Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
N 9226/03-2012
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере размещения заказов в составе: <_>
рассмотрев дело N 9226/03-2012, возбужденное по жалобе общества с ограниченной ответственностью "Навигатор-Т" (далее - ООО "Навигатор-Т", заявитель) на действия заказчика - Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Инзенский государственный техникум отраслевых технологий, экономики и права (далее - заказчик) (уполномоченный орган - Департамент государственных закупок Министерства экономики Ульяновской области, далее - уполномоченный орган) при проведении запроса котировок N 0168200002412004342 на поставку средств индивидуальной защиты (начальная (максимальная) цена контракта - 26 000,00 руб., дата окончания срока подачи заявок - 12.11.2012 г.) по признакам нарушения Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ (далее - Закон о размещении заказов, Закон), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов, в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, установила:
Вх. N 9779 от 12.11.2012 г. в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО "Навигатор-Т" на действия заказчика при проведении указанного запроса котировок.
Содержание жалобы составило указание на следующее.
Согласно извещению о проведении запроса котировок, предметом запроса котировок являются средства индивидуальной защиты - самоспасатели фильтрующие.
В Российской Федерации существует функционирующий рынок на самоспасатели фильтрующие, которые имеют определение и требования, изложенные в ГОСТ Р 53261-2009 "Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний". Данный ГОСТ Р 53261-2009 введен в перечень общеобязательных стандартов распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 г. N 304-р во исполнение требований Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123 - ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о размещении заказов, законодательство Российской Федерации о размещении основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона о размещении заказов, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов.
Исходя из этого, Технический регламент регулирует отношения по размещению данного заказа, т.к. устанавливает требования к данному виду товара, являющмуся предметом аукциона. В соответствии с общероссийским классификатором продукции "ОК 005-93 Общероссийский классификатор продукции", утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 г. N 301, все самоспасатели фильтрующие имеют один код ОКИ 256800, относятся к одной группе кодов ОКП 250000.
Также, Федеральный закон от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" регулирует отношения, связанные с размещением заказов, в связи с чем относится к законодательству о размещении заказов и содержит определение товарного рынка под которым понимается не товар, выпускаемый под строго определенным названием, а сфера обращения товара (в том числе иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе и географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности, приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами. Исходя из указанного определения, функционирующий рынок товаров Заказчиком не изучался, а рассматривалась информация по конкретному определенному товару - УФМС "Шанс", что является недопустимым в силу ч. 2 ст. 42, ч. 2 ст. 45 Закона о размещении заказов.
Характеристики, указанные в Техническом задании документации об аукционе, вводят ограничения по сравнению с едиными обязательными к данному виду товара требованиями, установленными ГОСТ Р 53261-2009, а именно, Заказчик в техническом задании установил:
- требование о наличии полиамидной пленки в виде капюшона, что ограничивает круг участников, т.к. другие сертифицированные самоспасатели фильтрующие изготовлены из термостойкой ткани без полиамидной пленки в виде капюшона. При этом ГОСТ Р 53261-2009 не предусматривает требование о налички капюшона исключительно из полиамидной пленки;
- требование о наличии исключительно двух фильтрующих патронов, полумаски с двумя клапанами вдоха, что соответствует только УФМС "Шанс", что подтверждается письмом ВНИИПО МЧС России от 13.05.2011 г.;
- требование к массе самоспасателя - не более 433 г. - ограничивает участие в размещении заказа других участников, готовых предложить сертифицированные в соответствии с ГОСТ Р 53261.-2009 самоспасатели фильтрующие (Газодымозащитные комплекты ГДЗК, ГДЗК-У). Согласно п. 4.1.8 ГОСТ Р 53261-2009 масса самоспасателя (без упаковки) должна быть не более 1 кг, что свидетельствует об ограничении круга участников;
- требование к сопротивлению дыхания: на вдохе - не более 720 Па, на выдохе - не более 150 Па при 95 л/мин, что ограничивает участие поставщиков, готовых предложить самоспасатели с другими показателями по сопротивлению дыхания. При этом п. 4.1.6 ГОСТ Р 53261-2009, установлены требования к сопротивлению дыхания: на вдохе - не более 800 Па, на выдохе не более 300 Па при 95 л/мин.
Таким образом, по мнению ООО "Навигатор-Т", требования, установленные в извещении о проведении указанного запроса котировок, ограничивают круг участников размещения заказа и характеристикам товара соответствует только УФМС "Шанс".
Представитель ООО "Навигатор-Т" на рассмотрение жалобы 16.11.2012 г. не явился (доказательство надлежащего извещения - отчет об отправке факса 14.11.2012 г. в 09:32).
Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, и пояснил, что по его мнению, в действиях заказчика отсутствуют нарушения законодательства о размещении заказов.
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 13:30 19.11.2012 г. для документального анализа материалов по делу. У заказчика были запрошены сведения о производителях товаров, соответствующих всем заявленным в извещении характеристикам (с документальным подтверждением).
На рассмотрении жалобы 19.11.2012 г. заказчиком были предоставлены сведения о других самоспасателях фильтрующих (ГДЗК, ГДЗК-А, МЭК-ЧС1Т, Феникс, УФМС "Шанс").
Представитель ООО "Навигатор-Т" на рассмотрение жалобы 19.11.2012 г. не явился (ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя (вх. N 9952 от 19.11.2012 г.)), представил сравнительную таблицу самоспасателей фильтрующих.
Рассмотрев представленные материалы, а также проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО "Навигатор-Т" обоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.
Согласно ч. 2 с. 45 Закона о размещении заказов в случае, если в извещении о проведении запроса котировок содержится указание на товарные знаки, они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, установленными на основании п. 4 ст. 43 Закона о размещении заказов. Извещение о проведении запроса котировок не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования мест происхождения товаров или наименования производителей, а также требования к товарам, их производителям, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с извещением предметом указанного запроса котировок является поставка средств индивидуальной защиты или эквивалент.
Также в извещении о проведении запроса котировок N 0168200002412004342 указаны подробные требования к техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) предлагаемого к поставке товара.
Вместе с тем, в ходе документального анализа извещения о проведении запроса котировок N 0168200002412004342 от 02.11.2012 г. Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено, что технические характеристики предлагаемого к поставке товара соответствуют конкретному самоспасателю фильтрующему - (УФМС) "Шанс" - Е.
Указанные заказчиком в качестве эквивалентов ГДЗК и ГДЗК-А, МЭК-ЧС1Т, Феникс не соответствуют требованиям извещения, в том числе, по требованию о наличии полиамидной пленки в виде капюшона, о наличии исключительно двух фильтрующих патронов, по массе изделии и т.д.
Таким образом, заказчиком были установлены требования к товару, не позволяющие участникам размещения заказа поставить эквивалентный товар, что влечет ограничение количества участников размещения заказа. Доказательств наличия эквивалентов товара, соответствующих всем заявленным в документации характеристикам, заказчиком представлено не было.
Следовательно, в действиях заказчика имеется нарушение ч 2 ст. 45 Закона о размещении заказов.
Таким образом, жалоба ООО "Навигатор-Т" является обоснованной.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 5 статьи 17, частями 1, 2, 4 статьи 57, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, решила:
1. Признать жалобу ООО "Навигатор-Т" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение части 2 статьи 45 Закона о размещении заказов.
3. Обязать заказчика, уполномоченный орган устранить допущенные нарушения путем отмены запроса котировок N 0168200002412004342, на что выдать предписание.
<_>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N 139
19.11.2012 г. г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере размещения заказов в составе: <_>
руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 57, на основании частей 1, 4, 5, 9 статьи 17, части 6 статьи 60 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ (далее - Закон о размещении заказов) и на основании своего решения от 19.11.2012 г. по делу N 9226/03-2012, возбужденного по жалобе ООО "Навигатор-Т" на действия заказчика - Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Инзенский государственный техникум отраслевых технологий, экономики и права (уполномоченный орган - Департамент государственных закупок Министерства экономики Ульяновской области) при проведении запроса котировок N 0168200002412004342 на поставку средств индивидуальной защиты (начальная (максимальная) цена контракта - 26 000,00 руб., дата окончания срока подачи заявок - 12.11.2012 г.) по признакам нарушения Закона о размещении заказов, предписывает:
1. Областному государственному бюджетному образовательному учреждению среднего профессионального образования Инзенский государственный техникум отраслевых технологий, экономики и права, Департаменту государственных закупок Министерства экономики Ульяновской области в срок до 26.11.2012 г. устранить нарушение ч. 2 ст. 45 Закона о размещении заказов путем отмены запроса котировок N 0168200002412004342.
2. В срок до 30.11.2012 г. представить письменное доказательство исполнения настоящего предписания.
<_>
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 9226/03-2012
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016