Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия
N 04-34/13-2014 (опубликовано 3 сентября 2014 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 21.08.2014
Решение в полном объеме изготовлено 02.09.2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии <_> членов Комиссии: <_> <_>
рассмотрев дело N 04-34/13-2014 по признакам нарушения Министерством здравоохранения Республики Бурятия (670000, г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 54) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
в присутствии:
представителя заявителей: ООО "Разнобыт", индивидуального предпринимателя <_> ООО "Улан-Удэнская мемориальная компания", ООО "Отелла", индивидуального предпринимателя <_> по доверенности от 22.05.2014 <_>
представителя ответчика по делу - Министерства здравоохранения Республики Бурятия <_> доверенность от 06.08.2014 N3851,
заинтересованного лица - генерального директора ООО "Массив-Сервис" <_> установила:
В Бурятское УФАС России поступило заявление хозяйствующих субъектов, осуществляющих предоставление платных услуг ритуального характера от 11.03.2014 вх. N 1379, от 04.04.2014 вх. N 1921 на действия Министерства здравоохранения Республики Бурятия (далее - Министерство).
По мнению заявителей, Министерство нарушает часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части создания преимущественных условий деятельности ООО "Массив-Сервис" путем передачи функций по перевозке тел умерших из учреждений здравоохранения в ГБУЗ "Республиканское патолого-анатомическое бюро" (далее - ГБУЗ РПАБ) только одному субъекту, что направлено на недопущение на товарный рынок других хозяйствующих субъектов. Кроме того, в результате передачи функций по перевозке тел умерших ООО "Массив-Сервис", а также аффилированному с ООО "Массив-Сервис" лицу - ООО "Байкальская специализированная компания" предоставлен приоритетный доступ к персональным данным умерших и их родственников, тем самым создаются более выгодные условия деятельности на рынке ритуальных услуг по сравнению с другими участниками рынка. Министерством не проводились какие-либо конкурсные процедуры, направленные на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками в данной сфере услуг. Министерством не обеспечен принцип открытости и прозрачности, т.е. свободного и открытого доступа к информации о заключении контрактных отношений на перевозку тел умерших.
По результатам рассмотрения заявления в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции Бурятским УФАС России 11.04.2014 возбуждено дело N 04-34/13-2014 по признакам нарушения Министерством части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в создании преимущественных условий деятельности отдельному хозяйствующему субъекту путем направления письма Министерства здравоохранения Республики Бурятия от 19.12.2013 N 5556, адресованного главным врачам государственных учреждений здравоохранения Республики Бурятия с указанием о необходимости заключения договора перевозки груза-200 со специализированной службой ООО "Массив-Сервис", что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
При рассмотрении дела представитель заявителей поддержал доводы, изложенные в заявлении, пояснив, что при проведении Министерством публичных процедур по отбору исполнителя для осуществления транспортировки груза-200 его доверители также могли бы принять участие в торгах, в том числе осуществлять перевозки на безвозмездной основе.
Министерством представлены письменные пояснения от 26.03.2014 N 1391, от 07.04.2014 N1700, согласно которым для рассмотрения возможности заключения договора перевозки груза - 200 в Министерство обратилось ООО "Байкальская специализированная компания", директором и учредителем которого является <_> В связи с тем, что Уставом ООО "Байкальская специализированная компания" не предусмотрена перевозка тел, данную услугу осуществляет ООО "Массив-Сервис" на безвозмездной основе. Распоряжением Министерства от 18.12.2013 N 437 определены государственные медицинские организации, в которые осуществляется доставка тел. В свою очередь в письме Министерства от 19.12.2013 N 5556 указано, что медицинским организациям (по списку) необходимо заключить договор перевозки груза-200 с ООО "Массив-Сервис" по прилагаемой форме, поскольку договор носит безвозмездный характер. Доводы заявителей в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а также предоставления доступа к информации в приоритетном порядке считает несостоятельными.
Письмом от 17.06.2014 N 3006 Министерство сообщило, что 04.06.2014 Министерством направлен запрос в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС РБ) о разъяснении порядка финансирования услуг медицинских организаций по перевозке тел умерших в морги из средств ОМС. Из представленного ТФОМС РБ ответа от 16.06.2014 N 1679 следует, что медицинские организации, работающие в системе обязательного медицинского страхования и оказывающие стационарную медицинскую помощь, согласно структуре тарифа на оплату медицинской помощи в системе ОМС на 2014 год по статье 222 "Транспортные услуги", могут производить расходование средств ОМС на транспортировку тел умерших в морг. Министерство также сообщило, что до 01.01.2014 транспортировка тел умерших из государственных медицинских учреждений в морг осуществлялась ГБУЗ РПАБ за счет собственных платных услуг.
15.07.2014 в адрес Бурятского УФАС России поступило письмо Министерства от 15.07.2014 N 3534 о приобщении к материалам дела письма Министерства от 07.07.2014 N 3372 об отзыве письма от 19.12.2013 N 5556.
При рассмотрении дела 21.08.2014 представителем Министерства заявлено ходатайство о прекращении рассмотрения дела в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства, а именно, отзывом письма от 19.12.2013 N 5556.
ООО "Массив-Сервис" представлены письменные пояснения от 16.04.2014 N 122, от 19.05.2014 N 124, в которых указано, что ООО "Массив-Сервис" осуществляет перевозку груза-200 на безвозмездной основе, что не может быть квалифицировано как действие, направленное на
получение преимуществ для Общества по сравнению с другими хозяйствующими субъектами. Отсутствует факт обращений других хозяйствующих субъектов с предложением оказания услуг по перевозке тел умерших на безвозмездной основе. ООО "Массив-Сервис" не согласно с доводом заявителей о приоритетным доступе к персональным данным умерших и их родственников, поскольку из заключенных договоров не следует, что при перевозке тел Общество перевозит медицинские карты или истории болезни, которые доставляются сотрудниками медицинских учреждений самостоятельно.
ГБУЗ РПАБ в пояснениях по делу от 27.05.2014 N 121 указало, что транспортировка тел умерших из лечебных учреждений для проведения патолого-анатомического вскрытия в обязанности ГБУЗ РПАБ не входит. В письме от 18.06.2014 N 134 ГБУЗ РПАБ сообщило, что транспортировка тел умерших осуществлялась с 01.01.2002 до 10.01.2014 одной штатной единицей. Транспортировка прекращена на основании распоряжения Министерства от 18.12.2013 N 437 и письма Министерства от 19.12.2013 N 5556.
Комиссия, изучив доводы ответчика, исследовав имеющиеся в деле материалы, пришла к следующему выводу:
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Республики Бурятия, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 15.10.2007 N 319, Министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения на территории Республики Бурятия, проведению мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в пределах своей компетенции, а также координирующим - в случаях, установленных законами Республики Бурятия, указами Президента Республики Бурятия, Главы Республики Бурятия и постановлениями Правительства Республики Бурятия, деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия.
19.12.2013 Министерство направило письмо N 5556, адресованное главным врачам медицинских учреждений (по списку), о направлении распоряжения Министерства от 18.12.2013 N 437 об определении медицинских организаций, в которые осуществляется доставка тел умерших. В письме также сообщается о том, что в целях организации доставки тел умерших из стационаров в определенные распоряжением морги, необходимо заключить договор перевозки груза-200 по прилагаемой форме со специализированной службой ООО "Массив-Сервис". В соответствии с данным договором организация перевозки груза-200 в пределах г. Улан-Удэ осуществляется на безвозмездной основе.
При этом, публичные процедуры по отбору исполнителя услуг по перевозке тел умерших из стационаров в морги Министерством не проводились.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО "Массив-Сервис" является организация похорон и предоставление связанных с ним услуг.
ООО "Массив-Сервис" заключены договоры на перевозку груза-200 с ГБУЗ "Городской родильный дом N2" (договор N 02/2013 от 23.12.2013), ГБУЗ "Городская больница N 4" (договор N 03/2013 от 23.12.2013), ГБУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. В.В. Ангапова" (договор N 07/2013 от 23.12.2013), ГАУЗ "Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко" (договор N 09/2013 от 23.12.2013), ГБУЗ "Бурятский республиканский клинический онкологический диспансер" (договор N 11/2013 от 23.12.2013), ГАУЗ "Детская клиническая больница с центром медицинской реабилитации" (договор N 13/2013 от 23.12.2013), ГБУЗ "Городская больница N 5" (договор N 14/2013 от 23.12.2013), ГБУЗ "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер" (договор N 01/2013 от 23.12.2013), ГБУЗ "Городская больница N 2" (договор N 15/2013 от 23.12.2013).
Согласно заключенным договорам ООО "Массив-Сервис" обязуется доставлять вверенный ему Отправителем груз-200 в количестве, определенном в заявках Отправителя, которые будут поступать на телефон <_> (круглосуточно) центральной диспетчерской службы. Организация по перевозке груза-200 в пределах г. Улан-Удэ осуществляется в рамках настоящего договора на безвозмездной основе за счет средств Перевозчика. Отправитель обязан, в том числе, выдать перевозчику сопроводительные документы на груз-200 (медицинское направление или иной документ) для того, чтобы данный груз-200 был принят Получателем, в случае нарушения данного пункта договора Перевозчик снимает с себя ответственность за отказ Получателя принять груз-200.
Исходя из положений статьи 67 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.06.2013 N 354н "О порядке проведения патолого-анатомических вскрытий" для проведения патолого-анатомического вскрытия вместе с телом умершего в патолого-анатомическое бюро направляется медицинская документация умершего - медицинская карта стационарного больного (медицинская карта родов, медицинская карта новорожденного, история развития ребенка, медицинская карта амбулаторного больного), оформленная в установленном порядке.
Таким образом, персональные данные умерших, а также их родственников содержатся в истории болезни, которая должна сопровождать умершего из стационара в патолого-анатомическое бюро.
Согласно пункту 6 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: транспортировка и хранение в морге поступившего для исследования биологического материала, трупов пациентов, умерших в медицинских и иных организациях, и утилизация биологического материала.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 24.12.2013 N 697 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Бурятия на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее - Программа). В разделе Финансовое обеспечение Программы указано, что медицинская помощь на территории Республики Бурятия оказывается за счет федерального, республиканского бюджетов, а также средств обязательного медицинского страхования.
Согласно письму ТФОМС РБ от 16.06.2014 N 1679 медицинские организации, работающие в системе обязательного медицинского страхования и оказывающие стационарную медицинскую помощь, согласно структуре тарифа на оплату медицинской помощи в системе ОМС на 2014 год по статье 222 "Транспортные услуги", могут производить расходование средств ОМС на транспортировку тел умерших в морг.
Таким образом, расходование средств ОМС на транспортировку тел умерших в морг должно производиться медицинскими учреждениями самостоятельно в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам власти запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Однако, в нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Министерство без проведения публичных процедур по отбору исполнителя по транспортировке тел умерших из стационаров в морг, предоставило ООО "Массив-Сервис" преимущественные условия деятельности путем направления медицинским учреждениям письма от 19.12.2013 N 5556 о необходимости заключения договора перевозки груза-200 со специализированной службой ООО "Массив-Сервис", что приводит или может привести к ограничению конкуренции.
Соблюдение требований антимонопольного законодательства возможно путем избрания организации, обеспечивающей оказание услуги по транспортировку тел умерших из стационаров в морги путем проведения публичных процедур, что обеспечит конкуренцию среди хозяйствующих субъектов на рынке ритуальных услуг.
Комиссия принимает во внимание факт отзыва 07.07.2014 Министерством письма от 19.12.2013 N 5556 о необходимости заключения договора перевозки груза-200 с ООО "Массив-Сервис".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Бурятского УФАС России решила:
1. Признать Министерство здравоохранения Республики Бурятия нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в создании преимущественных условий деятельности отдельному хозяйствующему субъекту путем направления письма Министерства здравоохранения Республики Бурятия от 19.12.2013 N 5556, адресованного главным врачам государственных учреждений здравоохранения Республики Бурятия с указанием о необходимости заключения договора перевозки груза-200 со специализированной службой ООО "Массив-Сервис", что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2. Прекратить рассмотрение дела N04-34/13-2014 в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела N 04-34/13-2014 для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия N 04-34/13-2014 (опубликовано 3 сентября 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016