Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
N ДМ-06/3131 (опубликовано 20 марта 2015 г.)
На основании приказа от 26.01.2015 г. N01/18-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая проверка МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Мамадышского муниципального района Республики Татарстан".
Проверка начата 02.02.2015 года окончена 02.03.2015 года.
Акт составлен: <_>
С копией приказа о проведении проверки ознакомлен:
____________________________________________________________________ ____ (Ф.И.О. руководителя, иного должностного лица проверяемого лица, уполномоченного представителя с указанием даты, времени ознакомления)
Проверка проводилась инспекцией в составе:
Руководитель инспекции: <_>
Члены инспекции: <_>
Председателем МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Мамадышского муниципального района Республики Татарстан" является <_> назначенный распоряжением Главы Мамадышского муниципального района Республики Татарстан N002 от 11.01.2006 г.
Предметом проводимой проверки является контроль за соблюдением антимонопольных правил и требований, предусмотренных Федеральным законом от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Период, за который проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства: с 01.01.2013 г. по 02.02.2015 года.
Срок проведения проверки: с 02.02.2015 года по 02.03.2015 года включительно.
В ходе проведения проверки установлено:
На протяжении 2013 года обязанность оплаты услуг по определению оценки рыночной стоимости реализуемых на торгах муниципальных земельных участков, права аренды на муниципальные земельные участки Мамадышского района возлагалась на хозяйствующих субъектов и физических лиц, участвующих в торгах.
Указанные обстоятельства были выявлены в ходе изучения аукционной документации МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Мамадышского муниципального района Республики Татарстан".
Инспекцией было установлено, что хозяйствующие субъекты и физические лица выступают заказчиками по определению оценки рыночной стоимости, исполнителем по отчетам оценки выступало ООО "Агентство оценки".
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которое не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
Одним из принципов, на котором основываются Земельный кодекс Российской Федерации и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п.7 ч.1 ст.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Приобретение земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах) регламентировано статьей 38 ЗК РФ.
Отличительной особенностью процедуры проведения аукциона, как и любых торгов, является конкуренция их участников.
Земельным Кодексом Российской Федерации установлено, что в качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
В качестве организатора торгов (конкурсов, аукционов) выступает собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация.
Из вышеприведенных норм следует, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, как собственник земельного участка за свои средства организовывает и проводит торги по реализации такого земельного участка, либо посредством заключения договора (контракта) в соответствии и в порядке установленными нормами действующего законодательства Российской Федерации со специализированной организацией, оказывающей услуги по организации и проведению торгов.
Исходя из п.7 ч.1 ст.1 Земельного кодекса Российской Федерации, участник торгов, получивший право на приобретение или право на заключение договора аренды земельного участка должен оплатить лишь стоимость земельного участка, установленную конкурсной документацией.
В соответствии с частью 2 статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Обязательство оплаты услуг по определению оценки рыночной стоимости реализуемых на торгах муниципальных земельных участков, права аренды на муниципальные земельные участки Земельным законодательством и специальными федеральными законами не установлены.
Возлагая на хозяйствующих субъектов не предусмотренную законодательством обязанность оплаты услуг по определению оценки рыночной стоимости реализуемых на торгах муниципальных земельных участков, права аренды на муниципальные земельные участки, МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Мамадышского муниципального района Республики Татарстан" создало необоснованное препятствие потенциальным участникам торгов.
Установление вышеуказанных требований, ущемляет законные права приобретателей земельных участков, в том числе право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Более того, Инспекцией было установлено, что оценщиком ООО "Агентство оценки", оказывающим услуги по оценке реализуемого муниципального имущества, является <_> родной брат Председателя МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Мамадышского муниципального района Республики Татарстан" <_>
Кроме того, <_> является ведущим специалистом МУ "Управление имуществом Мамадышского муниципального района Республики Татарстан" (указанное учреждение, осуществляет функции организатора торгов).
Согласно статье 16 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" оценка объекта оценки не может проводиться оценщиком, если он является учредителем, собственником, акционером, должностным лицом или работником юридического лица - заказчика, лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, либо состоит с указанными лицами в близком родстве или свойстве.
Проведение оценки объекта оценки не допускается, если:
- в отношении объекта оценки оценщик имеет вещные или обязательственные права вне договора;
- оценщик является участником (членом) или кредитором юридического лица - заказчика либо такое юридическое лицо является кредитором или страховщиком оценщика.
Не допускается вмешательство заказчика либо иных заинтересованных лиц в деятельность оценщика и юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, если это может негативно повлиять на достоверность результата проведения оценки объекта оценки, в том числе ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению или определению при проведении оценки объекта оценки.
Юридическое лицо не вправе заключать договор на проведение оценки с заказчиком в случаях, если оно имеет имущественный интерес в объекте оценки и (или) является аффилированным лицом заказчика, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, действующее законодательство исключает возможность заключения договора оценки, если оценщик является заинтересованным лицом, в том числе, если оценщик имеет имущественный интерес к объекту оценки.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, согласованные действия при организации оценочной деятельности реализуемого муниципального имущества Мамадышского района, совершаемые МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Мамадышского муниципального района Республики Татарстан", МУ "Управление имуществом Мамадышского муниципального района Республики Татарстан", ООО "Агентство оценки" содержат признаки нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
В ходе изучения входящей - исходящей корреспонденции Мамадышского муниципального района Республики Татарстан было установлено, что исходящим письмом N1286 от 26.12.2013 года Глава Мамадышского муниципального района Республики Татарстан обратился в адрес ООО "ДСК г.Мамадыш" с указанием, что Мамадышский муниципальный район Республики Татарстан гарантирует реализацию через аукцион земельного участка, площадью 15,3 га с кадастровым номером 16:24:000000:3545, находящегося по адресу: Мамадышский район, с. Камский леспромхоз в аренду ООО "ДСК г.Мамадыш" сроком на три года.
В указанном письме Глава Мамадышского муниципального района Республики Татарстан указывает, что данный земельный участок не будет реализован иным физическим и юридическим лицам.
В последующем на основании протокола аукциона N2014/д-3 от 07.03.2014 года, в соответствии с Постановлением Исполнительного комитета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан от 27.12.2013 года N1917 между МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Мамадышского муниципального района Республики Татарстан" и ООО "ДСК г.Мамадыш" был заключен договор аренды N2014/11 от 18.03.2014 года земельного участка площадью 15,3 га с кадастровым номером 16:24:000000:3545, находящегося по адресу: Мамадышский район, с. Камский леспромхоз в аренду ООО "ДСК г.Мамадыш" сроком на три года, как было указано в письме N1286 от 26.12.2013 года.
Приобретение земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах) регламентировано статьей 38 ЗК РФ.
Отличительной особенностью процедуры проведения аукциона, как и любых торгов, является конкуренция их участников.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" под конкуренцией следует понимать соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Конкуренция призвана обеспечивать стабильное развитие экономических отношений в Российской Федерации, высокое качество реализуемых товаров, оказываемых услуг, повышение эффективности деятельности участников товарного рынка.
Вместе с тем, в рассматриваемой ситуации, Инспекцией было установлено, что между органами местного самоуправления Мамадышского муниципального района Республики Татарстан и ООО "ДСК г.Мамадыш" была достигнута договоренность о гарантированном предоставлении земельного участка до фактического проведения процедуры торгов.
Целью проведения процедуры торгов был не поиск лица для реализации земельного участка и максимальное привлечение прибыли от указанной реализации, а только формальное соблюдение установленных законом процедур, с передачей земельного участка лицу, определенному фактическим получателем до проведения аукциона.
Пунктом 18 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, соглашение в виде договоренности между Главой Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Мамадышского муниципального района Республики Татарстан" и ООО "ДСК г.Мамадыш" содержит признаки нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части заключения договора аренды N2014/11 от 18.03.2014 года земельного участка площадью 15,3 га с кадастровым номером 16:24:000000:3545, находящегося по адресу: Мамадышский район, с. Камский леспромхоз в аренду ООО "ДСК г.Мамадыш".
Между МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Мамадышского муниципального района Республики Татарстан" и ООО "Переправа" был заключен договор аренды N0564 от 24.02.2011 года земельного участка площадью 52915 кв.м. с кадастровым номером 16:26:691301:146, находящегося по адресу: Мамадышский район, Отарское сельское поселение сроком на три года.
На основании заявления ООО "Переправа" от 02.09.2013 года между МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Мамадышского муниципального района Республики Татарстан" и ООО "Переправа" было заключено дополнительное соглашение к договору аренды N0564.
В соответствии с указанным соглашением срок аренды земельного участка площадью 52915 кв.м. с кадастровым номером 16:26:691301:146, находящегося по адресу: Мамадышский район, Отарское сельское поселение продлен на 49 лет.
Между МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Мамадышского муниципального района Республики Татарстан" и ООО "Переправа" был заключен договор аренды N0281 от 23.12.2009 года земельного участка площадью 2,0126 га с кадастровым номером 16:26:691501:18, находящегося по адресу: Мамадышский район, Отарское сельское поселение сроком на три года.
На основании заявления ООО "Переправа" от 02.09.2013 года между МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Мамадышского муниципального района Республики Татарстан" и ООО "Переправа" было заключено дополнительное соглашение к договору аренды N0281.
В соответствии с указанным соглашением срок аренды земельного участка площадью 52915 кв.м. с кадастровым номером 16:26:691301:146, находящегося по адресу: Мамадышский район, Отарское сельское поселение продлен на 49 лет.
Указанные действия органов местного самоуправления не соответствуют требованиям действующего законодательства на основании следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 34 Земельного Кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В рассматриваемой ситуации публикация информационного сообщения при продлении договоров аренды не осуществлялась.
В соответствии с п.31 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" договор аренды, заключенный на новый срок является новым договором.
Норма, дающая право органам местного самоуправления принимать распоряжения (постановления) о предоставлении земельных участков без предварительного информирования населения в федеральном законодательстве отсутствует.
Информационное сообщение о намерении органов местного самоуправления предоставить земельный участок во владение и пользование адресовано неопределенному кругу лиц и направлено на соблюдение права физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на получение муниципального земельного участка и использование его в предпринимательских целях.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
Конституционный суд Российской Федерации в определении от 25.11.2010 N 1549-О-О отметил, что данные нормы направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Информирование о предоставлении конкретных земельных участков в аренду способствует получению наибольшего числа заявок от всех заинтересованных лиц, что способствует достижению максимальной эффективности сдачи имущества в аренду.
Исходя из изложенного, следует, что нарушение обязательной процедуры предоставления таких земельных участков, может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц, как юридических, так и граждан, которые могли претендовать на получение земельного участка для целей не связанных со строительством.
Согласно п.1 ст. 621 Гражданского кодекса, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок.
В соответствие с п.3 ст.22 Земельного Кодекса РФ, по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3статьи 35, пунктом 1 статьи 36 и статьей 46 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 35 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" реализация предусмотренного пунктом 3 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации преимущественного права на заключение договора аренды земли на новый срок возможна только в случае передачи арендодателем спорного имущества третьему лицу в аренду.
Исходя из смысла перечисленных выше норм Земельного кодекса, Гражданского Кодекса, речь о преимущественном праве прежнего арендатора может идти лишь при наличии нескольких претендентов на аренду земельных участков и заключении нового договора аренды с одним из них.
Следует отметить, что в соответствии с п.3 Постановления Пленума ВАС от 17.11.2011 г. N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" если арендодатель до заключения договора аренды с победителем торгов предложил арендатору заключить с ним договор аренды на условиях, предложенных победителем торгов, а арендатор отказался от заключения договора либо не принял этого предложения в названный в нем срок, суд отказывает такому арендатору в защите его преимущественного права.
Таким образом, прежний арендатор земельного участка, имеет преимущественное, приоритетное перед другими лицами, но не исключительное право на аренду земельного участка.
Вместе с тем, наличие преимущественного права на заключение договора аренды земельного участка не исключает необходимость соблюдения порядка предоставления этого участка, установленного законодательством.
На основании изложенного, действия МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Мамадышского муниципального района Республики Татарстан" по пролонгации договоров аренды земельных участков ООО "Переправа", без заблаговременной публикации информационного сообщения о намерении органов местного самоуправления предоставить указанные земельные участки в аренду содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135 "О защите конкуренции".
Между МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Мамадышского муниципального района Республики Татарстан" и ЗАО "Стройсервис" был заключен договор аренды NТО-30-071-0379 от 13.12.2006 года земельного участка площадью 1433 кв.м. с кадастровым номером 16:26:340243:0050, находящегося по адресу: Мамадышский район, г. Мамадыш, ул.Давыдова, д.137 б для строительства автогазозаправочной станции.
Срок договора аренды был установлен на три года - до 13.12.2009 года.
Следовательно, земельный участок с кадастровым номером 16:26:340243:0050, находящегося по адресу: Мамадышский район, г. Мамадыш, ул.Давыдова, д.137 б должен был быть принят по акту приема-передачи МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Мамадышского муниципального района Республики Татарстан" по истечении срока действия договора аренды - 13.12.2009 года.
Вместе с тем, земельный участок площадью 1433 кв.м. с кадастровым номером 16:26:340243:0050, по адресу: Мамадышский район, г. Мамадыш, ул.Давыдова, д.137 б находился в пользовании ЗАО "Стройсервис" без правоустанавливающих документов.
В дальнейшем, Постановлением Исполнительного комитета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан от 17.07.2013 года N936 было изменено разрешенное использование земельного участка с "для строительства автогазозаправочной станции" на "для размещения автосервиса".
Постановлением Исполнительного комитета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан от 06.09.2013 года N1232 земельный участок площадью 1433 кв.м. с кадастровым номером 16:26:340243:0050, по адресу: Мамадышский район, г. Мамадыш, ул.Давыдова, д.137 б был предоставлен ЗАО "Стройсервис" в собственность.
В собственность земельный участок был предоставлен на основании выданного 11.02.2013 года разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию.
Таким образом, на рассматриваемом земельном участке велось строительство ЗАО "Стройсервис" без оформленных надлежащим образом прав на земельный участок.
Согласно ст. 17.1 ФЗ N131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Основной задачей муниципального земельного контроля является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также индивидуальными предпринимателями и физическими лицами обязательных требований земельного законодательства.
Муниципальный земельный контроль включает в себя:
1. контроль за выполнением землепользователями, собственниками, владельцами, арендаторами обязанностей по использованию земель, установленных законодательством;
2. контроль за соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков;
3. контроль за соблюдением порядка, исключающего использование земельных участков без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю;
4. контроль за своевременным освоением земельных участков;
5. контроль за использованием земель по целевому назначению;
6. контроль за выполнением арендаторами условий договоров аренды земельных участков;
7. контроль за своевременным освобождением земельных участков по окончании сроков действия договоров аренды земельных участков;
8. выполнение иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель.
С учетом изложенных обстоятельств можно сделать заключение, что МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Мамадышского муниципального района Республики Татарстан" бездействовало в части осуществления муниципального контроля за использованием земельного участка площадью 1433 кв.м. с кадастровым номером 16:26:340243:0050, по адресу: Мамадышский район, г. Мамадыш, ул.Давыдова, д.137 б ЗАО "Стройсервис" без правоустанавливающих документов.
Исходя из указанного, бездействие МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Мамадышского муниципального района Республики Татарстан" содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части неосуществления муниципального контроля за использованием земельного участка площадью 1433 кв.м. с кадастровым номером 16:26:340243:0050, по адресу: Мамадышский район, г. Мамадыш, ул.Давыдова, д.137 б ЗАО "Стройсервис" без правоустанавливающих документов.
25.08.2010 года между МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Мамадышского муниципального района Республики Татарстан" и <_> заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 16:26:630101:6, Урманчеевское сельское поселение, площадью 93146 кв.м., категория - земли сельскохозяйственного назначения.
Срок договора истек 13.12.2013 года.
В последующем в связи с заявлением <_> Постановлением Исполнительного комитета Мамадышского муниципального района РТ от 27.09.2013 N 1352 данный земельный участок передан в собственность <_> на основании зарегистрированного права собственности на дом пчеловода от 11.07.2013 года, в соответствии со статьей 36 ЗК РФ.
Указанные действия органов местного самоуправления не соответствуют требованиям действующего законодательства на основании следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 260 Гражданского кодекса РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
В соответствии с п. 1 ст. 42 ЗК РФ собственник земельного участка обязан использовать землю как в соответствии с целевым назначением, так и в соответствии с разрешенным использованием.
Конкретное целевое назначение земельного участка представляет собой установление цели использования участка земли и определение объема прав и обязанностей лица, которому принадлежит земельный участок, на основании прямого указания в законе на допустимые цели использования земельного участка в составе соответствующей категории земель.
Назначение земельного участка определяется на основе норм законодательства, которые закрепляют цели допустимого использования земель соответствующей категории.
Согласно статье 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В соответствии со статьей 78 ЗК РФ и пунктом 1 части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" основным принципом оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение их целевого использования.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 ЗК РФ.
Статья 34 ЗК РФ устанавливает порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
В соответствии со статьей 34 Земельного Кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Таким образом, на землях сельскохозяйственного назначения допускается расположение объекта недвижимости, эксплуатация которого связана с производством, первичной переработкой, хранением сельскохозяйственной продукции.
Нахождение зданий, строений сооружений, на земельном участке сельхозназначения, не соответствующих такому целевому назначению, без перевода участка в другую категорию, не допускается.
Такая правовая позиция согласуется с правоприменительной практикой, в частности, с постановлением ФАСПО от 28.03.2012 по делу А57-7765/2011.
Вместе с тем, органами местного самоуправления Мамадышского муниципального района земельный участок с кадастровым номером 16:26:630101:6, Урманчеевское сельское поселение, площадью 93146 кв.м., категория - земли сельскохозяйственного назначения был предоставлен в собственность на основании имеющегося на земельном участке объекта недвижимости, при этом должностные лица не могли не знать об использовании земельного участка не по назначению, а, следовательно, в нарушение положений действующего законодательства.
Таким образом, действия Исполнительного комитета Мамадышского муниципального района РТ, МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Мамадышского муниципального района Республики Татарстан" содержат признаки нарушения требований статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в предоставлении и использовании сельскохозяйственного земельного участка с кадастровым номером 16:26:630101:6, Урманчеевское сельское поселение, площадью 93146 кв.м., с нарушением требований действующего законодательства.
На основании договоров купли-продажи, МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Мамадышского муниципального района Республики Татарстан" предоставлены в собственность ООО "СвойДом" земельные участки с кадастровыми номерами 16:26:696901:28 площадью 48869 кв.м., 16:26:290601:132 площадью 3371 кв.м., 16:26:696901:29 площадью 910 кв.м., 16:26:290601:131 площадью 18813 кв.м., 16:26:696901:13 площадью 2635 кв.м., 16:26:696901:35 площадью 72361 кв.м.
Указанные земельные участки относятся к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование для ведения личного подсобного хозяйства.
Статьей 3 Федерального закона от 07.07.2003 N112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", установлено право граждан на ведение личного подсобного хозяйства.
Из вышеуказанной нормы следует, что возможность предоставления юридическим лицам земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства действующим законодательством не предусмотрена.
Статьей 7 Земельного кодекса РФ установлено, что земли в Российской Федерации подразделяются по целевому назначению на определенные категории, и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Статьей 28 Земельного кодекса РФ определено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24.
Положения ст.ст. 27, 33, 78, 80, 81 Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 07.07.2003 N112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" допускают предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства только гражданам.
Более того, Закон N112-ФЗ, устанавливая в статье 2 понятие личного подсобного хозяйства, не только указал, что это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, но и закрепил, что личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
В статье 3 вышеназванного Закона N112-ФЗ прямо предусмотрено, что право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.
Применительно к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности, Законом N112-ФЗ установлено, что для ведения личного подсобного хозяйства они предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях, либо гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, при наличии свободных земельных участков.
На основании вышеуказанных норм, возможность предоставления юридическим лицам земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства действующим законодательством не предусмотрена.
Таким образом, ООО "СвойДом" не имело право на получение земельных участков с кадастровыми номерами 16:26:696901:28 площадью 48869 кв.м., 16:26:290601:132 площадью 3371 кв.м., 16:26:696901:29 площадью 910 кв.м., 16:26:290601:131 площадью 18813 кв.м., 16:26:696901:13 площадью 2635 кв.м., 16:26:696901:35 площадью 72361 кв.м. в собственность для ведения личного подсобного хозяйства.
Предоставляя земельные участки с кадастровым номером с кадастровыми номерами 16:26:696901:28 площадью 48869 кв.м., 16:26:290601:132 площадью 3371 кв.м., 16:26:696901:29 площадью 910 кв.м., 16:26:290601:131 площадью 18813 кв.м., 16:26:696901:13 площадью 2635 кв.м., 16:26:696901:35 площадью 72361 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства юридическому лицу, Исполнительным комитетом Мамадышского муниципального района Республики Татарстан был ограничен круг потенциальных приобретателей, в том числе физических лиц, имеющих законные права на приобретение в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.
На основании вышеизложенного, Инспекция Татарстанского УФАС России пришла к выводу о том, что указанные действия МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Мамадышского муниципального района Республики Татарстан" содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части предоставления земельных участков с кадастровыми номерами 16:26:696901:28 площадью 48869 кв.м., 16:26:290601:132 площадью 3371 кв.м., 16:26:696901:29 площадью 910 кв.м., 16:26:290601:131 площадью 18813 кв.м., 16:26:696901:13 площадью 2635 кв.м., 16:26:696901:35 площадью 72361 кв.м. в собственность для ведения личного подсобного хозяйства юридическому лицу, что противоречит действующему законодательству и ограничивает круг добросовестных потенциальных приобретателей данного земельного участка.
7. В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.
Согласно части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе, при определении объема закупок, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:
1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
2) услуг по предоставлению кредитов;
3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;
4) работ в области использования атомной энергии;
5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно данным, опубликованным на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт), в 2014 г. уполномоченным органом для нужд муниципального заказчика - МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Мамадышского муниципального района Республики Татарстан" (далее - МКУ "ПИЗО Мамадышского МР РТ") проведен единственный торг, а именно: 27.02.2014 г. размещен электронный аукцион N0111300012914000002 на предмет: "Поставка горюче-смазочных материалов для нужд ПИЗО Мамадышского района РТ" с начальной максимальной ценой контракта 49 980 рублей.
Вышеуказанный аукцион признан состоявшимся, контракт заключен с победителем торга ОАО "Холдинговая Компания Татнефтепродукт" по цене 49 470 рублей.
Исходя из извещения, аукционной документации, размещенных на официальном сайте, электронный аукцион N0111300012914000002 на предмет: "Поставка горюче-смазочных материалов для нужд ПИЗО Мамадышского района РТ", не содержит ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, а также не содержит требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом, муниципальным заказчиком допущено нарушение требований части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
8. В соответствии с частью 2 статьи 112 Закона о контрактной системе заказчики размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 - 2016 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно части 2 Приложения к приказу Министерства экономического развития России N 544, Казначейства России N 18н от 20.09.2013 "Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы", планы-графики подлежат размещению на официальном сайте не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете. В случаях, указанных в пункте 7 Особенностей, размещение плана-графика на официальном сайте осуществляется в день его утверждения.
Решением Совета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан от 19.12.2014 г. N1-35 утверждены бюджетные ассигнования для МКУ "ПИЗО Мамадышского МР РТ" в размере 2 598 500 рублей, которые доведены до муниципального заказчика уведомлением о бюджетных ассигнованиях от 01.01.2015 г. N6.
Согласно официальному сайту, муниципальным заказчиком - МКУ "ПИЗО Мамадышского МР РТ" план-график закупок на 2015 г. на момент составления акта не размещен.
Таким образом, муниципальным заказчиком допущено нарушение требований части 2 статьи 112 Закона о контрактной системе, части 2 Приложения к приказу Министерства экономического развития России N 544, Казначейства России N 18н
от 20.09.2013 "Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы".
Иных признаков нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных Федеральным законом от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в действиях МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Мамадышского муниципального района Республики Татарстан" не установлено.
Запись в Журнале учета проверок юридического лица внесена:
____________________________________________________________________ ____
(подпись проверяющего) (подпись уполномоченного представителя юридического лица)
Участники инспекции:
Акт составлен в 2-х экземплярах на 18 листах.
С актом ознакомлен, 2-ой экземпляр акта
на 18 листах получен:
_________________________/__________________________________________ _
(исх. от ____________ за N _________) (подпись, печать) (должность, Ф.И.О.)
Руководитель инспекции <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан N ДМ-06/3131 (опубликовано 20 марта 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016