Резолютивная часть оглашена 12 марта 2015 г.
Изготовлено в полном объем 19 марта 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Кузьмин А.Д. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;
Борисова Т.П. - главный специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;
Ефремова А.В. - главный специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;
Васильева С.Д. - ведущий специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;
при участии:
- от заявителя ФГКУ "УВО МВД по РС (Я)" - представитель по доверенности N17 от 11.03.2015 г. Неряев А.В.;
- от ответчика ОАО АК "Якутскэнерго" - представитель по доверенности NИ00000967 от 26.01.2015 г. Ефимов Н.П., представитель по доверенности NИ00000970 от 26.01.2015 г. Брагина А.В.
Рассмотрев дело N 03-02/15А, возбужденное в отношении ОАО АК "Якутскэнерго" по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия установила:
04.12.2014 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг http://zakupki.gov.ru: размещено извещение N31401771584 о проведении закрытого запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по лоту N254.1 (ОСУ) "Оказание услуг по охране объектов с помощью пульта централизованного наблюдения и технического обслуживания ИТСО Алданского отделения Энергосбыта" для нужд ОАО АК "Якутскэнерго" (далее - Закупка).
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) обратился Отдел вневедомственной охраны по Алданскому району - филиал федерального государственного казенного учреждения "Управления вневедомственной охраны министерства внутренних дел по Республике Саха (Якутия)" (далее - УВО МВД по РС (Я), Заявитель) с заявлением о нарушении Открытым акционерным обществом акционерной компанией "Якутскэнерго" (далее - ОАО АК "Якутскэнерго", Компания) антимонопольного законодательства при проведении Закупки.
Заявитель полагает, что включение в один лот различных услуг: услуги по охране объектов с помощью пульта централизованного наблюдения и услуги по техническому обслуживанию ИТСО приводит к ограничению конкуренции.
12 января 2015 года Приказом N2 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в отношении ОАО АК "Якутскэнерго" возбуждено дело N03-02/15А по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции).
Определением от 29.01.2015 г. рассмотрение дела было отложено.
При рассмотрении дела представитель заявителя поддержал заявленные требования, считает, что включение в один лот двух различных услуг нарушает антимонопольное законодательство. Указанные действия Компании явились препятствием участия заявителя в Закупке, поскольку ОВО по Алданскому району - ФФГКУ "УВО МВД по РС (Я)" оказывает только услуги по охране объектов с помощью пульта централизованного наблюдения и не может взять на себя обязательств (а соответственно и их выполнение) по оказанию услуг технического обслуживания ИТСО Алданского отделения Энергосбыта ОАО АК "Якутскэнерго". Подробнее позиция заявителя отражена в письменных пояснениях, приобщенных к материалам дела.
При рассмотрении дела представители ответчика возражают против доводов заявителя, считают, что включение в один лот услуг по охране объектов с помощью пульта централизованного наблюдения и технического обслуживания ИТСО Алданского отделения Энергосбыта ОАО АК "Якутскэнерго" не нарушает статью 17 Закона о защите конкуренции. По мнению заявителя, указанные услуги взаимосвязаны технологически и функционально и представляют собой единый нераздельный комплекс услуг.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела документы, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке продукции для нужд ОАО АК "Якутскэнерго" утверждено Советом директоров ОАО АК "Якутскэнерго" от 29.06.2012 года (далее - Положение).
Согласно п. 2.7.2.4. Положения на официальном сайте размещаются извещение о проведении закупки, закупочная документация, проект договора как неотъемлемая часть закупочной документации - в момент объявления закупки.
В соответствии с п.6 Документации техническое задание на выполнение работ содержится в Приложении N2 к Документации.
Согласно техническому заданию на закупку услуг по охране объектов с помощью пульта централизованного наблюдения и технического обслуживания ИТСО Алданского отделения Энергосбыта (лот N254.1) целью работы является определение лицензированной охранной структуры для оказания услуг по надежной технической охране структурного подразделения Энергосбыта ОАО АК "Якутскэнерго".
В соответствии с п. 3 технического задания содержание работ:
- централизованная охрана объектов осуществляется с помощью технических средств охраны (далее - ТСО), выдающих по каналам радиосвязи информацию на пульт централизованного наблюдения пункта охраны, от несанкционированного проникновения лиц на охраняемые объекты;
- проведение планового технического обслуживания ТСО на объектах, устранение неисправностей ТСО (текущий ремонт), оказание технической помощи "Заказчику" в вопросах их эксплуатации;
- при поступлении сигнала о срабатывании ТСО незамедлительно направлять мобильный наряд для осмотра целостности объекта, выяснения причин срабатывания, задержания проникших на объект лиц и принятия иных необходимых мер;
- в случае возникновения на охраняемом объекте пожара, немедленно информировать "Заказчика", вызывать соответствующие службы, принимать меры к предотвращению и локализации возможных последствий.
Согласно п. 4.1 технического задания исполнитель обязан иметь лицензию на осуществление охранной деятельности.
В Федеральном законе от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) установлен перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, в их числе указана частная охранная деятельность (п. 32 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании), особенности лицензирования которой устанавливаются федеральным законом, регулирующим осуществление этой деятельности (ч. 1 ст. 1 Закона о лицензировании).
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" (далее - Закон об охранной деятельности) в целях охраны разрешено предоставление услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, Перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию.
Оказание услуг, перечисленных в указанной норме, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел (ч. 1 ст. 11 Закона об охранной деятельности).
Таким образом, в силу особенностей лицензирования частной охранной деятельности работы по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны отнесены к лицензируемым видам услуг лишь при их оказании в составе охраны объектов и (или) имущества на объектах. К лицензируемым видам услуг не относятся услуги по техническому обслуживанию ИТСО.
Услуги по техническому обслуживанию ИТСО могут оказываться отдельно от услуг охранных организаций по охране объектов. Услуги по техническому обслуживанию ИТСО и услуги по охране объектов могут быть не связаны между собой и оказываться различными хозяйствующими субъектами.
Таким образом, Компания при формировании Закупки объединило в один лот услуги, для которых не требуется получение лицензии (услуги по техническому обслуживанию ИТСО), с лицензируемым видом услуги (услуги по охране объектов с помощью пульта централизованного наблюдения), тем самым ограничив конкуренцию.
Согласно п. 7.8.3. Положения о закупке продукции для нужд ОАО АК "Якутскэнерго" при закрытом запросе предложений Организатор закупки публикует извещение о закупке и закупочную документацию на официальном сайте и также одновременно направляется заранее определенным участникам. При закрытом запросе предложений извещение о закупке и закупочная документация направляются участникам, перечень которых определяется заранее, решением Центральной закупочной комиссии или в годовой комплексной программе закупок.
Извещение о проведении Закупки было направлено ООО ЧОО "Сигма", ООО ЧОО "Флагман", ОВО по Алданскому району.
В соответствии с протоколом процедуры вскрытия поступивших конвертов с Предложениями Участников N125 от 17.12.2014 г. поступило 1 Предложение от участника ООО ЧОП "Флагман" (678900, РС (Я), г. Алдан, ул. Тарабукина, 67 Б).
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденному Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N329-ст, услуги по охране объектов с помощью пульта централизованного наблюдения относятся к группировке 74.60 "Проведение расследований и обеспечение безопасности". Данная группировка не включает установку систем сигнализации (45.31). Т.е. услуги по техническому обслуживанию ИТСО являются отдельным видом деятельности и могут оказываться раздельно от услуг по охране объектов с помощью пульта централизованного наблюдения.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц Общество с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие "Флагман" осуществляет следующие виды деятельности:
- 74.60 "Проведение расследований и обеспечение безопасности";
- 50.20 "Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств";
- 45.31 "Производство электромонтажных работ";
- 75.25.1 "Деятельность государственной противопожарной службы";
- 31.62.9 "Предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию прочего электрооборудования, не включенного в другие группировки".
Согласно представленной заявителем Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц ФГКУ "УВО МВД по РС (Я)" осуществляет следующие виды деятельности:
- 75.24.1 "Деятельность органов внутренних дел".
Согласно Положению об Отделе вневедомственной охраны по Алданскому району-ФФГКУ "УВО МВД по РС (Я)", утвержденного Приказом УВО МВД по РС (Я) N114 от 29.05.2012 г, в осуществляемые филиалом виды деятельности не входят услуги по техническому обслуживанию ИТСО.
Из пояснений представителя заявителя следует, что филиал УВО МВД по РС(Я) оказывает услуги только по охране объектов с помощью пульта централизованного наблюдении и не оказывает и не может оказывать услуги по техническому обслуживанию ИТСО.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц Общество с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Сигма" осуществляет следующие виды деятельности:
- 74.60 "Проведение расследований и обеспечение безопасности".
Из пояснений ООО ЧОО "Сигма", следует, что в их адрес не было направлено извещение о проведении Закупки в письменной форме, а так же, что ООО ЧОО "Сигма" не оказывает услуги по охране объектов с помощью пульта централизованного наблюдения и услуги по техническому обслуживанию ИТСО, в связи со спецификой охраны золотодобывающих объектов.
Таким образом, объединение двух услуг в один лот привело к участию в Закупке единственного участника ООО ЧОП "Флагман", поскольку объединение двух различных услуг в один лот привело к невозможности подачи предложения остальными участниками, которым было направлено Извещение о проведении Закупки.
Статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Вышеуказанные действия ОАО АК "Якутскэнерго" указывают на ограничение конкуренции во время проведения Закупки, поскольку включение в один лот "услуги по охране объектов с помощью пульта централизованного наблюдения" и "услуги по техническому обслуживанию ИТСО" существенно снижает количество хозяйствующих субъектов участвующих в закупке. Объединив две услуги в один лот ОАО АК "Якутскэнерго" ограничило конкуренцию при проведении Закупки, что запрещено частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать ОАО АК "Якутскэнерго" нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Выдать ОАО АК "Якутскэнерго" обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
А.Д. Кузьмин
Т.П. Борисова
А.В. Ефремова
С.Д. Васильев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 19 марта 2015 г. N 03-02/15 А
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016