Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 21 ноября 2012 г. N 06-03-12/30
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
рассмотрев материалы дела N06-03-12/30 от 06.11.2012 г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии представителя МУП "Редакция газеты "Вечерний Мурманск" <Ч_> по доверенности б/н от 19 ноября 2012 года, и в отсутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе индивидуального предпринимателя Волковой О.Г.(<_>), не получает корреспонденцию. установила:
При осуществлении государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области был проведен мониторинг рекламы, распространяемой в печатных изданиях, и выявлен факт распространения рекламы с признаками нарушения Федерального Закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе).
В газете "Вечерний Мурманск" N 41 (4950) от 07.03.2012 года на стр.22 размещалась рекламная статья "Эликсир "Медвед" с признаками нарушения рекламного законодательства.
В статье "Эликсир "Медвед" сказано: "Сегодня наука творит чудеса, результатом открытий уральских ученых в области медицины стал "Медвед"_тысячи исцеленных и благодарных людей сегодня это подтверждают."
Далее идут заметки многочисленных людей об излечении от болезней при помощи эликсира "Медвед". Пишет <Ш_> "_начала пить "Медвед" сахар уменьшился с 11 единиц до 6-7, утомляемость и давление прошли_ восстановила маму после инсульта"; <П_> "Главной проблемой для меня был узел в щитовидной железе и киста там же. Два полных курса пропила эликсира "Медвед" узла в щитовидке нет. Совсем нет!"; <А_> "С применением комплекса "Медвед" мои болячки сдуло как ветром облака. Гипертония, инсульт, сосуды, звон и шум в ушах." и т.д.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно части 1 статьи 25 Закона о рекламе, реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна:
1) создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;
2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;
Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его потребительских свойствах.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Рекламная статья "Эликсир "Медвед", размещенная в N 41 (4950) от 07.03.2012 года на стр.22 газеты "Вечерний Мурманск", содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве: предназначена для неопределенного круга лиц; преследуют строго заданные цели информирования и продвижение БАД - "Эликсир "Медвед", побуждает воспользоваться данным продуктом.
Объектом рекламирования является продукт "Эликсир "Медвед".
Комиссия Мурманского УФАС России полагает, что текст рекламного сообщения свидетельствует о намерении рекламодателя привлечь внимание покупателей к рекламируемому продукту именно как к средству лекарственного воздействия на организм человека.
"Медвед" отсутствует в государственном реестре лекарственных средств (в сети Интернет http://grls.rosminzdrav.ru).
Согласно Федеральному реестру (в сети Интернет http://obad.ru) биологически активная добавка к пище (далее - БАД) "Медвед", номер свидетельства: 77.99.11.3.У.3900.6.10 от 04.06.2010 г. Область применения БАД: для реализации населению через аптечную сеть и специализированные магазины, отделы торговой сети в качестве биологически активной добавки к пище - источника каротиноидов, дополнительного источника витамина Е, содержащей полиненасыщенные жирные кислоты.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его потребительских свойствах.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 года N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" лекарственные средства - это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).
Согласно статье 19 Федерального закона от 22.06.1998 года N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 года N 736 утвержден административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной регистрации лекарственных средств. В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.
Таким образом, закон предусматривает, что именно лекарственные средства могут применяться для профилактики, диагностики и лечения болезни.
"Эликсир "Медвед" является биологической активной добавкой к пище, но не лекарственным препаратом.
Таким образом, данный продукт как лекарственное средство не зарегистрировано, то есть лекарственным средством не является, что исключает возможность указания в рекламе на его лечебное, профилактическое и иное восстановительное воздействие на организм человека, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для распространения иных сведений об указанном продукте, кроме как имеющихся в сертификате соответствия на рекламируемый БАД.
Согласно договору возмездного оказания услуг на размещение рекламы N11НГ от 06.02.2011 г. заказал публикацию рекламы "Эликсир "Медвед", индивидуальный предприниматель Голоцван Нелли Васильевна (<_>), разместило в газете "Вечерний Мурманск" рекламу заказчика МУП "Редакция газеты "Вечерний Мурманск".
По запросу Мурманского УФАС МУП "Редакция газеты "Вечерний Мурманск" представило договор N 22 от 01.10.2011 г. на оказание рекламных услуг. Согласно предмету договора Голоцван Н.В. принимает на себя обязательства оказывать услуги ИП Волковой Ольге Григорьевне (<_>) по размещению рекламных материалов в печатных СМИ, т.е. ИП Голоцван Н.В. является посредником по размещению публикации рекламы "Эликсир "Медвед".
В материалах дела, имеется заявка ИП Волковой О.Г. и акт N00000111 от 07.03.2012 г. о приемке выполненных работ, подписанный и заверенный без претензий к объему и качеству выполненных работ.
ИП Волкова О.Г. не направила объяснений и заявлений на определение УФАС по Мурманской области о возбуждении дела N06-03-12/30 по признакам нарушения рекламного законодательства РФ о рекламе, не представила запрашиваемые документы по делу.
Представитель МУП "Редакция газеты "Вечерний Мурманск" в ходе заседания сообщил, что рекламодатель ИП Волкова О.Г. сознательно шла на нарушения Закона о рекламе.
Сотрудники газеты "Вечерний Мурманск" неоднократно предупреждали рекламодателя о том, что его рекламные статьи содержат признаки нарушения рекламного законодательства и что ответственность за данные нарушения несет рекламодатель. Однако рекламодатель настаивал на первоначальном тексте макета рекламы и не предпринимал мер для предотвращения нарушения.
Комиссия, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя МУП "Редакция газеты "Вечерний Мурманск", участвующего в рассмотрении, приходит к выводу о том, что рекламная статья "Эликсир Медвед" нарушает требования части 1 статьи 25 пункта 2 части 3 статьи 5 и пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального Закона о рекламе является недостоверной и ненадлежащей.
Согласно материалам дела определил содержание рекламы "Эликсир "Медвед" и заказал её публикацию индивидуальный предприниматель Волкова Ольга Григорьевна.
МУП "Редакция газеты "Вечерний Мурманск" опубликовало рекламу в газете "Вечерний Мурманск".
Рекламораспространителем является МУП "Редакция газеты "Вечерний Мурманск". (ИНН 5190003528, 183032, г. Мурманск, пр. Кольский, д. 9).
В соответствии с пунктом 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пунктов 1,2 части 1 статьи 25 и пункта 2 части 3 статьи 5 и пункта 6 части 5 статьи 5 Закона возложена на рекламодателя.
Согласно статье 3 Закона о рекламе под рекламодателем понимается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем является индивидуальный предприниматель Волкова Ольга Григорьевна (<_>).
Таким образом, <В_> определила содержание рекламы и сознательно разместила рекламную статью "Эликсир Медвед", N 41 (4950) от 07.03.2012 года на стр.22 газеты "Вечерний Мурманск" с нарушением пунктов 1,2,5 части 1 статьи 25 и пункта 2 части 3 статьи 5 и пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.
Доказательств прекращения ненадлежащей рекламы в заседание Комиссии не представлено.
Согласно статье 1 Закона о рекламе одной из целей данного федерального закона является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Требование законодательства не допускать указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники служат целям защиты потребителя от недобросовестной рекламной информации, и направлено на охрану здоровья потребителя и соблюдения его Конституционных прав.
Несоблюдение требований законодательства о рекламе имеет высокую степень общественной опасности, поскольку создаёт предпосылки для возможных злоупотреблений со стороны рекламодателей, распространяющих продукцию, не имеющую ничего общего с лекарственными препаратами, и подвергает опасности здоровье населения.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать рекламную статью "Эликсир Медвед" N 41 (4950) от 07.03.2012 года на стр.22 газеты "Вечерний Мурманск" недобросовестной и ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 и пунктов 1,2 части 1 статьи 25 Закона о рекламе.
3. Выдать предписание ИП Волковой Ольге Григорьевне и МУП "Редакция газеты "Вечерний Мурманск" о прекращении распространения рекламы с нарушением пунктов 1,2 части 1 статьи 25 и пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП Волковой О.Г.
Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.
Резолютивная часть решения объявлена 21.11. 2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 28.11 2012 года.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
21.11.2012 года г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе)
на основании своего решения от 21.11.2012 года по делу N 06-03-12/30 о признании рекламной статьи: "Эликсир "Медвед", размещенной в N 41 (4950) от 07.03.2012 года на стр.22 газеты "Вечерний Мурманск", недобросовестной и ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пунктов 1,2 части 1 статьи 25, пункта 2 части 3 статьи 5 и пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе (Далее - Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, предписывает:
1. Рекламодателю индивидуальному предпринимателю Волковой Ольге Григорьевне (<_>) прекратить размещение рекламной статьи "Эликсир "Медвед" и обеспечить соблюдение требований пунктов 1,2 части 1 статьи 25 и пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального Закона "О рекламе" от 13.03.06 N 38-ФЗ.
А именно исключить возможность рекламирования БАДа не зарегистрированного как лекарственное средство с указанием в рекламе на его лечебное, профилактическое и иное восстановительное воздействие на организм человека, с указанием на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок.
2. Исполнить предписание и известить УФАС по Мурманской области до 21 декабря 2012 года.
Предписание оглашено 21.11.2012 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
21.11.2012 года г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе)
на основании своего решения от 21.11.2012 года по делу N 06-03-12/30 о признании рекламной статьи: "Эликсир "Медвед", размещенной в N 41 (4950) от 07.03.2012 года на стр.22 газеты "Вечерний Мурманск", недобросовестной и ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пунктов 1,2 части 1 статьи 25, пункта 2 части 3 статьи 5 и пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе (Далее - Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, предписывает:
1. Рекламораспространителю МУП "Редакция газеты "Вечерний Мурманск" (ИНН 5190003528, 183032, г. Мурманск, пр. Кольский, д. 9) прекратить размещение рекламной статьи "Эликсир "Медвед", с содержанием макета, представленного ИП Волковой О.Г. и обеспечить соблюдение требований пунктов 1,2 части 1 статьи 25 и пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального Закона "О рекламе" от 13.03.06 N 38-ФЗ.
2. Исполнить предписание и известить УФАС по Мурманской области до 21 декабря 2012 года.
Предписание оглашено 21.11.2012 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 21 ноября 2012 г. N 06-03-12/30
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016