
- план-график всех закупок 2014-2015 гг.;
- извещения о проведении торгов, утвержденные документации о проведении торгов с указанием даты утверждения (число, месяц, год);
- все протоколы, составленные при проведении торгов;
- проекты контрактов со всеми сопутствующими приложениями по торгам;
- все заявки на участие в торгах, представленные участниками данных торгов;
- заключенные договоры (контракты) по итогам торгов со всеми приложениями;
- распечатки с "АРМ заказчика" (журнал событий);
- приказы о создании единой (конкурсной, аукционной, котировочной) комиссии с приложением положения о комиссии;
- сведения об источнике финансирования размещений закупок;
- все договоры (контракты), заключенные с бюджетными организациями, акты приёма выполненных работ, поставки товаров по вышеуказанным договорам (контрактам).
Согласно информационной справке за период с 01.01.2013 г., 2014 г., 2015 г. и по состоянию на 02.02.2015 г. в Совете Мамадышского муниципального района зарегистрировано: 136 решений Совета Мамадышского муниципального района и 811 распоряжений и постановлений Главы Мамадышского муниципального района.
В ходе изучения исходящей документации Совета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан было изучено письмо Главы Мамадышского муниципального района Республики Татарстан от 18.01.2013 года N050 на имя начальника ГКУ "Главинвестстрой РТ" <_>
Из данного письма следует, что Глава Мамадышского муниципального района Республики Татарстан просит утвердить подрядной организацией для строительства объекта: "Многофункционального центра в д.Баскан Мамадышского муницального района РТ" ООО "Мамадышское ЖКУ" и при этом информирует, что ООО "Мамадышское ЖКУ" по данному объекту выполнило строительство фундамента объекта и ведет кладку стен.
Информация о том, каким образом для строительства объекта: "Многофункционального центра в д.Баскан Мамадышского муницального района РТ" было выбрано именно ООО "Мамадышское ЖКУ" отсутствует.
Данная ситуация противоречит условиям здоровой и справедливой конкуренции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности.
Рынок строительства в Мамадышском муниципальном районе Республики Татарстан является конкурентным, на данном рынке осуществляют деятельность следующие организации: ООО "ПромКом", ООО "Стройсити", ООО "МамадышСтрой", ООО "Строитель", ЗАО СтройСервис", ООО Строймелиорация.
Под конкуренцией следует понимать соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В целях объективного и открытого осуществления своей деятельности органами местного самоуправления, право выступить подрядчиком для строительства объекта: "Многофункционального центра в д.Баскан Мамадышского муницального района РТ", может быть предоставлено на основании проведения торгов.
Глава Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, как должностное лицо местного самоуправления, обращаясь в государственное учреждение с просьбой утвердить в качестве подрядчика для строительства объекта: "Многофункционального центра в д.Баскан Мамадышского муницального района РТ" определенного хозяйствующего субъекта, предоставляет последнему преимущество, а именно исключает соперничество других хозяйствующих субъектов за право выступить подрядчиком для строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Дополнительно в вышеуказанном письме Глава Мамадышского муниципального района Республики Татарстан сообщил, что ООО "Мамадышское ЖКУ" по данному объекту уже выполнило строительство фундамента объекта и ведет кладку стен.
Таким образом, Совет Мамадышского муниципального района Республики Татарстан без проведения конкурентных процедур определил ООО "Мамадышское ЖКУ" подрядчиком строительства объекта: "Многофункционального центра в д.Баскан Мамадышского муницального района РТ".
Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона N135-ФЗ).
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Предлагая ГКУ "Главинвестстрой РТ" для строительства объекта: "Многофункционального центра в д.Баскан Мамадышского муницального района РТ", в качестве подрядчика ООО "Мамадышское ЖКУ" и при этом информируя, что по данному объекту выполнило строительство фундамента объекта и ведет кладку стен, Глава Мамадышского муниципального района Республики Татарстан нарушает основы конкуренции.
Таким образом, инспекция Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что в действиях Совета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан и ООО "Мамадышское ЖКУ" имеются признаки нарушения статьи 16 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку подобные действия создают более выгодные условия деятельности (преимущество) ООО "Мамадышское ЖКУ" по отношению к иным хозяйствующим субъектам, работающим на рынке строительства, заключающиеся в предоставлении права к осуществлению строительных работ без проведения открытых торгов, что в свою очередь, приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В ходе изучения исходящей корреспонденции Совета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан было изучено письмо Главы Мамадышского муниципального района Республики Татарстан от 24.02.2014 года N225 на имя начальника ГКУ "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан" М.М. <_>
Из данного письма следует, что Глава Мамадышского муниципального района Республики Татарстан просит определить подрядную организацию по проведению работ по берегоукреплению р.Ошма ОАО Трастовая компания "Татмелиорация".
Аналогичным образом, Главой Мамадышского муниципального района было направлено письмо от 06.12.2014 г. N1292 на имя начальника ГКУ "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан" <_> с просьбой определить подрядную организацию по строительству объекта "Детский сад на 220 мест по ул. Мира в пос. с-за "Мамадышский Мамадышского муниципального района Республики Татарстан" ЗАО "Стройсервис";
- письмо от 03.12.2014 г. N2447 с просьбой определить подрядную организацию по объекту "Капитальный ремонт здания сельхозуправления Мамадышского района Республики Татарстан" ЗАО "Мамадышстрой";
- письмо от 02.12.2014 г. N2442 с просьбой определить подрядную организацию по объекту "Капитальный ремонт зданий государственного автономного учреждения здравоохранения "Мамадышская центральная районная больница" ООО "СтройСити";
- письмо от 02.12.2014 г. N2437 с просьбой определить подрядную организацию по объекту "Ремонт кровли здания государственного автономного учреждения дополнительного образования детей "Республиканская специализированная детско-юношеская спортивная школа по борьбе" ЗАО "Мамадышстрой";
Также было изучено письмо Главы Мамадышского муниципального района Республики Татарстан от 04.12.2014 года N1284 на имя исполнительного директора Государственного жилищного фонда при Президенте РТ <_>
Из данного письма следует, что Глава Мамадышского муниципального района Республики Татарстан просит определить подрядную организацию по объекту "Сети хозяйственно-бытовой канализации по ул. Центральная в пос. с-за "Мамадышский" строительную организацию ОАО "Мамадышская ПМК-Мелиорация".
Аналогичным образом, Главой Мамадышского муниципального района было направлено письмо от 22.07.2014 г. N809 на имя исполнительного директора Государственного жилищного фонда при Президенте РТ <_> с просьбой определить подрядную организацию по объектам "Индивидуальный жилой дом со встроенным опорным пунктом уполномоченных участков полиции" в населенных пунктах Зюри, Тавели, Рагозино, Соколка, Катмыш Мамадышского муниципального района Республики Татарстан организацию МАУ "Управление капитального строительства при Исполнительном комитете Мамадышского муниципального района Республики Татарстан";
- письмо от 22.07.2014 г. N808 с просьбой определить подрядную организацию по объекту "Сети хозяйственно-бытовой канализации по ул. Центральная г.Мамадыш" организацию МАУ "Управление капитального строительства при Исполнительном комитете Мамадышского муниципального района Республики Татарстан";
- письмо от 13.02.2013 г. N142 с просьбой определить генеральным проектировщиком по объекту "30-квартирных жилых домов N15, 16, 17, 18" ООО "Дизайн-Проект";
- письмо от 11.02.2013 г. N143 с просьбой определить генеральным подрядчиком по объекту "30-квартирных жилых домов N15, 16, 17, 18" ЗАО "Стройсервис";
Также было изучено письмо Главы Мамадышского муниципального района Республики Татарстан от 15.03.2013 года N275 на имя начальника ГКУ "Главинвестстрой РТ" <?>
Из данного письма следует, что Глава Мамадышского муниципального района Республики Татарстан просит утвердить подрядчиком для проектирования объекта: "Очистные сооружения канализации для г.Мамадыш Мамадышского муниципального района РТ" ООО "Евро Акцент Саба" и выделить займ в размере 5,5 млн. рублей для начала разработки проектно-сметной документации очистных сооружений.
Информация о том, каким образом для проведения строительных работ были выбраны именно эти организации отсутствует.
Данная ситуация противоречит условиям здоровой и справедливой конкуренции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности.
Рынок строительства в Мамадышском муниципальном районе Республики Татарстан является конкурентным, на данном рынке осуществляют деятельность следующие организации: ООО "ПромКом", ООО "Стройсити", ООО "МамадышСтрой", ООО "Строитель", ЗАО СтройСервис", ООО Строймелиорация.
Под конкуренцией следует понимать соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В целях объективного и открытого осуществления деятельности органами местного самоуправления, право выступить подрядчиком для выполнения строительных работ, может быть предоставлено на основании проведения торгов.
Совет Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, как орган местного самоуправления, обращаясь в государственное учреждение с просьбой утвердить в качестве подрядчиков для проведения строительных работ определенные хозяйствующие субъекты предоставляет последним преимущество, а именно исключает соперничество других хозяйствующих субъектов за право выступить подрядчиком для проведения строительных работ.
Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона N135-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Предлагая государственному учреждению для проведения строительных работ определенных хозяйствующих субъектов, в качестве подрядчиков Совет Мамадышского муниципального района Республики Татарстан нарушает основы конкуренции.
Таким образом, действия Совета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан являются нарушением статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в ограничении конкуренции при определении подрядчика для отбора подрядной организации, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В ходе изучения учредительных документов Фонда социального развития Мамадышского района "Милосердие" было выявлено следующее.
Согласно Уставу фонда "Милосердие" учредителями являются такие коммерческие организации как ОАО "Мамадышнефтепродукт" и Мамадышское районное потребительское общество.
В пункте 1.1. Устава указано, что Фонд является не имеющей членства некоммерческой организацией, созданной Протоколом общего собрания Учредителей от 31 марта 2003 года. Фонд действует в соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", Гражданским Кодексом РФ, законодательными и нормативными актами РФ и настоящим Уставом.
Основы правового регулирования благотворительной деятельности, возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций определены Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".
В соответствии с данным Федеральным законом под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Статья 6 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" устанавливает, что благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и не муниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.
Статья 8 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" устанавливает, что учредителями благотворительной организации в зависимости от ее формы могут выступать физические и (или) юридические лица. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения не могут выступать учредителями благотворительной организации.
Следует заметить, что не все организации, которые оказывают пожертвования на благотворительные цели, относятся к благотворительным. Для получения организацией статуса "благотворительная" законодательно установлены специальные критерии и требуется регистрация.
Исходя из системного толкования норм Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" следует, что:
- благотворительная организация является некоммерческой;
- учредителями данной организации не могут выступать органы власти;
- учредителем данной организации не может выступать юридическое лицо являющееся коммерческой организацией;
- данная организация должна быть зарегистрирована в качестве благотворительной в установленном законом порядке.
При этом, органам местного самоуправления предоставлена возможность создания внебюджетного фонда денежных средств, поступающих от юридических и физических лиц как безвозмездная помощь.
Вместе с тем Фонд социального развития Мамадышского района "Милосердие" учрежден юридическими лицами являющиеся коммерческими организациями, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Действиями Совета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан и ОАО "Мамадышнефтепродукт", Мамадышское районное потребительское общество были созданы такие условия, при которых денежные средства направляемые на цели благотворительности хозяйствующими субъектами, могли использоваться для иных целей, что в свою очередь приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а также может содержать иные признаки нарушений действующего законодательства.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, Инспекция Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что в действиях Совета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан и ОАО "Мамадышнефтепродукт", Мамадышское районное потребительское общество усматриваются признаки нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно согласованные действия по аккумулированию денежных средств, направляемых на цели благотворительности хозяйствующими субъектами Мамадышского муниципального района, на расчетных счетах Фонда социального развития Мамадышского района "Милосердие", который был учрежден коммерческими организациями в нарушение требований действующего законодательства, а также создания таких условии, при которых денежные средства направляемые на цели благотворительности хозяйствующими субъектами, могли использоваться для иных целей, что в свою очередь приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В ходе изучения исходящей документации Совета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан было изучено письмо Главы Мамадышского муниципального района Республики Татарстан от 23.10.2013 года N1051 на имя директора ООО "Строительные инертные материалы" <_>
Из данного письма следует, что Глава Мамадышского муниципального района Республики Татарстан просит оказать финансовую помощь в сумме 3,5 миллиона рублей для укрепления материально-технической базы школ по основам военной службы и завершения работ по реализации программы "Безопасный город".
При этом Глава Мамадышского муниципального района Республики Татарстан просит перечислить денежные средства в ООО "Созидание" с приложением банковских реквизитов.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности.
ООО "Созидание" является коммерческой организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, не имея признаков благотворительной организации и участия органов местного самоуправления.
При этом данная организация в одностороннем порядке имеет возможность распоряжаться любыми денежными средствами, находящимися на своих расчетных счетах.
Действиями Совета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан и ООО "Созидание" были созданы такие условия, при которых денежные средства направляемые на цели благотворительности хозяйствующими субъектами, могли использоваться для иных целей, что в свою очередь приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а также может содержать иные признаки нарушений действующего законодательства.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона N135-ФЗ).
Обращаясь с просьбой оказать финансовую помощь в сумме 3,5 миллиона рублей для укрепления материально-технической базы школ по основам военной службы и завершения работ по реализации программы "Безопасный город" и перечислить денежные средства в ООО "Созидание" с приложением банковских реквизитов, Глава Мамадышского муниципального района Республики Татарстан нарушает антимонопольное законодательство.
Таким образом, действия Совета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан и ООО "Созидание" являются нарушением статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно согласованные действия по аккумулированию денежных средств, направляемых на цели благотворительности хозяйствующими субъектами Мамадышского муниципального района, на расчетных счетах ООО "Созидание" в нарушение требований действующего законодательства, которое привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В ходе изучения исходящей корреспонденции Мамадышского муниципального района Республики Татарстан было изучено письмо Главы Мамадышского муниципального района Республики Татарстан от 29.12.2013 года N1294 на имя генерального директора ОАО "Волгомост" <_>
Из данного письма следует, что Главы Мамадышского муниципального района Республики Татарстан просит оказать спонсорскую помощь для благоустройства территории Отарского сельского поселения Мамадышского муниципального района в сумме 13,0 миллионов рублей и перечислить денежные средства на расчетный счет ООО "Строймелиорация".
При этом указаны реквизиты для перечисления денежных средств, которые принадлежат ООО "Строймелиорация".
Совет Мамадышского муниципального района письменно пояснил, что письмо генеральному директору ОАО "Волгомост" <_> было отправлено по ходатайству ООО "Строймелиорация". По договору между ООО "Строймелиорация" и ОАО "Волгомост" была построена дорога, а ОАО "Волгомост" за выполненные работы деньги не перечислило.
Данная ситуация противоречит условиям здоровой и справедливой конкуренции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности.
Каждый хозяйствующий субъект имеет право свободно распоряжаться своими средствами в рамках установленных законодательством.
Совет Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, как орган местного самоуправления, обращаясь к одному хозяйствующему субъекту от имени другого хозяйствующего субъекта, вмешивается в их хозяйственную деятельность, обладая властно-распорядительными полномочиями, Совет Мамадышского муниципального района Республики Татарстан имеет возможность воздействовать на принятие того или иного решения в пользу предоставления либо отказа в предоставлении денежных средств.
Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона N135-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Совет Мамадышского муниципального района Республики Татарстан обращаясь с просьбой оказать спонсорскую помощь для благоустройства территории Отарского сельского поселения Мамадышского муниципального района в сумме 13,0 миллионов рублей и перечислить денежные средства на расчетный счет ООО "Строймелиорация", нарушает основы конкуренции, при которых хозяйствующие субъекты своими самостоятельными действиями ограничивают возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Таким образом, действия Совета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан являются нарушением статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившимся в представлении интересов ООО "Строймелиорация" при взаимодействии с другими хозяйствующими субъектами, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.
Согласно части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе, при определении объема закупок, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:
1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
2) услуг по предоставлению кредитов;
3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;
4) работ в области использования атомной энергии;
5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно данным, опубликованным на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт), в 2014 г. уполномоченным органом для нужд муниципального заказчика - Совета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан (далее - Совет Мамадышского МР РТ) проведено 4 электронных аукциона на общую сумму 1 503 759,8 рублей.
По результатам вышеуказанных аукционов заключены муниципальные контракты на общую сумму 1 402 003,9 рублей.
Исходя из извещений, аукционных документаций, размещенных на официальном сайте, электронные аукционы N0111300012914000004, N0111300012914000005, N0111300012914000065, N0111300012914000067, проведенные для нужд Совета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, не содержат ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, а также не содержат требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом, муниципальным заказчиком допущено нарушение требований части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 112 Закона о контрактной системе заказчики размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 - 2016 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно части 2 Приложения к приказу Министерства экономического развития России N 544, Казначейства России N 18н от 20.09.2013 "Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы", планы-графики подлежат размещению на официальном сайте не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете. В случаях, указанных в пункте 7 Особенностей, размещение плана-графика на официальном сайте осуществляется в день его утверждения.
Решением Совета Мамадышского МР РТ от 19.12.2014 г. N1-35 утверждены бюджетные ассигнования для Совета Мамадышского МР РТ в размере 6 731 600 рублей, которые доведены до муниципального заказчика уведомлением о бюджетных ассигнованиях от 01.01.2015 г. N7.
Согласно официальному сайту, муниципальным заказчиком - Советом Мамадышского МР РТ план-график закупок на 2015 г. размещен с нарушением установленного законодательством Российской Федерации срока - 06.02.2015 г.
Таким образом, муниципальным заказчиком допущено нарушение требований части 2 статьи 112 Закона о контрактной системе, части 2 Приложения к приказу Министерства экономического развития России N 544, Казначейства России N 18н от 20.09.2013 "Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы".
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N0111300012914000067 на предмет: "Поставка бензина Регуляр-92 для нужд Совета Мамадышского района РТ" размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 30.06.2014 года.
Уполномоченный орган - исполнительный комитет Мамадышского муниципального района Республики Татарстан.
Муниципальный заказчик - Совет Мамадышского МР РТ.
Начальная (максимальная) цена контракта - 666 500,00 рублей.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
В соответствии с разделом 1.5 документации об аукционе заказчиком установлены следующие требования к участникам закупки: "8) отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике аукциона, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника аукциона - юридического лица".
Таким образом, извещение о проведении электронного аукциона N0111300012914000067 должно содержать требование к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
При этом извещение вышеуказанных требований не содержит, что является нарушением пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N0111300012914000065 на предмет: "Ремонт и замена запасных частей для автомобилей Совета Мамадышского муниципального района" размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 10.06.2014 года.
Уполномоченный орган - Исполнительный комитет Мамадышского муниципального района Республики Татарстан.
Муниципальный заказчик - Совет Мамадышского МР РТ.
Начальная (максимальная) цена контракта - 311 575,00 рублей.
1. Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
В соответствии с разделом 1.5 документации об аукционе заказчиком установлены следующие требования к участникам закупки: "8) отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике аукциона, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника аукциона - юридического лица".
Таким образом, извещение о проведении электронного аукциона N0111300012914000065 должно содержать требование к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
При этом извещение вышеуказанных требований не содержит, что является нарушением пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В техническом задании аукционной документации указано, что "требования к запасным частям, комплектующим и материалам предъявляются в соответствии с рекомендациями, технологиями завода-изготовителя автомобилей, техническими регламентами на автомобили. Перечень запасных частей указан в приложении N 2 к Техническому заданию. Для качественного оказания услуг, применяемый товар при оказании услуг должен соответствовать требованиям, указанным в Техническом задании и его приложениях (Приложении N1 к ТЗ). В случае если в настоящем ТЗ имеются ссылки на конкретные товарные знаки, допускается применение эквивалента, который должен соответствовать требованиям, указанным в настоящем ТЗ".
Вместе с тем, аукционная документация, размещенная на официальном сайте, не содержит приложений N1 и N 2 к техническому заданию с перечнем запасных частей, а также с указанием требований к запасным частям, комплектующим и материалам, подлежащих замене.
Таким образом, муниципальным заказчиком, уполномоченным органом допущено нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Иных признаков нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных Федеральным законом от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральным законом от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в действиях Совета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан не установлено.
Запись в Журнале учета проверок юридического лица внесена:
____________________________________________________________________ ____
(подпись проверяющего) (подпись уполномоченного представителя юридического лица
Участники инспекции: <_>
Акт составлен в 2-х экземплярах на 19 листах.
С актом ознакомлен, 2-ой экземпляр акта
на 19 листах получен:
_________________________/__________________________________________ _
(исх. от ____________ за N _________) (подпись, печать) (должность, Ф.И.О.)
Руководитель инспекции <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан N ДМ-06/3128 (опубликовано 20 марта 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016