Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 29 августа 2014 г. N 02-01-26-11-14
Резолютивная часть решения объявлена 21 августа 2014 года г. Новосибирск
Решение изготовлено в полном объеме 29 августа 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Камнева Н.П. - заместитель руководителя Управления, председатель Комиссии;
Князькова С.Е. - начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,
Щукина С.А. - специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,
в присутствии заявителя "_",
в отсутствие ответчиков ООО "Клинингмастер", ООО "Профи-Блеск", ООО "ЭкоЛайф", надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев дело N 02-01-26-11-14 от 06.06.2014 года по признакам нарушения ООО "Клинингмастер" (ИНН 5406756446, ул. Крылова, 36, г. Новосибирск, 630000), ООО "Профи-Блеск" (ИНН 5405480724, мкр. Зеленый бор, д.1, г. Новосибирск, 630126), ООО "ЭкоЛайф" (ИНН 5401347520, ул. Адриена Лежена, д. 17, г. Новосибирск, 630089), пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции", установила:
В Новосибирское УФАС России поступило обращение ИП Лесных В.Г. о нарушении антимонопольного законодательства ООО "Клинингмастер", ООО "Профи-Блеск", ООО "ЭкоЛайф" при участии в открытом аукционе в электронной форме., при рассмотрении которого установлено следующее.
Новосибирским УФАС России был направлен запрос о предоставлении информации на электронную площадку ЗАО "Сбербанк-АТС" (исх. от 19.12.2013 N 02-10455). В ответе на запрос (вх. N 4115э от31.12.2013) ЗАО "Сбербанк-АТС" предоставило следующую информацию.
ООО "Клинингмастер", ООО "Профи-Блеск", ООО "ЭкоЛайф" приняли участие в аукционах в электронной форме N 0151300011513000006 на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по содержанию и механизированной уборке улично-дорожной сети Калининского района в зимний период 1-го полугодия 2014 г., N 0151300011513000007 на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по содержанию, ручной уборке и вывозу мусора с территории Калининского района г. Новосибирска в зимний период 1-го полугодия 2014 г.
Дата публикации аукциона N 0151300011513000006 - 20.11.2013, дата проведения - 02.12.2013. Дата публикации аукциона N 0151300011513000007 - 20.11.2013, дата проведения - 02.12.2013. В данных аукционах приняли участие ООО "Клинингмастер", ООО "Профи-Блеск", ООО "ЭкоЛайф".
Протоколом подведения итогов электронного аукциона N 0151300011513000006 зафиксировано предложение ООО "Клинингмастер" 1040507,50 р., ООО "Профи-Блеск" 1157418,46 р., ООО "ЭкоЛайф" 2326500,00 р.
Контракт заключен с ООО "ЭкоЛайф" по цене - 2326500,00 р.
Аукцион N 0151300011513000006
N участника |
Наименование участника |
Итоговое ценовое предложение |
Время |
IP - адрес участника |
1 |
ООО "ЭкоЛайф" |
2326500,00 р. |
06.22.23 |
37.193.163.207 |
2 |
ООО "Профи-Блеск" |
1157418,46 р. |
06.06.52 |
109.174.113.58 |
3 |
ООО "Клинингмастер" |
1040507,50 р. |
06.07.28 |
109.174.113.58 |
Протоколом подведения итогов электронного аукциона N 0151300011513000007 зафиксировано предложение ООО "Клинингмастер" 1040061,18 р., ООО "Профи-Блеск" 945510,17 р., ООО "ЭкоЛайф" 1891020,26 р.
Контракт заключен с ООО "ЭкоЛайф" по цене - 1891020,26 р.
Аукцион N 0151300011513000007
N участника |
Наименование участника |
Итоговое ценовое предложение |
Время |
IP - адрес участника |
1 |
ООО "ЭкоЛайф" |
1891020,26 р. |
06.18.24 |
37.193.163.207 |
2 |
ООО "Профи-Блеск" |
945510,17 р. |
06.06.31 |
109.174.113.58 |
3 |
ООО "Клинингмастер" |
1040061,18р. |
06.06.19 |
109.174.113.58 |
Из анализа вышеприведенных данных следует, что по обоим аукционам предложения ООО "Профи-Блеск", ООО "Клинингмастер" подавались с одного IP - адреса со значительным снижением начальной цены контракта (почти в два раза, что представляется экономически нецелесообразным), при этом победителем становилось ООО "ЭкоЛайф", подавшее предложение с минимальным снижением стартовой цены. Из информации, представленной торговой площадкой ЗАО "Сбербанк-АТС", установлено, что заявки ООО "Клинингмастер" и ООО "Профи-Блеск" также направлялись с одного IР-адреса 109.174.113.58., с точкой доступа пр-т Димитрова, 7. Заявка ООО "ЭкоЛайф" подана с IP- адреса 37.193.163.207, также с точкой доступа пр-т Димитрова, 7. (IP- адрес 37.193.163.207 обслуживает ООО "Новотелеком" и с 21.10.2013-27.01.2014 закреплен за ООО "Чистая компания").
Кроме того Новосибирским УФАС России установлено, что заявки ООО "Клинингмастер" и ООО "Профи-Блеск" на аукционах N 0151300011513000006, N 0151300011513000007 были отклонены по одинаковым основаниям, ввиду не предоставления участниками одного и того же документа, предусмотренного пунктом 4 части 2 статьи 41.4 ФЗ N94-ФЗ, а именно - копии выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Изложенное указывает на осуществление ООО "Клинингмастер" и ООО "Профи-Блеск" при участии в указанных аукционах действий в пользу третьего лица - ООО "ЭкоЛайф", следовательно, свидетельствует о сговоре указанных лиц с целью поддержания цены на торгах.
Дополнительно из ответов на запрос (вх. N 4115э от 31.12.2013) ЗАО "Сбербанк-АТС" и ОАО "Единая электронная торговая площадка" (вх. 1815 от 30.12.2013 г.) установлено, что ООО "Клинингмастер", ООО "Профи-Блеск", ООО "ЭкоЛайф" участвовали в иных аукционах N 0151100005613000016, N 0151100005613000017, N 0351100001713000137 и подавали ценовые предложения с одного IP адреса 109.202.2.234., который обслуживается ЗАО "Авантель" и закреплен за компанией ООО "Дельта-Торг" по адресу: пр-т Димитрова, 7.
Предоставление одного и того же IP-адреса по разным фактическим адресам, в том числе одним и тем же провайдером, невозможно, в силу того что действующие стандартны DHCP (англ. Dynamic Host Configuration Protocol - протокол динамической настройки узла) - сетевой протокол, позволяющий компьютерам получать IP-адрес и другие параметры, необходимые для работы в сети TCP/IP) не позволяют организовывать повторяющуюся IP-адресацию, как для статических, так и для динамических адресов. При попытке искусственного создания повторяющегося IP-адреса происходит блокировка отправителей с последующей блокировкой ГР-адреса.
С указанных IP-адресов от ООО "Клинингмастер", ООО "Профи-Блеск", ООО "ЭкоЛайф" Торговой площадкой были получены электронные файлы для участия в аукционах.
В результате анализа свойств файлов, полученных Торговой площадкой от ООО "Клинингмастер", ООО "Профи-Блеск", ООО "ЭкоЛайф", установлено совпадение учетных записей, на которых создавались и/или изменялись файлы заявок.
Наименование участника |
Наименование файла в составе заявки |
Учетная запись создавшая файл |
Учетная запись изменившая файл |
Содержание файла |
ООО "Клинингмастер" |
Выписка из ЕГРЮЛ |
Ольга |
Ольга |
Выписка из ЕГРЮЛ |
Выписка из ЕГРЮЛ |
Ольга |
User |
Пустой лист |
|
ООО "Профи-Блеск" |
Выписка из ЕГРЮЛ |
ПК |
ПК |
Выписка из ЕГРЮЛ |
Выписка из ЕГРЮЛ |
ПК |
User |
Пустой лист |
|
ООО "ЭкоЛайф" |
Выписка из ЕГРЮЛ |
Ольга |
Ольга |
Выписка из ЕГРЮЛ |
На основании вышеизложенного, следует что ООО "Клинингмастер", ООО "Профи-Блеск", ООО "ЭкоЛайф" осуществляли совместную подготовку и координирование своих действий при участии в аукционах N 0151300011513000006, N 0151300011513000007, что подтверждается созданием и редактированием файлов заявок с использованием одних и тех же учетных записей.
Таким образом, совпадение одних и тех же учетных записей свидетельствует об использовании и обмене файлами заявок ООО "Клинингмастер", ООО "Профи-Блеск", ООО "ЭкоЛайф" между собой и осуществление координации по подготовке заявок на аукцион.
В связи с тем, что заказчиком ни одна заявка не отклонена, данный факт указывает, что обмен информацией между ООО "Клинингмастер", ООО "Профи-Блеск", ООО "ЭкоЛайф" осуществлялся в целях допуска всех участников до аукциона.
Вышеизложенное свидетельствует об использовании конкурентами единой инфраструктуры. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры возможно только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга. Следовательно, такие действия ООО "Клинингмастер", ООО "Профи-Блеск", ООО "ЭкоЛайф" возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.
Вышеуказанное поведение участников аукционов позволило ООО "ЭкоЛайф" выиграть торги с максимальной стоимостью контракта.
В целях подтверждения вышеуказанных выводов в соответствии с Приказом N 59 от 11.03.2014, Приказом N 65 от 12.03.2014 г. Новосибирским УФАС России были проведены проверки в отношении ООО "ЭкоЛайф" и ООО СФЦ "ЭКАУНТ". В результате указанных проверок установлена взаимосвязь ООО "ЭкоЛайф", ООО "Клинингмастер", ООО "Профи-Блеск" с ООО СФЦ "ЭКАУНТ", расположенного по адресу: г. Новосибирск, пр. Димитрова, 7.
В ходе проведения проверки ООО СФЦ "ЭКАУНТ", в соответствии со ст. 25.3-25.4 Федерального Закона от 26.07.06 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", был проведен осмотр помещений Общества, документов и предметов проверяемого лица, истребованы документы и информация, в том числе содержащаяся на электроном носителе (отчет об исследовании документов (информации), содержащихся на электронном носителе информации N1 от 12.09.2014 г.) (протокол осмотра территорий, помещений, документов и предметов проверяемого лица от 12.03.2014 г.). В результате осмотра, а также изучения полученной информации и документов, установлена взаимосвязь ООО СФЦ "ЭКАУНТ" с ООО "Профи-Блеск", ООО "Клинингмастер" и ООО "ЭкоЛайф". Согласно полученным документам ООО СФЦ "ЭКАУНТ" представляет интересы указанных организаций в органах Федеральной Налоговой службы РФ, а также представляет отчетные документы в Пенсионный фонд РФ.
При этом директор ООО "ЭкоЛайф" в своих пояснениях от 12.03.2014 указал, что ООО "ЭкоЛайф" оказывает услуги по содержанию территорий, вывозу снега, мусора, как по коммерческим договорам, так и по муниципальным контрактам. Бухгалтерские услуги оказывает специализированная организация ООО "ЭКАУНТ", руководителем которой является Курочкина О.Н. Иногда, директор ООО "ЭКАУНТ" формирует заявки на торговой площадке АСТ-Сбербанк, также Курочкина О.Н. имеет доступ к торговой площадке АСТ-Сбербанк.
Наименование участника |
Наименование файла в составе заявки |
Учетная запись создавшая файл |
Учетная запись изменившая файл |
Содержание файла |
ООО "Клинингмастер" |
Выписка из ЕГРЮЛ |
Ольга |
Ольга |
Выписка из ЕГРЮЛ |
Выписка из ЕГРЮЛ |
Ольга |
User |
Пустой лист |
|
ООО "Профи-Блеск" |
Выписка из ЕГРЮЛ |
ПК |
ПК |
Выписка из ЕГРЮЛ |
Выписка из ЕГРЮЛ |
ПК |
User |
Пустой лист |
|
ООО "ЭкоЛайф" |
Выписка из ЕГРЮЛ |
Ольга |
Ольга |
Выписка из ЕГРЮЛ |
В результате осмотра компьютера ООО СФЦ "ЭКАУНТ", были найдены папки ООО "Клинигмастер", ООО "Профи-Блеск" и ООО "ЭкоЛайф", с документами, необходимыми для подачи заявки на электронную площадку, а именно: устав, решение о назначении директора, решение о крупной сделке, выписка из ЕГРЮЛ и реквизиты выше указанных организаций, что подтверждает непосредственное участие в подготовке и подаче документов при участии данных организаций в торгах.
В своих письменных пояснениях (N3 от 12.03.2014) директор ООО СФЦ "ЭКАУНТ" указала, что подготовку документации для участия в торгах для других организаций, а также фактическую подачу заявок и ценовых предложений от имени других организаций не осуществляет, ЭЦП для участия в торгах не имеет.
При этом согласно данным, полученным от АСТ-Сбербанк и от провайдеров, заявка ООО "ЭкоЛайф" подавалась с IP - адреса, расположенного по адресу: пр-т Димитрова, дом 7.
Исходя из вышеизложенного, письменные пояснения Курочкиной О.Н. не соответствуют действительности, изложенные выше обстоятельства подтверждают координирование директором ООО СФЦ "Экаунт" действий ООО "Клинигмастер", ООО "Профи-Блеск" и ООО "ЭкоЛайф" при участии в торгах.
Кроме того, косвенными доказательствами создания организаций ООО "Клинигмастер", ООО "Профи-Блеск" исключительно для фиктивного участия в торгах, путем подачи заявок, содержащих не весь объем необходимых документов, является отсутствие в ООО СФЦ "ЭКАУНТ" иных документов (кроме устава, решения о назначении директора, решения о крупной сделке, выписки из ЕГРЮЛ и реквизитов выше указанных организаций, подаваемых при участии в торгах), указывающих на осуществление какой-либо деятельности.
Сведения и документы, подтверждающие, что ООО "Клинингмастер", ООО "Профи-Блеск", ООО "ЭкоЛайф" входят в одну группу лиц по основаниям, предусмотренным ч. 7,8 ст. 11 ФЗ "Закона о защите конкуренции" отсутствуют.
Наличие письменных соглашений в ходе рассмотрения заявление не выявлено.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
На основании вышеизложенного в действиях ООО "Клинингмастер", ООО "Профи-Блеск", ООО "ЭкоЛайф" присутствуют признаки нарушения п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цены на аукционах в электронной форме с реестровым N 0151300011513000006 на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по содержанию и механизированной уборке улично-дорожной сети Калининского района в зимний период 1-го полугодия 2014 г., N 0151300011513000007 на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по содержанию, ручной уборке и вывозу мусора с территории Калининского района г. Новосибирска в зимний период 1-го полугодия 2014 г. В связи с указанными обстоятельствами Новосибирским УФАС России в отношении ООО "Клинингмастер" (ИНН 5406756446, ул. Крылова, 36, г. Новосибирск, 630000), ООО "Профи-Блеск" (ИНН 5405480724, мкр. Зеленый бор, д.1, г. Новосибирск, 630126), ООО "ЭкоЛайф" возбуждено дело N 02-01-26-11-14 от 06.06.2014 года.
Ответчикам по делу направлялись:
-копия приказа от 06.06.2014 N 157 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
-копия определения о назначении дела N 02-01-26-11-14 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению.
-копия определения об отложении рассмотрения дела N 02-01-26-11-14.
На заседании Комиссии установлено, что согласно сайту ФГУП "Почта России" указанных документов ответчиками не получены.
При этом необходимо отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
На основании вышеизложенного Комиссия делает вывод о том, что ООО "Клинингмастер", ООО "Профи-Блеск", ООО "ЭкоЛайф" извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
На заседание Комиссии представители ООО "Клинингмастер", ООО "Профи-Блеск", ООО "ЭкоЛайф" не явились.
В соответствии с ч. 2 ст. 45 Закона о защите конкуренции в случае неявки на заседание комиссии лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, комиссия вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
На основании изложенного дело подлежит рассмотрению в отсутствие ответчиков.
На рассмотрении дела ИП Лесных В.Г. поддержал доводы, изложенные в заявлении, дополнительно, указав, что он несколько раз участвовал в торгах, в которых принимали участие ООО "Клинингмастер", ООО "Профи-Блеск", ООО "ЭкоЛайф", и каждый раз в связи со сговором ответчиков, у него отсутствовала объективная возможность стать победителем.
Изучив материалы дела и доводы заявителя в полном объеме, Комиссия приходит выводу, что действия ООО "Клинингмастер", ООО "Профи-Блеск", ООО "ЭкоЛайф", выразившиеся, в заключении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цены на аукционах в электронной форме с реестровым N 0151300011513000006 на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по содержанию и механизированной уборке улично-дорожной сети Калининского района в зимний период 1-го полугодия 2014 г., N 0151300011513000007 на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по содержанию, ручной уборке и вывозу мусора с территории Калининского района г. Новосибирска в зимний период 1-го полугодия 2014 г., нарушают п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Новосибирского УФАС России решила:
1. Признать ООО "Клинингмастер", ООО "Профи-Блеск", ООО "ЭкоЛайф" нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции". Нарушение выразилось в заключении устного картельного соглашения, которое привело к поддержанию цен на аукционах в электронной форме с реестровым номером N 0151300011513000006, N 0151300011513000007.
2. Выдать ООО "Клинингмастер", ООО "Профи-Блеск", ООО "ЭкоЛайф" предписания о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения, а именно: прекратить ограничивающее конкуренцию соглашение, путем обеспечения независимого участия в торгах.
3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 29 августа 2014 г. N 02-01-26-11-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016