Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области
N 02/08-114-2014 (опубликовано 18 марта 2015 г.)
Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области
по делу N02/08-114-2014
Резолютивная часть объявлена 05 марта 2015 года Решение в полном объеме изготовлено 16 марта 2015 года г.Курск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело N02/08-114-2014, возбужденное по признакам нарушения ч.2 ст.19 Федерального Закона "О защите конкуренции" со стороны индивидуального предпринимателя С. (ИНН _), в отсутствие представителей ответчика - ИП С., заинтересованных лиц - Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Курска, ООО "Русский характер", уведомленных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, установила:
18.04.2014 г. Управлением ФАС по Курской области по результатам рассмотрения заявления Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Курска на основании п.13 ч.1 ст.19 ФЗ "О защите конкуренции" согласовано (исх.N1593) предоставление муниципальной преференции индивидуальному предпринимателю С. (ИНН _) в форме предоставления льготы по арендной плате за 2013 год в размере 35% за арендуемые помещения муниципального нежилого фонда по адресу: г.Курск, ул.Радищева, 12. Предоставление муниципальной преференции было согласовано в целях поддержки субъекта малого предпринимательства, осуществляющего производственную деятельность (производство рекламной полиграфической продукции), отнесенную Областной целевой программой "Развитие малого и среднего предпринимательства в Курской области на 2012-2015 годы" к приоритетным направлениям деятельности, обеспечиваемым мерами государственной поддержки.
По результатам рассмотрения заявления Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Курска письмом от 02.06.2014 г. N2364 УФАС по Курской области также согласовало предоставление муниципальной преференции в виде льготы по арендной плате за вышеуказанное помещение муниципального нежилого фонда ИП С. (ИНН _) на 2014 год в размере 30%.
В 2014 году Контрольно-счетной палатой города Курска в соответствии с планом контрольной деятельности данного ревизионного органа проведено контрольное мероприятие "Проверка формирования и исполнения доходов от использования и реализации имущества, являющегося собственностью муниципального образования "город Курск", муниципальных преференций". По результатам данной проверки Контрольно-счетной палатой г.Курска составлен и размещен на своем официальном сайте www.ksp46.ru отчет от 19.05.2014 г. о результатах контрольного мероприятия.
Как следует из указанного Отчета (стр.32-33), проведенной Контрольно-счетной палатой города Курска проверкой, в частности, установлено, что ИП С. в 2013 году была предоставлена Комитетом по управлению муниципальным имуществом г.Курска льгота по арендной плате в размере 35% за арендуемое помещение муниципального нежилого фонда по адресу: г.Курск, ул.Радищева, 12. В то же время, фактически в арендуемом помещении по адресу: г.Курск, ул.Радищева, 12 заявленная деятельность ИП С. не осуществляется, помещения муниципальной собственности переданы ИП С. в субаренду ООО "Русский характер" и ООО "Авант" (торговая деятельность) без согласия арендодателя - Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Курска.
Антимонопольным законодательством Российской Федерации установлен порядок предоставления и использования государственных и муниципальных преференций.
Пунктом 20 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N135-ФЗ определено, что муниципальной преференцией является предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот или муниципальных гарантий.
В соответствии с частью 1 статьи 19 ФЗ "О защите конкуренции" государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены исключительно в целях, определенных данной статьей, в том числе в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно ч.3 ст.19 ФЗ "О защите конкуренции" государственная или муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.
При этом, частью 2 статьи 19 указанного Федерального закона установлен запрет на использование государственной или муниципальной преференции в целях, не соответствующих указанным в заявлении о даче согласия на предоставление такой преференции.
Согласование УФАС по Курской области на предоставление вышеуказанных преференций ИП С. в форме льгот по арендной плате в 2013-2014 гг. было предоставлено исходя из целей использования им арендуемого помещения для осуществления производственной деятельности, отнесенной к приоритетным направлениям соответствующей программой развития малого и среднего предпринимательства.
Статьей 21 ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что в случае установления антимонопольным органом факта несоответствия использования муниципальной преференции заявленным целям, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, которому предоставлена такая преференция, предписание о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав при условии, что преференция была предоставлена путем передачи муниципального имущества, иных объектов гражданских прав, либо предписание о принятии мер по прекращению использования преимущества хозяйствующим субъектом, получившим муниципальную преференцию в иной форме.
Таким образом, в силу указанных положений антимонопольного законодательства, неиспользование получателем муниципальной преференции соответствующего муниципального имущества по целевому назначению противоречит ч.2 ст.19 ФЗ "О защите конкуренции" и лишает хозяйствующего субъекта права на использование преференции, поскольку не соответствует закрепленному антимонопольным законодательством целевому принципу предоставления государственных и муниципальных преференций.
В этой связи УФАС по Курской области было возбуждено производство по делу по признакам нарушения получателем муниципальной преференции ИП С. ч.2 ст.19 ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в использовании муниципальной преференции, согласованной письмами УФАС по Курской области N602 от 21.02.2012 г., в целях, не соответствующих указанным в заявлении о даче согласия на предоставление данной преференции (производственная деятельность по производству рекламной полиграфической продукции).
В ходе рассмотрения дела ИП С. представлена в УФАС по Курской области копия судебного решения Арбитражного суда Курской области от 18.11.2014 г. по делу NА35-7217/2014 по исковому заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Курска о взыскании с ИП С. штрафа за нарушение условий договора аренды путем передачи арендуемого имущества в субаренду без согласования с арендодателем.
Как следует из данного судебного акта и подтверждается представленными Комитетом по управлению муниципальным имуществом г.Курска в УФАС по Курской области документами, между Комитетом и ИП С. заключен договор N2785 аренды нежилых помещений муниципальной собственности по адресу: г.Курск, ул.Радищева, 12, в соответствии с условиями которого целевым назначением передаваемого в аренду муниципального имущества является производство рекламной продукции (п.1.1). Согласно пункта 3.3.16 договора аренды арендатор не вправе передавать арендуемое имущество в субаренду либо заключать иные сделки, результатом которых может являться какое-либо обременение предоставленных ему по договору аренды имущественных прав, без письменного разрешения арендодателя. За неисполнение указанного требования пунктом 6.3 договора аренды предусмотрено взыскание с арендатора штрафа в размере полугодовой арендной платы по данному договору.
Исходя из указанных условий договора аренды, с учетом результатов проведенного Контрольно-счетной палатой г.Курска контрольного мероприятия, Комитет по управлению муниципальным имуществом г.Курска обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с ИП С. штрафа за передачу права пользования арендованным имуществом ООО "Авант" и ООО "Русский характер" без согласования с арендодателем. По результатам рассмотрения судебного спора арбитражным судом факт заключения договоров субаренды в отношении спорного имущества, а также передачи права пользования им иным лицам, не нашел документального подтверждения, в связи с чем в удовлетворении иска Комитету по управлению муниципальным имуществом г.Курска отказано.
По состоянию на дату рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства данный судебный акт вступил в законную силу.
При таких обстоятельствах, выводы о нецелевом использовании ИП С. в 2013 году - в апреле 2014 года арендованного муниципального имущества - нежилых помещений по адресу: г.Курск, ул.Радищева, 12, в отношении которого ему была предоставлена муниципальная преференция, путем передачи данных помещений в субаренду иным лицам, опровергаются вступившим в силу решением суда.
Материалами дела установлено, что 08.05.2014 г. ИП С. обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом г.Курска по вопросу согласования передачи части арендуемых помещений по адресу: г.Курск, ул.Радищева, 12, в субаренду ООО "Авант" и ООО "Русский характер" для размещения офисов данных юридических лиц. При этом, согласно информации из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), размещенном на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru), учредителем ООО "Русский характер" является С., юридическим адресом ООО "Русский характер" является г.Курск, ул.Радищева, 12.
Письмом от 29.05.2014 г. N3220/07.01-14 Комитет по управлению муниципальным имуществом г.Курска согласовал передачу недвижимого имущества по адресу: г.Курск, ул.Радищева, 12 общей площадью 14 кв.м. в субаренду ООО "Русский характер" и ООО "Авант" в порядке, установленном действующим законодательством РФ, в т.ч. ФЗ "О защите конкуренции".
Действующим законодательством (ст.19 ФЗ "О защите конкуренции") предусмотрена необходимость целевого использования муниципальных преференций, в связи с чем использование арендуемых помещений, в отношении которых арендатору была предоставлена льгота по арендной плате, путем передачи данного имущества в субаренду (в то время как целью предоставления преференции была поддержка субъекта малого предпринимательства, осуществляющего производственную деятельность), противоречило бы условиям предоставления муниципальной преференции.
В то же время, доказательств заключения договоров субаренды либо иных договоров, предполагающих передачу права пользования арендованными нежилыми помещениями по адресу: г.Курск, ул.Радищева, 12, между ИП С. и указанными хозяйствующими субъектами, равно как и с иными лицами, в ходе рассмотрения дела антимонопольным органом не получено.
Комитетом по управлению муниципальным имуществом г.Курска в УФАС по Курской области представлена документированная информация (вх.N 1118 от 02.03.2015 г.), из которой следует, что льгота по арендной плате за 2014 год за рассматриваемое муниципальное имущество ИП С. органами местного самоуправления города Курска не предоставлялась, внесение арендной платы осуществлялось арендатором в полном объеме в размере, предусмотренном договором аренды. При этом, учитывая принятие Курским городским Собранием решения от 23.09.2014 г. N91-5-РС, которым сдача арендованного муниципального имущества или его части в субаренду запрещена, Комитетом по управлению муниципальным имуществом г.Курска в адрес ИП С. 22.10.2014 г. направлено дополнительное соглашение к договору аренды, предусматривающее отмену возможности передачи муниципального имущества в субаренду.
Таким образом, согласование УФАС по Курской области от 02.06.2014 г. N2364 относительно предоставления льготы по арендной плате в размере 30% за арендуемое ИП С. помещение по адресу: г.Курск, ул.Радищева, 12, не было реализовано, в связи с чем возможное нецелевое использование данного муниципального имущества арендатором в 2014 году не может расцениваться как ненадлежащее пользование муниципальной преференцией.
При таких обстоятельствах, на основании полного и всестороннего исследования обстоятельств дела, подтвержденных документами, представленными в УФАС по Курской области лицами, участвующими в рассмотрении дела, комиссия приходит к выводу о неподтверждении в действиях ИП С. нарушения ч.2 ст.19 ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.2 ст.19, ч.1 ст.23, ст.48 ФЗ "О защите конкуренции", комиссия УФАС по Курской области решила:
Производство по делу N02/08-114-2014 прекратить в связи с неподтверждением факта нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях ИП С, связанных с использованием муниципальной преференции в форме льгот по арендной плате за арендуемые помещения муниципального нежилого фонда по адресу: г.Курск, ул.Радищева, 12.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд Курской области в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области N 02/08-114-2014 (опубликовано 18 марта 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016