Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
от 19 марта 2015 г. N 23
Резолютивная часть решения оглашена 17 марта 2015 года
В полном объеме решение изготовлено 19 марта 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе председательствующего <_> - заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, начальник отдела контроля органов власти, членов Комиссии: <_>- главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, <_>- ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,
в присутствии представителей:
ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" - <_> (доверенность от 24.02.2015),
рассмотрев дело N 8-01/28 по признакам нарушения Федеральным государственным унитарным предприятием "Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного Федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства" части 1 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, по результатам проведенной совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации проверки ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" при проведении закупок в целях строительства объектов космодрома "Восточный" в отношении предприятия возбуждено настоящее дело по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в неустановлении в документации запроса котировок на поставку кровельных и гидроизоляционных материалов требований к качественным и иным характеристикам необходимого к поставке товара (извещение N 31300365621).
Предприятие в представленном отзыве, поддержанном его представителем в заседании комиссии, с нарушением антимонопольного законодательства не согласилось, пояснив, что закупка проводилась в соответствии с проектной документацией, ссылки на которую имеются в спецификации. Проектная документация могла быть предоставлена участникам закупки на основании письменного запроса. В техническом задании установлены требования к закупаемому товару в виде ссылок на конкретные ТУ, СТО производителя, а также указаны параметры товара, что позволяет в полной мере его индивидуализировать, поскольку установленные характеристики присущи только определенному виду товара с определенными потребительскими свойствами.
Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав представителя ответчика, рассмотрев материалы дела, пришла к следующему выводу.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закон N 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (статья 3 Закона N 223-ФЗ).
Частью 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ установлено, что при закупке в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация.
До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация и документы размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (часть 10 статьи 8 Закона N 223-ФЗ).
По материалам дела комиссией установлено, что 03.07.2012 между Федеральным космическим агентством и ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" заключен государственный контракт на выполнение работ по строительству объекта космодром "Восточный" - строительство технического комплекса площадки 2. Срок производства работ с 01.07.2012 по 30.07.2015. Подпунктом 7.1.2 пункта 7.1 контракта генподрядчику предоставлено право привлекать к выполнению работ субподрядные организации. Заключение контракта согласовано Федеральным агентством специального строительства 19.06.2012.
14.09.2012 между ФГУП и ЗАО "Тихоокеанская мостостроительная компания" заключен договор субподряда на выполнение работ на объекте космодром "Восточный" - строительство технического комплекса площадки 2. Цена договора составляет 4992498608,62 руб., срок выполнения работ с сентября 2012 года по июль 2014 года.
Разделительной ведомостью к договору предусмотрена поставка генподрядчиком материалов субподрядчику, в числе которых бетон, цементно-песчаный раствор; гидроизоляционный материал; металлопрокат, арматура, изделия закладные; металлокаркас зданий и сооружений, ограждающие металлоконструкции. Субподрядчик самостоятельно приобретает сопутствующие и другие материалы и конструкции; материалы, изделия, конструкции и оборудование.
В целях исполнения обязательств по договору субподряда (поставка генподрядчиком материалов субподрядчику) 11.06.2013 предприятием на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 31300365621 о проведении запроса котировок на поставку кровельных и гидроизоляционных материалов в ЗАТО Углегорск, закупочная документация. Начальная (максимальная) цена договора 83346361,40 руб., срок подачи заявок 17.06.2013.
Согласно протоколу рассмотрения котировочных заявок от 18.06.2013 N 0489 ЗК/2013 на участие в закупке поступили заявки ООО "Технониколь", ООО "ТС ТН", ООО ЗКМ "Далькровля". Заявка ООО ЗКМ "Далькровля" отклонена, победителем закупки признано ООО "Технониколь".
Требования к объему содержания извещения о проведении закупки, закупочной документации установлены частями 9, 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ. В частности, в извещении о проведении закупки должен быть отражен предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Непосредственно в закупочной документации отражаются установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Положений, допускающих неуказание в закупочной документации поименованных сведений и информации, Закон N 223-ФЗ не содержит, в том числе при закупке товара определенного производителя.
Размещение таких сведений в иных источниках, в том числе в Положении о закупочной деятельности и внутренних документах заказчика не может подменить ее размещение в единой информационной системе в составе закупочной документации. Ссылки в документации на определенные технические условия, которые отсутствуют в публичном доступе, также не могут рассматриваться в качестве надлежащего исполнения заказчиком установленной обязанности по отражению в закупочной документации характеристик товара.
Содержащиеся в документации сведения о закупке должны обеспечить возможность участника однозначно установить потребность заказчика в определенном товаре (работе, услуге), определить перечень предъявляемых к нему требований и необходимых для предоставления в составе заявки документов, последовательность проведения закупочных процедур.
Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России", в редакции от 30.01.2013, размещено на официальном сайте закупок в сети "Интернет" (www.zakupki.gov.ru).
Подпунктом 1 пункта 4 статьи 13, подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Положения установлено, что извещение о проведении запроса котировок должно содержать установленные заказчиком требования к количеству, качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Частями 1, 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен и иных проводимых в соответствии с Законом N 223-ФЗ закупок запрещено совершать действия, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7).
В нарушение приведенных требования Закона N 223-ФЗ, Положения о закупках предприятием при проведении запроса котировок в документации не установлены конкретные требования к качеству, техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) необходимого к поставке товара (по позициям номенклатуры 8-11, 15, 16, 18, 19), а приведены только ссылки на ТУ конкретных производителей, поиск которых в публичном доступе затруднителен, что исключает возможность претендентов на участие в закупке сформировать свое коммерческое предложение, препятствует доступу к участию в закупке, ограничивает конкуренцию, что прямо запрещено частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Ссылка представителя предприятия на необходимость поставки товара в соответствии с проектной документацией, ссылки на которую имеются в закупочной документации, комиссией отклоняется, поскольку проектная документация на официальном сайте в составе такой закупочной документации не размещена.
При разрешении в соответствии со статьей 49 Закона о защите конкуренции вопроса о выдаче предприятию предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, комиссией установлено, что решением комиссии от 19.03.2015 N 22 по делу 8-01/29 действия предприятия по неуказанию в закупочной документации конкретных требований к качественным и иным характеристикам закупаемого товара признаны нарушающими антимонопольное законодательства, предприятию выдано предписание о прекращении допущенного нарушения и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции. Предписание находится в стадии исполнения.
Поскольку характер предписанных действий предполагает исключение случаев неуказания в закупочной документации соответствующих требований к товару, основании для выдачи аналогичного предписания в рамках настоящего дела отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать действия ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России", выразившиеся в неустановлении в документации запроса котировок на поставку кровельных и гидроизоляционных материалов требований к качеству, техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) необходимого к поставке товара по позициям номенклатуры 8-11, 15, 16, 18, 19 (извещение N 31300365621), нарушающими часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 19 марта 2015 г. N 23
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016