Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
N 05/03-15 (опубликовано 18 марта 2015 г.)
Резолютивная часть оглашена 03.03.2015
Изготовлено в полном объеме 18.03.2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
< _ >
при участии от Ответчика по делу - Государственного предприятия Омской области "Колосовское дорожное ремонтно-строительное управление" (далее - предприятие, ГП "Колосовское ДРСУ"):
< _ >
< _ >
в отсутствие представителей лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, - общества с ограниченной ответственностью "Сибирская Строительно-Сырьевая Компания" (далее - ООО "СССК"), надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела.
рассмотрев дело N 05/03-15 по признакам нарушения Государственным предприятием Омской области "Колосовское дорожное ремонтно-строительное управление" (646350, Омская область, Колосовский район, с. Колосовка, ул. Северная, д. 90) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1, 2, 3 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, установила:
1. В соответствии с приказом Омского УФАС России от 29.01.2015 N 21 возбуждено дело N 05/03-15 по следующим основаниям.
В ходе проверки Омским УФАС России закупочных процедур инертных материалов дорожными ремонтно-строительными организациями Омской области, в том числе, установлено следующее.
Государственным предприятием Омской области "Колосовское дорожное ремонтно-строительное управление" (далее - предприятие, ГП "Колосовское ДРСУ", Заказчик) 18.04.2013 на сайте www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещены: извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 31300264823 на поставку щебня для нужд ГП "Колосовское ДРСУ" (далее - Закупка, Аукцион), документация об Аукционе (с приложениями).
Согласно извещению заявки принимаются в период с 18.04.2013 по 09.05.2013; дата и время окончания приема заявок: 09.05.2013 в 05-00 часов; дата, время рассмотрения заявок - 13.05.2013, проведение Аукциона - 20.05.2013 в 07-30 часов; начальная (максимальная) цена за единицу товара установлена в сумме 950 рублей; количество поставляемого товара составляет 200 тонн.
Согласно протоколу единой комиссии от 13.05.2013 N 3844/3130026264823-1 на участие в Аукционе поданы две заявки, участнику N 2 было отказано в допуске к участию в Аукционе по причине несоответствия заявки требованию пункта 6 документации о проведении Аукциона, поскольку участник размещения заказа не указал конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в документации о проведении Аукциона. Аукцион признан несостоявшимся.
Однако, согласно протоколу единой комиссии от 13.05.2013 N 3844/31300264823-2 победителем Аукциона признано ООО "СССК". Заказчику рекомендовано заключить договор с ООО "СССК".
Согласно пункту 1.4 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью извещения о Закупке и документации о Закупке, минимальный гарантированный объём поставок составляет 200 тонн.
ГП "Колосовское ДРСУ" был заключен контракт с ООО "СССК" от 16.05.2013 N 4, согласно пункту 1.4 которого объем поставок составляет 2000 тонн.
В ходе проведения Омским УФАС России проверки, в том числе, выявлено, что количество поставляемого товара по контракту, заключенному ГП "Колосовское ДРСУ" с ООО "СССК" по итогам закупки N 31300264823, превышает количество товара, определенного извещением о Закупке в несколько раз; несоблюдение ГП "Колосовское ДРСУ" условий заключения контракта с единственным поставщиком.
2. В соответствии с определением Омского УФАС России от 29.01.2015 Ответчиком 25.02.2015 (вх. Омского УФАС России от 25.02.2015 N 1926) представлены письменные пояснения относительно обстоятельств дела N 05/03-15, согласно которым Ответчик с доводами жалобы не согласился и пояснил следующее.
Согласно журналу событий на сайте www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" обществом с ограниченной ответственностью "Внебиржевые Рынки Прииртышья" 18.04.2013 в 16:40 (московское время) опубликовано извещение о закупке N 31300264823 на поставку щебня для нужд ГП "Колосовское ДРСУ", проводимой способом открытого аукциона в электронной форме.
В числе прочих в данном извещении содержатся сведения:
4. |
Предмет контракта с указанием количества поставляемого товара |
Поставка щебня. Минимальный гарантированный закупки - 200 тонн. |
Ответчик считает, что сведения, указанные в извещении о Закупке, соответствуют требованиям, установленным Положением о закупках товаров, работ, услуг ГП "Колосовское ДРСУ" (далее - Положение о закупках ГП "Колосовское ДРСУ") и содержит все необходимые сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара в соответствии с требованиями, установленными частями 9 и 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Кроме того, Ответчик обращает внимание, способ Закупки - аукцион в электронной форме предоставляет возможность для участия в закупке неограниченному числу юридических и физических лиц, что свидетельствует об отсутствии заинтересованности предприятия в создании условий, ограничивающих конкуренцию при проведении данных торгов.
В ходе проведения торгов не осуществлялась координация деятельности участников закупки, не создавались преимущественные условия участия в торгах участникам закупки, соблюдался порядок определения победителя торгов в соответствии с Положением о закупках ГП "Колосовское ДРСУ" и действующим законодательством в сфере закупок, работники заказчика или организатора торгов, как и сами заказчик и организатор торгов, не принимали участие в данной закупке.
Рассмотрение дела N 05/03-15 в соответствии с частью 2 статьи 45 Закона о защите конкуренции осуществлялось на заседании Комиссии 03.03.2015.
На заседании Комиссии 03.03.2015 представителями Ответчика даны следующие разъяснения.
Предприятие для осуществления производственной деятельности ежегодно закупает товары, в том числе, щебень, песок, ГСМ и др. Предприятию известен примерный объем закупки, но есть факторы, которые влияют на объем товара, который потребуется ему в течение года. Предприятие участвует в торгах на проведение ремонтных работ дорог, итоги которых не предсказуемы, предприятие может одновременно выполнять несколько контрактов, как государственных, так и коммерческих. В случае нехватки материалов для проведения ремонтных работ у предприятия нет времени для проведения дополнительной процедуры торгов. В то же время исполнение государственных и муниципальных контрактов предполагает строгое соблюдение сроков исполнения контрактов. Для этого была предусмотрена такая закупка как "за единицу товара" - данная форма закупки, по словам представителя Ответчика, наиболее приемлема (удобна) для Заказчика.
В соответствии с Положением о закупках ГП "Колосовское ДРСУ" в извещении были определены "цена за единицу товара" и минимальное гарантированное количество товара, которое в обязательном порядке приобретается у поставщика, что, по мнению представителей Ответчика, не исключает возможности увеличения предприятием приобретаемого товара при заключении Контракта.
Министерство экономики Омской области в 2012 году проводило семинары, на которых было озвучено, что предприятия праве проводить закупку "за единицу товара", и он, как руководитель предприятия, настоял на проведении такой процедуры закупки, по его мнению, удобной для работы предприятия.
С апреля месяца начинаются торги на проведение ремонтных работ дорог в районной администрации и сельских поселениях района. Участвуя в торгах, у предприятия нет гарантии того, что предприятие будет победителем и получит планируемый объем работ. Бюджет ремонтных работ непредсказуемый. Проведя процедуру Закупки "за единицу товара", предприятие планировало исполнить все контракты предприятия на тот момент времени.
Представителями Ответчика представлены в материалы дела N 05/03-15, в том числе, представлены копии:
- извещения о проведении Закупки;
- протокола закупочной комиссии от 13.05.2013 N 31300264823-1 о рассмотрении первых частей заявок на участие в Аукционе;
- протокола закупочной комиссии от 13.05.2013 N 31300264823-2 о рассмотрении вторых частей заявок на участие в Аукционе;
- обоснования начальной максимальной цены контракта;
- контракта от 16.05.2013 N 4, заключенного ГП "Колосовское ДРСУ" с ООО "СССК" с приложением к контракту.
3. Рассмотрев имеющиеся в деле N 05/03-15 материалы, выслушав представителей Ответчика, Комиссия заключает следующее.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке (часть 6 статьи 3 Закона о закупках).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках (в редакции от 30.12.2012) при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 9 статьи 4 Закона о закупках установлен перечень сведений, которые должны содержаться в извещении о закупке, в том числе, предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг (подпункт 3). Таким образом, согласно положениям Закона о закупках извещение должно содержать четкие сведения о количестве поставляемого товара. При этом Закон о закупках не содержит положений, позволяющих заказчику не указывать точное количество товаров.
Пунктом 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлены требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, в том числе, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик.
Согласно подпункту 16 пункта 6 статьи 6 Положения о закупках товаров, работ, услуг ГП "Колосовское ДРСУ" закупка у единственного поставщика может осуществляться, в том числе, в случае если торги, проводимые в соответствии с настоящим положением, признаны несостоявшимися в связи с принятием конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссией, решения об отказе в допуске к участию в торгах, всем участникам закупок, подавшим заявки на участие в торгах. При этом цена заключаемого контракта с единственным поставщиком не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта, а в случае отсутствия возможности определить количество поставляемого товара в документации о торгах, извещении о проведении запроса котировок - превышать цену за единицу товара, установленную в документации о торгах, извещении о проведении запроса котировок, соответственно.
В извещении о Закупке количество поставляемого товара указано 200 тонн.
Проектом контракта, являющимся неотъемлемой частью извещения о Закупке, установлен минимальный гарантированный объём поставок - 200 тонн, изменения в документацию об Аукционе в части увеличения объема поставок ГП "Колосовское ДРСУ" не вносились. При заключении Контракта количество поставляемого товара увеличилось с 200 до 2000 тонн, на сайте www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информация об изменении контракта с указанием измененных условий не размещена.
ГП "Колосовское ДРСУ", заключив Контракт, превысило начальную (максимальную) цену контракта в несколько раз (количество поставляемого товара было увеличено с 200 до 2000 тонн).
Извещение о проведении торгов должно быть направлено на привлечение наибольшего количества заинтересованных лиц с целью выявления наилучшего предложения.
Комиссия считает, что отсутствие в извещении о Закупке в полном объеме сведений о количестве поставляемого товара приводит к невозможности формирования участником Аукциона заявки на участие в Аукциона, в том числе, в части формирования ценового предложения, что является нарушением пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Поставка любого товара состоит из прямых и инфраструктурных затрат (расходов). Увеличение объема поставки влечет за собой уменьшение транспортных, иных накладных расходов на единицу продукции. Следовательно, делает такую поставку более привлекательной для участников соответствующего рынка. Не указание в извещении о закупке реального объема закупаемого товара создает участнику закупки преимущественные условия участия в торгах.
Доводы Ответчика, что невозможно было в извещении указать количество поставляемого товара, Комиссия считает необоснованными, поскольку предметом Закупки является не какая-то услуга, параметры, которой невозможно измерить на момент опубликования извещения, а щебень на ремонт дороги, нормы расхода, которого должны быть известны ГП "Колосовское ДРСУ" как дорожному ремонтно-строительному предприятию.
Проведение Закупки не было для предприятия чрезвычайной ситуацией, а являлось плановой работой, поскольку ГП "Колосовское ДРСУ" в 2013 году торги на закупку материалов проводило регулярно - каждые две недели. В то же время на складах предприятия для производственной деятельности должен был быть необходимый запас материалов.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
По мнению Комиссии, не указание в извещении о Закупке реального объема закупаемого товара создает отдельному участнику Закупки преимущественные условия участия в торгах, и нарушает часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1, 2, 3 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать действие ГП "Колосовское ДРСУ" по не указанию в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку щебня для нужд ГП "Колосовское ДРСУ" (извещение N 31300264823, размещенное на сайте www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и закупочной документации в полном объеме сведений о количестве поставляемого товара, что приводит к невозможности формирования участником Аукциона заявки на участие в Аукционе, в том числе в части формирования ценового предложения, нарушением пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать ГП "Колосовское ДРСУ" предписание о принятии мер по недопущению нарушения требований части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции: по указанию в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и закупочной документации в полном объеме сведений о количестве поставляемого товара и начальной (максимальной) цене договора.
3. Уведомить Омское УФАС России об исполнении предписания в течение 3 дней с момента получения предписания.
4. Материалы дела N 05/03-15 передать уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 7 статьи 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии < _ >
Члены Комиссии: < _ >
Согласно части 1 статьи 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области N 05/03-15 (опубликовано 18 марта 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016