Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
N 3-09/7-2015 (опубликовано 19 марта 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена "16" марта 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено "19" марта 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту - Комиссия) в составе:
<_>
со стороны муниципального казенного предприятия "Теплоснабжение г. Пензы":
<_>
со стороны общества с ограниченной ответственностью "РН-Карт-Пенза":
<_>
рассмотрев дело N 3-09/7-2015 в отношении муниципального казенного предприятия "Теплоснабжение г. Пензы" (ИНН 5836013530, 440008, г. Пенза, ул.Некрасова, д.34) по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Пензенское УФАС России поступило заявление ООО "Поликом" (Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Строительная, д.3) на действия заказчика - муниципального казенного предприятия "Теплоснабжение г. Пензы" (далее - МКП "Теплоснабжение г. Пензы") при проведении запроса ценовых предложений "Поставка бензина автомобильного и дизельного топлива в количестве 185479 литров (количество ориентировочное)" (извещение N 31401853669).
Из заявления следует, что оценка заявок участников Запроса предложений проведена по критериям, не предусмотренным документацией о закупках, что привело к нарушению порядка определения победителя.
По результатам рассмотрения заявления приказом Пензенского УФАС от 19.02.2015 N 34 в отношении МКП "Теплоснабжение г. Пензы" возбуждено дело N 3-09/7-2015 по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
На заседании Комиссии представитель ООО "Поликом" указал, что состав и форма заявки общества соответствуют требованиям закупочной документации. Дополнил, что в связи с оценкой заявок участников закупки в противоречие требованиям закупочной документации ООО "Поликом", заявка которого содержало минимальное ценовое предложение, не было признано победителем закупки.
На заседании Комиссии по рассмотрению настоящего дела представитель МКП "Теплоснабжение г. Пензы" пояснил, что рассматриваемая закупка проводилась в соответствии с требованиями Федерального законам от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Победителем запроса ценовых предложений признано ООО "РН-Карт-Пенза", заявка которого содержит лучшие условия по месторасположению разветвленной сети авто-заправочных станций (далее - АЗС), а также минимальное предложение по цене договора.
Представителем ООО "РН-Карт-Пенза" на заседании Комиссии пояснено, что обществом была подана заявка с ценовым предложением в размере 6 193 275, 90 рублей, которая содержала условия и порядок предоставления скидок за приобретаемый объем дизельного топлива.
Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссией установлено следующее.
Документом, регламентирующим закупочную деятельность МКП "Теплоснабжение г. Пензы", является Положение о закупках МКП "Теплоснабжение г. Пензы" (далее - Положение о закупках), утвержденное приказом директора предприятия от 18.12.2013 N 77-а.
Пунктом 1.1. Положения о закупках установлено, что данное положение является Положением о закупках согласно Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
В соответствии с пунктом 2.1.1. Положения о закупках в целях эффективного и экономного расходования средств МКП "Теплоснабжение г. Пензы" приказом от 14.01.2013 N 12-а создана закупочная комиссия.
Согласно пункту 6.4 Положения о закупках выбор поставщика с помощью запроса ценовых предложений осуществляется в случае, если предметом закупки является серийно выпускаемый товар, при наличии конкуренции между поставщиками.
Как следует из представленных документов МКП "Теплоснабжение" 22.12.2014 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 31401853669 о проведении запроса ценовых предложений на поставку бензина автомобильного и дизельного топлива в количестве 185479 литров (количество ориентировочное) (далее - Запрос ценовых предложений), с приложением соответствующей документации (далее - Закупочная документация).
Согласно пункту 6 извещения и пункту 4 Закупочной документации начальная (максимальная) цена договора составляет 6 607 983, 00 рублей.
Пунктом 8 Закупочной документации "Требования к участникам запроса предложений" установлено, что перечень документов, которые необходимо представить в составе заявки на участие в запросе ценовых предложений, указан в п. 2 "Требования к заявке" настоящей документации.
В соответствии с пунктом 2 Закупочной документации "Требование к заявке" заявка на участие в запросе ценовых предложений включает:
- Приложение N 2 - "Анкета участника размещения заказа";
- Приложение N 3 - "Заявка на участие в размещении заказа";
- документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа;
- копии учредительных документов;
- копии выписки из ЕГРИП/НГРЮЛ, полученной участником не позднее чем за 90 календарных дней до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении закупки, свидетельства ИНН; копии паспорта (для физических лиц).
Неполное предоставление информации, требующейся в Закупочной документации, или же подача предложения (заявки), по существу не отвечающей требованиям закупочной документации, дает право комиссии по размещению заказов не допускать участника размещения заказа к участию в запросе ценовых предложений.
Согласно пункту 3 Закупочной документации "Место, условия, сроки поставки товара, выполнения работ" отпуск бензина и дизельного топлива осуществляется в период с момента заключения договора по 31 декабря 2015 года ежедневно, круглосуточно, путем выборки через АЗС Поставщика с использованием пластиковых карт, выдаваемых Покупателю согласно Заявке, на каждое автотранспортное средство на автозаправочных станциях Поставщика, расположенных на территории г. Пензы, с выдачей расчетно-кассового документа о заправке (покупке) ГСМ (терминального чека, пр.).
Пунктом 11 Закупочной документации "Методика оценки (критерии)" предусмотрено, что победителем запроса ценовых предложений признается поставщик, чье предложение соответствует запросу ценовых предложений и содержит лучшие ценовые условия.
На участие в Запросе ценовых предложений было подано 3 заявки:
1. ООО "РН-Карт-Пенза" с ценовым предложением 6 193 275, 90 рублей;
2. ООО "Поликом" с ценовым предложением 6 106 328,00 рублей;
3. ООО "Нефтьторгсервис" с ценовым предложением 6 477 007, 35 рублей.
В соответствии с протоколом от 31.12.2014 N 430 заседания комиссии по подведению итогов запроса ценовых предложений на поставку бензина автомобильного и дизельного топлива (далее - Протокол) по результатам рассмотрения поданных заявок Комиссия приняла решение о допуске до процедуры оценки заявок всех участников Запроса ценовых предложений.
По результатам оценки заявок участников победителем в проведении Запроса ценовых предложений признано ООО "РН-Карт-Пенза", заявка которого согласно пункту 8.2. Протокола соответствует требованиям запроса ценовых предложений по наличию и месторасположению разветвленной сети АЗС и содержит минимальное предложение по цене договора.
Между ООО "РН-Карт-Пенза" (Поставшик) и МКП "Теплоснабжение г. Пензы" (Покупатель) заключен договор от 31.12.2014 N 5800314/42398Д/6140.
В соответствии с пунктом 5.1. данного договора ориентировочная сумма договора составляет 6 193 275, 90 рублей, что соответствует ценовому предложению, содержащемуся в заявке ООО "РН-Карт-Пенза".
Вместе с тем, из представленных документов следует, что минимальное ценовое предложение по сравнению с иными участниками закупки содержит заявка ООО "Поликом", которое составляет 6 106 328,00 рублей. Согласно имеющейся в материалах дела переписки между ООО "Поликом" и МКП "Теплоснабжение г. Пензы", при формировании заявки на участие в Запросе ценовых предложений ООО "Поликом" принимались к расчету цены, действующие на АЗС "Апельсин".
Согласно письменным (письмо от 05.02.2015 исх. N 685 и от 11.03.2015 исх.N 1283), а также устным объяснениям МКП "Теплоснабжение г. Пензы" в связи с тем, что предприятие "не устраивает месторасположение АЗС "Апельсин"", ответчиком была запрошена стоимость бензина и дизельного топлива на авто-заправочных станциях "Лукойл", входящих в представленный ООО "Поликом" список сети АЗС.
Доводы МКП "Теплоснабжение" о том, что одним из обстоятельств признания победителем закупок ООО "РН-Карт-Пенза", явилось превышение ценового предложения ООО "Поликом" по АЗС "Лукойл" с учетом возможной скидки по отношению к ценовому предложению ООО "РН-Карт-Пенза" с предлагаемой системой скидок на дизельное топливо, Комиссия считает несостоятельным.
В соответствии с пунктом 10.11 Положения о закупках и пунктом 11 Закупочной документации победителем запроса ценовых предложений признается поставщик, чье предложение соответствует запросу ценовых предложений и содержит лучшие ценовые условия.
Из анализа поступивших на участие в рассматриваемых закупках заявок минимальное ценовое предложение содержит заявка ООО "Поликом", которое составляет 6 106 328,00 рублей, что на 86 947, 9 рублей меньше ценового предложения ООО "РН-Карт-Пенза".
Критерия оценки заявок участников закупки - наличие возможности предоставления скидки, порядок и ее размер в Закупочной документации не содержится.
В соответствии с пунктом 2 статьи 492 Гражданского кодекса РФ цена является денежным выражением стоимости товара и существенным условием договора розничной купли-продажи.
Под торговой скидкой в пункте 122 ГОСТ Р 5133-99 Торговля. Термины и определения (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 11.08.1999 N 242-ст) понимается скидка с цены товара, предоставляемая продавцом покупателю в связи с условиями сделки и в зависимости от текущей конъюнктуры рынка. При этом скидка не является элементом цены.
Исходя из представленной ООО "РН-Карт-Пенза" заявки предоставление скидки возможно при условии поставки товара в объеме от 500 литров в месяц.
Вместе с тем, по результатам Запроса ценовых предложений договор от 31.12.2014 N 5800314/42398Д/6140 заключен между ООО "РН-Карт-Пенза" (Поставшик) и МКП "Теплоснабжение г. Пензы" (Покупатель) по цене, указанной в заявке ООО "РН-Карт-Пенза", а именно 6 193 275, 90 рублей.
Таким образом, в нарушение требований Положения о закупках и Закупочной документации победителем признан участник закупок, заявка которого не содержит лучшее ценовое предложение.
Ссылки заявителя на то, что дополнительным фактом непризнания победителем Запроса ценовых предложений ООО "Поликом" явилось отсутствие у данного общества разветвленной сети АЗС и экономически невыгодное для предприятия месторасположение представленных ООО "Поликом" АЗС "Апельсин" являются несостоятельными.
Из анализа представленных при рассмотрении настоящего дела документов следует, что сеть АЗС, принимающая пластиковые карты ООО "Поликом", составляет 24 АЗС на территории г. Пензы, из них 5 АЗС "Апельсин", расположенных в разных районах города Пенза.
Заявка победителя ООО "РН-Карт-Пенза" содержит список АЗС НК "Роснефть" в Пензенской области, из которых на территории г. Пенза расположено 13 АЗС.
Критерия оценки заявок участников Запроса предложений - местоположение разветвленной сети АЗС, а также понятия разветвленности сети АЗС Закупочная документация не содержит.
Требование о необходимости расположения АЗС в определенной удаленности от местонахождения базовой стоянки спецтехники МКП "Теплоснабжение" в Закупочной документации также отсутствует.
По результатам анализа заявки ООО "Поликом" установлено, что форма заявки, а также прилагаемые документы, соответствуют установленным пунктом 2 Закупочной документации требованиям, что также подтверждается принятым Закупочной комиссией решением о допуске ООО "Поликом" до процедуры оценки заявок участников.
Таким образом, оценка заявок участников по непредусмотренным в Закупочной документации критериям, привело (могло привести) к необоснованному признанию победителем Запроса ценовых предложений иного хозяйствующего субъекта - участника закупки, следовательно, привело к невозможности ООО "Поликом" выхода на товарный рынок оказания услуг по поставке бензина автомобильного и дизельного топлива.
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Таким образом, Комиссия единогласно пришла к выводу, что нарушение порядка определения победителя Запроса ценовых предложений, в том числе в результате предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных Закупочной документацией, что привело или могло привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции на товарном рынке оказания услуг по поставке бензина автомобильного и дизельного топлива, является нарушением пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:
1. Признать муниципальное казенное предприятие "Теплоснабжение г. Пензы" нарушившим пункт 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в результате нарушение порядка определения победителя при проведении запроса ценовых предложений "Поставка бензина автомобильного и дизельного топлива в количестве 185479 литров (извещение N 31401853669), что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке.
2. Выдать муниципальному казенному предприятию "Теплоснабжение г. Пензы" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области N 3-09/7-2015 (опубликовано 19 марта 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016