Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области
от 28 ноября 2012 г. N 299/2012-М/Т
Резолютивная часть решения оглашена "23" ноября 2012 г.
В полном объеме решение изготовлено "28" ноября 2012 г.
Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Луканцов В.В., руководитель управления; заместитель председателя Комиссии - Ерошина Я.А., заместитель руководителя - начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции; члены Комиссии: Колупаева Е.В., ведущий специалист - эксперт, Грачева Д.В., специалист-эксперт, Ушатикова Н.А. специалист 1-го разряда, в присутствии представителя ЗАО "Озерецкий молочный комбинат" - <_> в отсутствии уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела представителя заинтересованного лица - председателя Союза производителей цельного молока Рязанской области <_>, рассмотрев дело N 299/2012-М/Т по признакам нарушения ЗАО "Озерецкий молочный комбинат" пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
На основании части 1 статьи 39 ФЗ "О защите конкуренции" в адрес УФАС России по Рязанской области были направлены Министерством экономического развития и торговли Рязанской области для рассмотрения материалы (вх. N 2402 от 23.07.2012 г., вх.N 2772 от 22.08.2012 г.) Союза производителей цельного молока Рязанской области, указывающие на признаки недобросовестной конкуренции со стороны ЗАО "Озерецкий молочный комбинат" <_>
30.05.2012 г. в торговом доме "Барс" <_> комиссией в составе представителей Союза производителей цельного молока Рязанской области, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области, лаборатории ФБУ "Рязанский ЦСМ", проводилась закупка молочной продукции - масло традиционное сливочное масса нетто 180г. массовая доля жирности 82,5%, производимой ЗАО "Озерецкий молочный комбинат".
В соответствии с актом закупки образцов молочной продукции (от 30.05.2012 г.) указанный товар в количестве 1 образца (пачки) в тот же день был передан в лабораторию ФБУ "Рязанский ЦСМ".
После проведения экспертизы Союз производителей цельного молока Рязанской области получил протокол лабораторных испытаний N 1707 от 06.06.2012 г.
По результатам испытаний эксперты установили: исследованный образец по идентификационным признакам не соответствует требованиям ФЗ от 12 июня 2008 года N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" и ГОСТР Р 52969-2008 "Масло сливочное. Технические условия". Содержание молочного жира составляет 70,0%.
Из заключения протокола лабораторных испытаний (N 1706 от 06.06.2012 г.) следует, что товар не соответствует требованиям для данной продукции.
ЗАО "Озерецкий молочный комбинат" указывает на упаковке "масло традиционное сливочное". Однако, в соответствии с ГОСТ Р 52969-2008, который указан на упаковке, жировая фаза в масле должна содержать 82,5% молочного жира коровьего молока (пункт 5.1.7 ГОСТ Р 52253), а фактически содержится 70,0%.
Действия ЗАО "Озерецкий молочный комбинат", связанные с производством и введением в гражданский оборот масло традиционное сливочное, которое на самом деле является растительно-жировым спрэдом, в качестве "масла", является актом недобросовестной конкуренции, так как направлены в получении преимуществ в предпринимательской деятельности перед конкурентами путем снижения затрат на производство своей продукции, противоречат Федеральному Закону "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", ГОСТ Р 52969-2008 и способны нанести убытки хозяйствующим субъектам - конкурентам путем перераспределения спроса на товарном рынке молочной продукции.
ЗАО "Озерецкий молочный комбинат" в своих объяснениях (от 16.11.2012 г. вх.N 4076) указало следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 25 ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" основной процедурой идентификации является испытание такого продукта. Частью 10 статьи 25 указанного закона установлены строгие требования к оформлению результата проведения испытания (протоколу испытания).
В протоколе испытаний N 1706 от 06.06.2012 г. отсутствуют обязательные сведения: не указаны наименование и адрес ответчика (пункт 2 части 10 статьи 25 ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию"); наименование продукта и его классификационные признаки (пункт 2 части 10 статьи 25 ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию") - в протоколе указана только характеристика масла 82,5% м.д.ж. в соответствии с ГОСТ Р 52969-2008, какие-либо классификационные признаки, позволяющие однозначно идентифицировать испытанное масло, как произведенное ЗАО "Озерецкий молочный комбинат" отсутствуют (пункт 4 части 10 статьи 25 ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию"); срок годности и условия хранения (пункт 5 части 10 статьи 25 ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию"); сведения об упаковке, о виде упаковки (пункт 7 части 10 статьи 25 ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию") - в протоколе отсутствуют сведения о целостности упаковки.
В протоколе испытаний N 1706 от 06.06.2012 г. не указана погрешность измерений, что не позволяет достоверно определить соответствует ли соотношение одной кислоты к другой к заданному пределу.
В протоколе отсутствует информация, позволяющая достоверно определить соблюдались ли требования положений ГОСТ Р ИСО 707-2010 и ГОСТ 26809-86, в частности время, прошедшее между отбором проб и проведением испытаний (4 часа).
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы заинтересованных лиц, выслушав доводы представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия пришла к следующим выводам.
В г. Уфа 28 февраля 2012 года прошел Всероссийский аграрный форум с участием Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина. По итогам работы форума Минсельхозу России было поручено: "Совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, с участием отраслевых союзов (ассоциаций) провести анализ исполнения перерабатывающими предприятиями молочной промышленности Федерального закона "Технический регламент на молоко и молочную продукцию".".
В рамках совещания от 16 апреля 2012 года у Министра сельского хозяйства Российской Федерации Е. Скрынник "О состоянии рынка молока и молочных продуктов" подразделениям Минсельхоза России дано протокольное поручение <_> подготовить дорожную карту развития молочного подкомплекса Российской Федерации и предоставлять не реже одного раза в месяц информацию о выполнении мер дорожной карты.
В соответствии с "Дорожной картой" развития молочного подкомплекса Российской Федерации проведение выборочных проверок состава молочной продукции с целью определения в них немолочных жиров поручено Национальному союзу производителей молока (СОЮЗМОЛОКО).
В регионе членом СОЮЗМОЛОКО является Союз производителей цельного молока Рязанской области. В соответствии с Уставом Союза одной из форм его деятельности является: "Маркетинг рынка молока и молочной продукции. Разработка и реализации мер, направленных на приведение деятельности недобросовестных конкурентов, в рамки действующих в стране нормативных документов".
Союз производителей цельного молока Рязанской области выступил с инициативой об организации работы по проведению анализа исполнения перерабатывающими предприятиями молочной промышленности Федерального закона "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" на территории Рязанской области и обратился в министерство сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области с ходатайством о привлечении специалистов министерства к работе в составе комиссии по выборочной закупке молочной продукции в магазинах, осуществляющих розничную торговлю на территории региона.
11.05.2012 г. Председателем Союза производителей цельного молока Рязанской области подписан Приказ N <_> о создании комиссии для закупки образцов молочной продукции в розничной торговле с привлечением ответственных специалистов министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области, ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Рязанской области".
Приложением N <_> к приказу N <_> утвержден список членов Комиссии для закупки образцов молочной продукции.
30.05.2012 г. утвержденной Комиссией в ТД "Барс" была произведена закупка образца молочной продукции масло традиционное сливочное традиционное м.д.ж. 82,5%, произведенной ЗАО "Озерецкий молочный комбинат".
В соответствии с приложением к аттестату аккредитации испытательной лаборатории ФБУ "Рязанский ЦСМ" <_> отбор проб и подготовка их к испытаниям проводится в соответствии с ГОСТ 3622-68, ГОСТ 26809-86, ГОСТ 13928-84.
Частью 2 статьи 43 ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" установлено, что правила и методы исследований (испытаний) и измерений молока и молочной продукции, а также правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимых для применения настоящего Федерального закона, разрабатываются и утверждаются Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Распоряжением Правительства РФ от 15.12.2008 г. N <_> утвержден Перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" и осуществления оценки соответствия, в который, в том числе, включен ГОСТ 26809-86 "Молоко и молочные продукты. Правила приемки, методы отбора и подготовка проб к анализу".
В соответствии с пунктом 2.14.2 ГОСТ 26809-86 пробы, направляемые в лабораторию вне завода снабжают этикеткой и актом отбора проб с указанием: места отбора проб; наименования предприятия-изготовителя; наименования, сорта и даты выработки продукта; номера, объема партии; температуры продукта в момент отбора пробы; даты и часа отбора пробы; должности и подписи лиц, отобравших пробу; показателей, которые должны быть определены в продукте; наименования сдатчика, наименования приемщика, номера и даты транспортного документа; обозначения стандарта или технических условий на продукт.
В представленном акте закупки образцов молочной продукции от 30.05.2012 г. не указан номер и объем партии; температура продукта в момент отбора проб; показатели, которые должны быть определены в продукте; наименования сдатчика, наименования приемщика, номера и даты транспортного документа; обозначения стандарта или технических условий на продукты.
Согласно пункту 2.14.3 ГОСТ 26809-86 пробы молока и молочных продуктов должны доставляться в лаборатории сразу после их отбора. Анализ проб продуктов проводят сразу после доставки их в лабораторию, но не позднее, чем через 4 ч после их отбора.
Вместе с протоколом испытания N 1707 представлены отчет хроматограммы, в которой указаны дата и время проведения анализов проб закупленной молочной продукции.
Анализ молочной продукции - масло традиционное сливочное традиционное м.д.ж. 82,5%, произведенной ЗАО "Озерецкий молочный комбинат" произведен 04.06.2012 г. в 11:46:55.
В акте закупки образцов молочной продукции от 30.05.2012 г. указано, что пробы отобраны в 12 часов 20 минут, и направляются в лабораторию ФБУ "Рязанский ЦСМ".
По запросу Рязанского УФАС России (от 15.11.2012 г. исх.N 3281ф) ФБУ "Рязанский ЦСМ" копию акта приема образцов (проб) от 30.05.2012 г., в котором указано, что полученные образцы доставлены в лабораторию 30.05.2012 г. в 12 часов 55 минут.
Таким образом, анализ молочных продуктов был произведен с нарушением требований пункта 2.14.3 ГОСТ 26809-86.
В соответствии с пунктом 1.10 ГОСТ 26809-86 при получении неудовлетворительных результатов анализов хотя бы по одному из органолептических и физико-химических показателей по нему проводят повторный анализ удвоенного объема объединенной пробы от продукции в цистерне или выборки той же партии продукции. Результаты повторных анализов распространяются на всю партию.
Как следует из акта закупки образцов молочной продукции от 30.05.2012 г., протокола испытания N 1707 от 06.06.2012 г. закупка произведена в количестве 1 упаковки.
Повторный анализ в соответствии положением пункта 1.10 ГОСТ 26809-86 не проводился.
Кроме того, продукция, в отношении которой проводилось исследование, надлежащим образом не идентифицирована, при закупке образцов и исследованиях не определены номера партий продукции.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу о невыполнении Союзом производителей цельного молока Рязанской области и Аккредитованной испытательной лабораторией ФБУ "Рязанский ЦСМ" комплекса мер, необходимых для обеспечения дела надлежащими доказательствами, свидетельствующими о наличии события вменяемого ЗАО "Озерецкий молочный комбинат" правонарушения и, как следствие, о недоказанности обстоятельств, изложенных в материалах Министерства экономического развития и торговли Рязанской области (вх.N 2402 от 23.07.2012 г.).
Из указанного следует, что в материалах дела отсутствуют доказательства совершения ЗАО "Озерецкий молочный комбинат" акта недобросовестной конкуренции.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии).
Таким образом, в связи с отсутствием в действиях ЗАО "Озерецкий молочный комбинат" нарушения антимонопольного законодательства, производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 41 и пунктом 2 части 1 статьи 48 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Производство по делу N 299/2012-М/Т прекратить.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 28 ноября 2012 г. N 299/2012-М/Т
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016