Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
N 8304-04
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению жалоб по статье 18.1 Федерального закона от26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" в составе:
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Профессиональные бухгалтерские технологии" (далее - ООО "Профессиональные бухгалтерские технологии", заявитель) на действия заказчика - открытого акционерного общества "Аэропорт Ульяновск" (далее - ОАО "Аэропорт Ульяновск") при проведении открытого конкурса на проведение обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчётности ОАО "Аэропорт Ульяновск" за 2012-2014 гг. (дата вскрытия конвертов c заявками на участие в открытом конкурсе - 13.12.2012), по признакам нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции " (далее - Закон "О защите конкуренции"), установила:
21.11.2012 в Ульяновское УФАС России поступила жалоба от ООО "Профессиональные бухгалтерские технологии" на действия заказчика - ОАО "Аэропорт Ульяновск" при проведении открытого конкурса на проведение обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчётности ОАО "Аэропорт Ульяновск" за 2012-2014 гг. (дата вскрытия конвертов c заявками на участие в открытом конкурсе - 13.12.2012).
В жалобе указано, что в конкурсной документации отсутствует обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
Кроме того, заявитель указывает, что для запрашиваемых услуг заказчиком присвоен код ОКДП - 6590060 "Услуги по формированию финансовых активов и обязательств", однако, Приказом МЭР РФ от 07.06.2011 N 273 утверждена номенклатура товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, которая приведена в соответствие с Общероссийским классификаторов видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП). ОКДП представляет собой систематизированный свод классификационных группировок соответствующих объектов классификации. ОКДП является составной частью обшей системы классификации и кодирования экономико-статистической информации. Он предназначен для использования в качестве единого языка общения производителей и потребителей видов продукции и услуг, а также для описания и регулирования национальной экономики Российской Федерации.
Согласно ОКДП аудиторские услуги, являющиеся предметом вышеуказанного конкурса, относятся к укрупненному коду 7410000 "Услуги в области коммерческой деятельности: услуги в области права; услуги в составлении счетов, бухгалтерского учета и ревизии; услуги в области налогообложения; услуги по исследованию конъюнктуры рынка и выявлению общественного мнения; консультационные услуги по вопросам коммерческой деятельности и управления", а также к коду 7412040 "Услуги в области налогообложения, включая услуги аудиторских служб.
Содержание жалобы, а также вся информация о процессуальных действиях, осуществляемых Комиссией при её рассмотрении, опубликована на официальном сайте Ульяновского УФАС России: to73@fas.gov.ru.
На рассмотрении жалобы 28.11.2012 представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, указал, что в соответствии с ч.4.ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 N307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ).
Доля государственной собственности в уставном капитале ОАО "Аэропорт Ульяновск" составляет 100 процентов.
В соответствии с требованиями ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ на официальном сайте была опубликована конкурсная документация и извещение о проведение открытого конкурса на заключение договора на проведение обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО "Аэропорт Ульяновск" за 2012-2013-2014 гг.
В своей деятельности ОАО "Аэропорт Ульяновск" руководствуется также федеральным законом от 26.12.1995 N208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - ФЗ от 26.12.1995 N 208-ФЗ).
В соответствии с пп.10 п.1 ст. 65 ФЗ от 26.12.1995 N 208-ФЗ размер оплаты услуг аудитора определяется советом директоров общества. Таким образом, начальная (максимальная) цена договора на проведение обязательного ежегодного аудита, указываемая в извещении о проведении конкурса, а также в конкурсной документации, при проведении конкурса открытым акционерным обществом, определяется советом директоров общества.
Совет директоров ОАО "Аэропорт Ульяновск" определил размер оплаты услуг аудитора при проведении обязательного ежегодного аудита в сумме 80 000-0 (восемьдесят тысяч) руб. за 2012 год, 100 000-00 (сто тысяч) руб. за 2013 год и 120 000-00 (сто двадцать тысяч) руб. за 2014 год. Общая сумма за три года - 300 000-00 (триста тысяч) рублей.
Для обоснования размера оплаты аудитора собственнику были предоставлены различные расчеты, в т.ч. информация из общедоступных источников и из сети Интернет, а также официального сайта. На основании предоставленных расчетов собственником была подготовлена директива для голосования членами совета директоров.
В связи с тем, что обоснование начальной (максимальной) цены и ее утверждение проводилось советом директоров в соответствии с ФЗ от 26.12.1995 N 208-ФЗ, данная процедура не была отражена в конкурсной документации.
При формировании извещения о проведении вышеуказанного конкурса на официальном сайте, при заполнении формы для запрашиваемых услуг заказчиком ошибочно был указан код ОКДП - 6590060 "Услуг по формированию финансовых активов и обязательств" вместо кода 7412040 "Услуги в области налогообложения, включая услуги аудиторских служб".
Пунктом 4 ст. 21 ФЗ от 21.07.2005 г. N94-ФЗ не определено требование об указании в извещении о проведении открытого конкурса кода запрашиваемых услуг. Указали, что жалоба на ошибочно указанный код или его отсутствие в извещении является необоснованной, так как не соответствует требованиям закона.
Так как законодательством не установлены ограничения по календарному периоду проведения аудита, кроме требования о его ежегодном проведении, открытый конкурс по выбору исполнителя для проведения обязательного аудита, с согласия собственника, выраженном в директиве для голосования членам совета директоров, был объявлен на три года, с целью оптимизации и более эффективного проведения аудита последовательно одним аудитором, с учетом сложности аэропортовой деятельности и проведения в этот период реконструкции аэровокзала.
Рассмотрев представленные материалы дела, заслушав пояснения лица, участвующего в деле, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО "Профессиональные бухгалтерские технологии" в части неуказания заказчиком в конкурсной документации обоснования начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" обоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.
В результате анализа представленных документов Ульяновским УФАС России установлено, что 13.11.2012 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов: www.zakupki.gov.ru ОАО "Аэропорт Ульяновск" опубликовано Извещение о проведении открытого конкурса на проведение обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчётности ОАО "Аэропорт Ульяновск" за 2012-2014 гг. (N0468200001612000001).
Согласно представленным ответчиком сведениям сто процентов акций ОАО "Аэропорт Ульяновск" принадлежит Ульяновской области.
В соответствии с ч.4.ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 N307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
Следовательно, ОАО "Аэропорт Ульяновск" обязано приобретать услуги обязательного ежегодного аудита по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте не менее чем за тридцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.
В соответствии с Информационной картой открытого конкурса вскрытие конвертов с заявками назначено на 13.12.2012.
Соответственно, срок, установленный ч. 1 ст. 21 ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ, заказчиком соблюдён.
В соответствии с пп. 4.4) п. 4 ст. 22 ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать, в том числе, обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями статьи 19.1 настоящего Федерального закона.
В материалы дела представлена копия конкурсной документации, утверждённой 04.04.2012 Генеральным директором ОАО "Аэропорт Ульяновск" С.И. Наконечным, в соответствии с которой в разделе I. Инструкции участникам конкурса части 1. Общие положения указано следующее: "начальная (максимальная) цена контракта - 300 000,00 (триста тысяч рублей)".
Кроме того, данные сведения указаны и в Информационной карте открытого конкурса в разделе "Общая информация", и в Извещении о проведении открытого конкурса в разделе "Предмет контракта".
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями статьи 19.1 ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ, в конкурсной (иной) документации, отсутствует.
Следовательно, заказчиком нарушено требование 4.4) п. 4 ст. 22 ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
Кроме того, Комиссия установила, что в Извещении о проведении открытого конкурса в подразделе "Классификация товаров, работ, услуг" раздела "Предмет контракта" услугам на проведение обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчётности заказчиком присвоен код Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (далее - ОКПД) - 6590060, что не соответствует Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.06.2011 N 273 (далее - Приказ от 07.06.2011 N 273), которым утверждена Номенклатура товаров, работ, услуг для нужд заказчиков.
Данный ОКПД утверждён Постановлением Госстандарта РФ от 06.08.1993 N 17.
Согласно Номенклатуре "Юридическим услугам и услугам в области коммерческой деятельности" соответствует Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг N 7410000.
В силу раздела 1. "Общая часть" Постановления Госстандарта РФ от 06.08.1993 N 17 ОКДП представляет собой систематизированный свод классификационных группировок соответствующих объектов классификации. ОКДП является составной частью общей системы классификации и кодирования экономико - статистической информации. Он предназначен для использования в качестве единого языка общения производителей и потребителей видов продукции и услуг, а также для описания и регулирования национальной экономики Российской Федерации.
Согласно п. 12 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Приказ от 07.06.2011 N 273 официально опубликован 29.07.20111 в "Российской газете" от 29.07.2011 N 165. Начало действия документа - 09.08.2011.
Поскольку, юридическая сила федерального закона выше, чем у подзаконного акта (постановления Правительства РФ), а п. 4 ст. 21 ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ не предусматривает требование об указании в извещении о проведении открытого конкурса кода запрашиваемых услуг, соответственно, действия заказчика по присвоению иного кода ОКПД, нежели предусмотрено Приказом от 07.06.2011 N 273, не нарушает действующее законодательство.
Таким образом, жалоба ООО "Профессиональные бухгалтерские технологии", в этой части, является необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, пунктом 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции " комиссия, решила:
1. Признать жалобу ООО "Профессиональные бухгалтерские технологии" на действия заказчика - ОАО "Аэропорт Ульяновск" при проведении открытого конкурса на проведение обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчётности ОАО "Аэропорт Ульяновск" за 2012-2014 гг. (Извещение N0468200001612000001) в части не указания заказчиком в конкурсной документации обоснования начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" обоснованной.
2. Обязать заказчика устранить допущенное нарушение путем внесения изменений в конкурсную документацию в соответствии с требованиями законодательства, на что выдать предписание.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N 98
29.11.2012 г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению жалоб по статье 18.1 Федерального закона от26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" в составе:
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 29.11.2012 по жалобе ООО "Профессиональные бухгалтерские технологии" на действия заказчика - ОАО "Аэропорт Ульяновск" при проведении открытого конкурса на проведение обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчётности ОАО "Аэропорт Ульяновск" за 2012-2014 гг. (Извещение N0468200001612000001), предписывает:
1. ОАО "Аэропорт Ульяновск" в срок до 14.12.2012 устранить допущенное нарушение пп. 4.4) п. 4 ст. 22 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", путем внесения изменений в конкурсную документацию, в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями статьи 19.1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
2. В срок до 21.12.2012 представить письменное доказательство исполнения настоящего предписания.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 8304-04
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016