Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 29 августа 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
Камнева Н.П. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Князькова С.Е - начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;
Иванов С.А. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
рассмотрев жалобу закрытого акционерного общества "Росмарк-Сталь" (далее - ЗАО "Росмарк-Сталь") на действия организатора закупки в форме открытого аукциона открытого акционерного общества "Швабе- Оборона и Защита" (далее- ОАО "Швабе- Оборона и Защита") на поставку заточного станка с ЧПУ "Hawemat 2001" (номер закупки 31401372128), в присутствии "_", установила:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ЗАО "Росмарк-Сталь" (вх.N 848 от 20.08.2014 г.) на действия организатора закупки в форме открытого аукциона ОАО "Швабе- Оборона и Защита" на поставку заточного станка с ЧПУ "Hawemat 2001" (номер закупки 31401372128).
Заявитель сообщает следующее.
Согласно п. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок ценна товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Указанные положения в соответствии с п. 5 той же статьи распространяются на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Податель жалобы считает, что указывая и документации о закупке конкретную марку и модель закупаемого оборудования (заточный станок с ЧПУ Hawemat 2001) Заказчик лишает потенциальных участников закупки возможности предложить ему товар - эквивалент, по своим характеристикам не уступающий показателям, указанным в Техническом задании (Приложение N 1 к документации об электронном аукционе на право заключить договор на поставку заточного станка с ЧПУ Hawemat 2001). Тем самым заказчик допускает необоснованное ограничение конкуренции по отношению к участникам закупки, чем грубо нарушает вышеуказанные положения п. 2 ст. 3 Закона о закупках и п. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Согласно пп. 1 п. 10 ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Настоящий закон предусматривает указание в документации о закупке требований к качеству, потребительским свойствам и техническим характеристикам товара, но не конкретных моделей/марок закупаемой продукции, что ведет к необоснованному ограничению конкуренции и созданию преимущественного положения некоторых участников закупки.
Заявитель готов заключить договор с Заказчиком на поставку оборудования, эквивалентного указанному в документации о закупке (станок ANCA PastGrind), которое по своим техническим характеристикам ни в чем не уступает, а по многим показателям и превосходит станок с ЧПУ Hawemat 2001, а также значительно ниже по цене, которая существенно (приблизительно в 2 раза) ниже начальной максимальной цены, указанной Заказчиком.
Цена товара, в свою очередь, согласно документации об электронном аукционе на право заключить договор на поставку заточного станка с ЧПУ Hawemal 2001, является единственным критерием оценки заявок на участие в электронном аукционе (п 9 Информационной карты, стр. 21).
ОАО "Швабе- Оборона и Защита" представлены следующие возражения на жалобу (вх. N 9357 от 28.08.2014 г.).
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с п. 7.3.4 Инструкции по проведению закупочных процедур ОАО "Швабе - Оборона и Защита" (Приложение N 1 к Положению о закупочной деятельности ОАО "Швабе - Оборона и защита", утвержденному Советом директоров протоколом N 10/2014 от 30.06.2014) Заказчик вправе указывать в документации об электронном аукционе товарные знаки, в том числе при установлении Заказчиком требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.
В случае указания в документации об электронном аукционе товарных знаков, Заказчик вправе добавить слова "или эквивалент", с обязательным указанием характеристик, по которым будет оцениваться "эквивалентность" предлагаемых к поставке (к использованию при проведении работ, оказании услуг) товаров. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с п. 2 части 7.3.2 статьи 7.3 настоящей Инструкции.
В силу п. 7.3.5 указанной Инструкции Документация об электронном аукционе может содержать указание на знаки обслуживания, модели, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, в том числе в случаях:
-необходимости обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, используемыми Заказчиком;
-поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию,
используемым Заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
-указания ссылок на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, в проектной документации или конструкторской документации.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Заказчиком был объявлен электронный аукцион на право заключить договор на поставку заточного станка с ЧПУ с указанием модели Hawemat 2001 в ходе реализации проекта ОАО "Швабе - Оборона и Защита" с 2013 года по переходящему объекту капитального строительства "Реконструкция и техническое перевооружение производства" ОАО "Производственное объединение "Новосибирский приборостроительный завод" г. Новосибирск, в рамках Федеральной целевой программы N 1.
Проектная документация "Реконструкция и техническое перевооружение производства" была разработана ОАО "Проектмашприбор", утверждена приказом N 210 временного генерального директора ОАО "Производственное объединение "Новосибирский приборостроительный завод" и согласована письмом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее по тексту - Минпромторг России) от 09.08.2013 N РА-10153/16.
В указанной проектной документации (позиция N 26) указан станок заточной с ЧПУ типа Hawemat 2001, фирмы "Hawemat", Германия.
Согласно Заключению Минпромторга России от 09.04.2013 N НГ-4207/05 на территории Российской Федерации отсутствует производство пяти координатного заточного станка с ЧПУ для инструментального производства с техническими характеристиками, указанными в приложении к Заключению.
В техническом задании Документации об электронном аукционе на право заключить договор на поставку заточного станка с ЧПУ Hawemat 2001 установлен перечень технических и функциональных характеристик заточного станка с ЧПУ с указанием в разделе 1 технического задания на модель Hawemat 2001.
Указанные в Документации об электронном аукционе требования к товару, в том числе с указанием конкретной модели товара не нарушают запретов, предусмотренных Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", и направлены на определение потребностей Заказчика и выявление товара, подлежащего поставке, в наилучшей степени отвечающего требованиям Заказчика, что названным законом не запрещено, также не противоречит положениям части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, из положений которого следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Учитывая, что в электронном аукционе на поставку заточного станка с ЧПУ Hawemat 2001 приняли участие два юридических лица: ООО "Пумори-инжиниринг инвест" и ООО "ЭСТА-МСК", что свидетельствует о наличии конкуренции на право заключить договор на поставку заточного станка с ЧПУ Hawemat 2001.
Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
ОАО "Швабе"-Оборона и Защита" был объявлен электронный аукцион на право заключения договора на поставку заточного станка с ЧПУ с указанием модели Hawemat 2001 в ходе реализации проекта ОАО "Швабе - Оборона и Защита" с 2013 года по переходящему объекту капитального строительства "Реконструкция и техническое перевооружение производства" ОАО "Производственное объединение "Новосибирский приборостроительный завод" г. Новосибирск, в рамках Федеральной целевой программы N 1.
Проектная документация к вышеуказанному проекту "Реконструкция и техническое перевооружение производства" была разработана ОАО "Проектмашприбор". В указанной проектной документации (позиция N 26) указан станок заточной с ЧПУ типа Hawemat 2001, фирмы "Hawemat", Германия.
12.02.2013 г. ОАО "Швабе"-Оборона и Защита" было направлено письмо в адрес Министерства промышленности и торговли России, содержащее запрос о предоставлении заключения об отсутствии выпуска на территории РФ аналогов пятикоординатного заточного станка с ЧПУ типа Hawemat 2001, включенного в проект технического перевооружения ОАО "Производственное объединение "Новосибирский приборостроительный завод" в рамках федеральной целевой программы N 1.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации письмом N НГ-4207/05 от 09.04.2013 г. направило в адрес ОАО "Швабе"-Оборона и Защита" заключение об отсутствии выпуска на территории РФ аналогов пятикоординатного заточного станка с ЧПУ типа Hawemat 2001.
ОАО "Швабе-Оборона и Защита" осуществляет закупочную деятельность на основании Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Советом директоров ОАО "Швабе"-Оборона и Защита" утверждено Положение о закупочной деятельности ОАО "Швабе-Оборона и Защита" ( протокол N 10/2014 от 30.06.2014 г.)
В соответствии с п. 7.3.4 Инструкции по проведению закупочных процедур ОАО "Швабе - Оборона и Защита" (Приложение N 1 к Положению о закупочной деятельности ОАО "Швабе - Оборона и защита") Заказчик вправе указывать в документации об электронном аукционе товарные знаки, в том числе при установлении Заказчиком требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.
Приложением N 1 к Документации об рассматриваемом электронном аукционе установлено техническое задание на поставку заточного станка с ЧПУ Hawemat 2001.
Данное техническое задание содержит исчерпывающий перечень требований к предмету поставки, содержит конкретное наименование оборудования - "заточный станок с ЧПУ Hawemat 2001", а также таблицу соответствия характеристик товара.
Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводам о том, что включение организатором закупки в форме открытого аукциона ОАО "Швабе- Оборона и Защита" в состав извещения о проведении рассматриваемого электронного аукциона требования о поставке заточного станка, определенной торговой марки не противоречит действующему законодательству по следующим основаниям.
Федеральный закон от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не содержит прямой запрет на включение в документацию о закупке требования о поставке товара определенной торговой марки.
Действия ОАО "Швабе"- Оборона и Защита" по включению в состав извещения о проведении рассматриваемого электронного аукциона требования о поставке заточного станка, определенной торговой марки соответствуют Положению о закупочной деятельности ОАО "Швабе"- Оборона и Защита" (п. 7.3.4 Инструкции по проведению закупочных процедур ОАО "Швабе - Оборона и Защита" (Приложение N 1 к Положению о закупочной деятельности ОАО "Швабе - Оборона и защита").
Вышеуказанные выводы Комиссии Новосибирского УФАС России подтверждаются постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 2 июля 2014 г. по делу N А40-77378/2013 по вопросу, аналогичному поставленному в рамках рассмотрения материалов данной жалобы
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135- ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Новосибирского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ЗАО "Росмарк-Сталь" (вх.N 848 от 20.08.2014 г.) на действия организатора закупки в форме открытого аукциона ОАО "Швабе- Оборона и Защита" на поставку заточного станка с ЧПУ "Hawemat 2001" (номер закупки 31401372128) необоснованной.
2. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 29 августа 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016