Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области
от 26 февраля 2015 г. N А-10/01 2015
Резолютивная часть решения оглашена "13" февраля 2015 года
В полном объеме решение изготовлено "26" февраля 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя комиссии:
<_> - руководителя управления;
Членов комиссии:
<_> - начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти;
<_> - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти;
<_> - старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти,
<_> - специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти,
рассмотрев дело N А-10/01 2015 по признакам нарушения ООО Сельскохозяйственная производственная компания "Амурптицепром" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"), выразившегося во включении в проект договора на предоставление услуг водоотведения N 2-2014/ю услуг, не относящихся к предмету договора, обязанностей потребителя по оплате указанных услуг, установила:
В Амурское УФАС России поступило заявление ООО "Водосток-Сервис" на действия ООО Сельскохозяйственная производственная компания "Амурптицепром" (далее - ООО СПК "Амурптицепром"), выразившиеся, по мнению заявителя, в навязывании невыгодных условий договора на очистку сточных вод.
По результатам рассмотрения указанного заявления, в соответствии со статьей 39.1 Закона "О защите конкуренции" ООО СПК "Амурптицепром" выдано предупреждение от 12.12.2014 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В установленный срок вышеуказанное предупреждение ООО СПК "Амурптицепром" не исполнено.
Приказом Амурского УФАС России от 19.01.2015 N 03 в соответствии с частью 12 статьи 44 Закона "О защите конкуренции" возбуждено дело N А-10/01 2015 и создана Комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции". Определением от 21.01.2014 рассмотрение дела назначено на 13.02.2015 в 10 часов 00 минут.
13.02.2015 на заседание комиссии явились: представители ответчика: <_> (паспорт, доверенность от 10.02.2015 N 6-15/ю), <_> (паспорт, доверенность от 10.02.2015 N 7-15/ю); представители заявителя: <_> (паспорт, на основании прав по должности), <_> (паспорт, доверенность от 12.02.2015 N 2).
В ходе заседания комиссии представители заявителя поддержали письменную позицию по делу, пояснили следующее.
В 2010 году ООО "Водосток-Сервис" по результатам конкурса принял в долгосрочную аренду сети водоснабжения и водоотведения, находящиеся в муниципальной собственности с. Никольское Белогорского района и предназначенные для оказания услуг водоснабжения и водоотведения потребителям поселения. Указанные сети присоединены к очистным сооружениям, принадлежащим ООО СПК "Амурптицепром", которое оказывает ООО "Водосток-Сервис" услуги по очистке сточных вод. В феврале 2014 года ООО СПК "Амурптицепром" в адрес ООО "Водосток-Сервис" направлен проект договора на оказание услуг по очистке сточных вод N 2-2014/ю на 2014 год, в предмет которого были дополнительно включены услуги по техническому обслуживанию сетей и установлена плата за указанные услуги. Данный договор подписан ООО "Водосток-Сервис" с протоколом разногласий, но протокол согласования разногласий от ООО СПК "Амурптицепром" не поступил. При этом, в 2014 году и по настоящее время услуга по очистке сточных вод фактически оказывается ООО СПК "Амурптицепром". Вносимые в 2014 году в качестве платы за услуги по очистке сточных вод денежные средства ООО СПК "Амурптицепром" возвращало на счет ООО "Водосток-Сервис" с отметкой "ошибочный платеж". Кроме того, 17.10.2014 ООО "Водосток-Сервис" получило уведомление ООО СПК "Амурптицепром" о прекращении оказания услуги по очистке сточных вод с 01.01.2015. Указанные действия, по мнению заявителя, являются нарушением антимонопольного законодательства. В настоящее время услуги по очистке сточных вод оказываются в полном объеме. 02.02.2015 в адрес ООО "Водосток-Сервис" поступил проект договора водоотведения на 2014 год и счета за указанный период.
Представители ответчика факт нарушения антимонопольного законодательства не признали, пояснили следующее.
Согласно проекту договора водоотведения от 01.01.2014 N 2-2014/ю, направленному в адрес ООО "Водосток-Сервис", исполнитель оказывает услуги по отведению, очистке сточных вод и техническому обслуживанию сетей, которые подлежат оплате заказчиком. Расчет платы указан в приложении N 1 к договору. ООО "Водосток-Сервис" направило в адрес ООО СПК "Амурптицепром" протокол разногласий, мотивируя тем, что договор водоотведения не соответствует действующему законодательству. Поскольку сторонами не достигнуто соглашение по существенным условиям договора, то он считается не заключенным, в связи с чем денежные средства, оплачиваемые ООО "Водосток-Сервис", возвращались на счет данной организации. Утвержденный для ООО СПК "Амурптицепром" регулирующим органом размер тарифа на водоотведение на 2014 год ниже аналогичного тарифа на 2013 год на 30 %. В настоящее время у предприятия сложное финансовое состояние, денежные средства на обслуживание системы водоотведения отсутствуют.
Изучив представленные в материалы дела документы и сведения, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, комиссия приходит к следующим выводам.
ООО СПК "Амурптицепром" на праве собственности принадлежат очистные сооружения, инвентарный номер 1-937-62, литер А по адресу: Амурская область, Белогорский района, с. Никольское.
Письмом от 04.02.2014 ООО СПК "Амурптицепром" направило в адрес ООО "Водосток-Сервис" проект договора предоставления услуг по водоотведению N 2-2014/ю на 2014 год.
Согласно пункту 1.1 указанного проекта договора ООО СПК "Амурптицепром" (исполнитель) оказывает услуги по отведению, очистке сточных вод и техническому обслуживанию сетей, а ООО "Водосток-Сервис" (заказчик) пользуется предоставленными услугами и оплачивает их на условиях настоящего договора.
Согласно приложению N 1 к указанному проекту договора, в стоимость услуг включены:
- стоимость услуг по очистке сточных вод в размере 310 645,4 рублей;
- стоимость услуг по отведению сточных вод в Никольский залив, далее в реку Томь, в размере 370 928 рублей;
- стоимость обслуживания сетей исполнителя в размере 1 279 072 рублей.
Вышеуказанный договор был подписан ООО "Водосток-Сервис" с протоколом разногласий, в котором заказчик предложил, в том числе, исключить из предмета договора услуги по техническому обслуживанию сетей.
Информация о рассмотрении ООО СПК "Амурптицепром" указанного протокола разногласий в материалы дела не представлена.
Из представленных в антимонопольный орган сведений следует, что договор об оказании услуг водоотведения между сторонами в 2014 году не заключался.
Частью 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в частности пунктом 3 указанной нормы права запрещается навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
В силу положений части 5 статьи 5 Закона "О защите конкуренции", статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ООО СПК "Амурптицепром" является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг водоотведения (очистки сточных вод) в с. Никольское Белогорского района.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон "О водоснабжении и водоотведении"):
- водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;
- централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения;
- организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Согласно частям 7, 8 статьи 31 Закона "О водоснабжении и водоотведении" прием, транспортировка и очистка сточных вод относятся к регулируемым видам деятельности, тарифы на которые подлежат государственному регулированию.
Частью 1 статьи 8 Закона "О водоснабжении и водоотведении" установлена обязанность организаций, осуществляющих водоснабжение и (или) водоотведение, обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Таким образом, обязанность по эксплуатации объектов централизованной системы водоотведения, куда следует отнести и техническое обслуживание сетей, возложена на организации, оказывающие услуги водоотведения с использованием таких объектов.
Из вышеуказанного следует, что услуги по техническому обслуживанию сетей исполнителя не могут быть включены в предмет договора водоотведения, а расходы по техническому обслуживанию объектов, используемых организацией при оказании услуги водоотведения и принадлежащих таким организациям, не могут быть возложены на потребителя услуг водоотведения. Указанные расходы учитываются при установлении регулирующим органом тарифа на соответствующий вид деятельности.
Приказом управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 18.12.2013 N 263-пр/в для потребителей ООО СПК "Амурптицепром" установлены тарифы в сфере водоотведения (очистки стоков) на 2014 год в размере 11,94 руб. за куб. метр.
Иные тарифы в сфере водоотведения для ООО СПК "Амурптицепром" на 2014 год регулирующим органом не устанавливались.
В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства того, что ООО СПК "Амурптицепром" оказывало услуги по техническому обслуживанию сетей, принадлежащих ООО "Водосток-Сервис".
Таким образом, включение ООО СПК "Амурптицепром" в предмет договора на предоставление услуг водоотведения N 2-2014/ю услуг по техническому обслуживанию собственных сетей и иных услуг, не относящихся к предмету договора, а также возложение на ООО "Водосток-Сервис" обязанности по оплате данных услуг, являются необоснованными, нарушают пункт 3 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
Согласно имеющимся в материалах дела сведениям, письмом от 29.01.2015 ООО СПК "Амурптицепром" направило в адрес ООО "Водосток-Сервис" проект договора водоотведения (очистки сточных вод) на 2014 год, в предмете которого отсутствуют непредусмотренные законодательством услуги, в связи с чем комиссия приходит к выводу о необходимости прекращения производства по делу.
Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать действия ООО Сельскохозяйственная производственная компания "Амурптицепром", выразившиеся во включении в проект договора на предоставление услуг по водоотведению N 2-2014/ю услуг, не относящихся к предмету договора, нарушающими пункт 3 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
2. Производство по делу прекратить.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев с момента его вынесения.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии
<_>
<_>
<_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 26 февраля 2015 г. N А-10/01 2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016