Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
от 1 сентября 2014 г. N 13573-14
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб (далее - Комиссия) в составе,
рассмотрев жалобу ООО "Производственно-коммерческая фирма "Подъем" (вх. N 13573-14) (далее - заявитель) на действия ОАО "Протон-Пермские моторы" (далее - заказчик) при организации и проведении открытого запроса предложений на поставку легкой крановой системы, извещение N 31401398993 опубликовано на официальном сайте для размещения информации о закупках http://zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - закупка), установила:
04.08.2014 г. заказчиком на официальном сайте было размещено извещение о проведении запроса предложений, а также документация о закупке.
Датой окончания подачи заявок указано 12.08.2014 г. Рассмотрение заявок и подведение итогов закупки назначено на 14.08.2014 г.
По мнению заявителя при организации и проведении закупки заказчиком было допущено нарушение статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), поскольку из смысла технического задания следует, что заказчик планирует закупить крановую систему конкретного производителя (Эриккила, Финляндия), у которого в России имеется только один официальный дилер. Документация о закупке содержит требование о наличии у участника сертификата официального дилера и авторизированного сервисного центра на территории г. Перми, что в совокупности ограничивает конкуренцию, поскольку поставку требуемого товара может осуществить только одна организация.
Кроме того, заказчиком нарушен срок размещения извещения о проведении закупки, установленный Федеральный законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Заказчик с доводами жалобы не согласен, указал, что документация о закупке была подготовлена в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положением о закупках ОАО "Протон-ПМ" и сформирована с учетом потребностей заказчика.
Требование (п.4 раздела 5 технического задания) о представлении сертификата официального дилера и авторизированного сервисного центра на территории г. Перми не относится к условиям допуска к участию в запросе предложений либо к критериям оценки предложений участников. Указанное требование установлено в техническом задании с целью информирования заказчика об официальном дилере и авторизированном сервисном центре.
Приведенные в документации о закупке чертежи являются ориентировочными и приведены исключительно для ознакомления участников закупки со способом крепления крановой системы. При этом в техническом задании отсутствует ссылка на соответствие поставляемого товара указанным чертежам.
Учитывая изложенное, заказчик просит признать жалобу необоснованной.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
Действия заказчика рассматриваются Комиссией Пермского УФАС России в порядке, предусмотренном Приказом ФАС России от 18.01.2013 г. N17/13 "Об утверждении порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг" (далее - Порядок N17/13).
В соответствии с Порядком N17/13 антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения торгов и запроса котировок (п. 2 Порядка N17/13).
Порядок и условия проведения процедур закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлен Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Согласно информации, размещенной на официальном сайте http://zakupki.gov.ru, ОАО "Протон-ПМ" относится к хозяйствующим субъектам, поименованным в ч.2 ст. 1 Закона о закупках. Таким образом, указанное общество при проведении закупок для собственных нужд обязано руководствоваться положениями Закона о закупках.
В силу п. 3 Порядка N17/13, ч. 10 ст. 3 Закона о закупках действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг могут быть обжалованы в антимонопольный орган участниками закупки, указанными в части 5 статьи 3 Закона о закупках, в следующих случаях:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, согласно ч.ч. 1, 5 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении закупок, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
Из анализа размещенной на официальном сайте информации следует, что:
- утвержденное решением совета директоров ОАО "Протон-ПМ" от 25.12.2012 г. (протокол N 241/2012) Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "Протон-ПМ" опубликовано в первоначальной редакции 30.12.2012 г., с изменениями от 26.03.2013 г.;
- извещение, документация о закупке, включая проектную документацию, размещены 04.08.2014 г.;
- протокол N 63/1 вскрытия конвертов с предложениями от 12.08.2014 г., протокол N63/2 рассмотрения и оценки предложений от 14.08.2014 г., протокол N 63/3 от 14.08.2014 г. опубликованы 15.08.2014 г.;
- план закупок общества на 2014 г., содержащий рассматриваемую закупки, с изменениями размещен 28.07.2014 г.
Таким образом, вся информация, подлежащая опубликованию на официальном сайте закупок, заказчиком размещена.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Пермского УФАС России также установлено следующее.
Согласно журналу регистрации, а также протоколу вскрытия конвертов N 36/1 от 12.08.2014 г. на участие в закупке было подано три заявки, в том числе заявка ООО "ПКФ "Подъем".
Протоколом N 63/2 от 14.08.2014 г. зафиксировано, что предложение ООО "ПКФ "Подъем" признано не соответствующим требованиям и условиям документации о проведении запроса предложений по основанию отсутствия документов, определенных п. 10 информационной карты раздела 2 документации о закупке (абз. 1 п. 3.5 раздела 3 документации) - копий учредительных документов участника закупки в последней редакции.
Предложение ООО ПМФ "Сварка и монтаж" отклонено по основанию отсутствия документов, определенных п. 10 информационной карты раздела 2 документации закупке (абз. 1 п. 3.5 раздела 3 документации) - в составе предложения участника представлена выписка, полученная ранее, чем за один месяц до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса предложений (04.06.2014 г.).
Согласно протоколу N 63/3 от 14.08.2014 г. запрос предложений был признан несостоявшимся в связи с признанием соответствующим условиям закупки предложения единственного участника. Победителем запроса предложений признано ООО "ТехПромАвтоматика" (п. 3.12 документации).
В соответствии с п. 10 информационной карты документации о закупке для участия в запросе предложений участник закупки представляет заказчику в установленный срок свое предложение, оформленное согласно требованиям, предусмотренным в документации о проведении запроса предложений. Участник запроса предложений должен подготовить предложение, включающее, в том числе, полученную не ранее, чем за один месяц до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса предложений выписку из ЕГРЮЛ или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц) (пп. "а" п. 10); копии учредительных документов участника закупки в последней редакции (для юридических лиц) (пп. "в" п. 10).
Пунктом 3.5 раздела 3 документации о закупке закреплен исчерпывающий перечень оснований для отклонения предложений участников закупки, в том числе отсутствие документов, определенных п.10 информационной карты (раздел 2 документации) либо наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике запроса предложений или о товарах (работах, услугах) на поставку (выполнение, оказание) которых осуществляется закупка.
Между тем Комиссией антимонопольного органа установлено, что заявка ООО ПМФ "Сварка и Монтаж" содержит выписку из ЕГРЮЛ по состоянию на 04.06.2014 г., в то время как извещение о закупке опубликовано 04.08.2014 г. Таким образом, предложение ООО ПМФ "Сварка и Монтаж" было правомерно отклонено заказчиком как не соответствующее п. 10 информационной карты документации о закупке.
Предложение ООО ПКФ "Подъем" также отклонено заказчиком правомерно, поскольку в составе заявки отсутствует копия учредительного документа заявителя в последней редакции (пп. "в" п. 10 информационной карты документации о закупке).
Довод заявителя о том, что установление в документации требования о наличии у участника закупки сертификата официального дилера и авторизированного сервисного центра на территории г. Перми ограничивает конкуренцию, подлежит отклонению Комиссией Пермского УФАС России по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 1 Закона о закупках целями регулирования данного Закона являются, в том числе, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств.
Исходя из предмета рассматриваемой закупки, целью ее проведения является удовлетворение потребности заказчика в покупке легкой крановой системы, характеристики которой указаны в документации о закупке.
Комиссией Пермского УФАС России учтено, что право на участие в запросе предложений ООО ПКФ "Подъем" было реализовано путем подачи заявки. Доказательств того, что какому-либо претенденту было отказано в допуске к участию в закупке по основанию отсутствия у участника сертификата официального дилера и авторизированного сервисного центра на территории г. Перми, ООО "ПКФ "Подъем" не представлено. Также это не следует и из протоколов проведения закупки (N 63-3 от 14.08.2014 г.,N 63/2 от 14.08.2014 г.).
Анализ положений документации позволяет сделать вывод, что требование о представлении сертификата официального дилера и авторизированного сервисного центра на территории г. Перми (п. 4 раздела 5 технического задания) не относится ни к условиям допуска к участию в запросе предложений (п. 3.5 раздела 3 информационной карты), ни к критериям оценки предложений участников (п. 3.9.1 раздела 3 информационной карты).
В возражениях на жалобу заказчик пояснил, что указанное требование установлено в техническом задании с целью информирования заказчика об официальном дилере и авторизированном сервисном центре.
С учетом изложенного, рассматриваемый довод заявителя является необоснованным.
Ссылка заявителя на нарушение заказчиком срока размещения извещения о проведении закупки (п. 2 ст. 3 Закона о закупках) подлежит отклонению Комиссией Пермского УФАС России как основанная не неверном толковании п. 2 ст. 3 Закона о закупках. Указанной статьей урегулирован срок размещения извещения исключительно для проведения закупок в форме конкурса или аукциона. В то время как в рассматриваемом случае закупка проводилась в форме запроса предложений.
В соответствии с п. 1,2 ст. 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, содержащим, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки, требования которого являются обязательными для заказчика.
Пунктом 2.1 главы VII Положения о закупках ОАО "Протон-ПМ" установлено, что извещение о проведении запроса предложений подлежит размещению на официальном сайте не позднее, чем за семь дней до проведения такого запроса.
В рассматриваемом случае, извещение о проведении закупки опубликовано 04.08.2014 г., датой окончания подачи заявок указано 12.08.2014 г. Таким образом, семидневный срок заказчиком соблюден.
Учитывая установленные обстоятельства, жалоба ООО ПКФ "Подъем" является необоснованной.
На основании изложенного и в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Приказом ФАС России от 18.01.2013 г. N17/13 "Об утверждении порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг", ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Производственно-коммерческая фирма "Подъем" (вх. N 13573-14) на действия ОАО "Протон-Пермские моторы" при организации и проведении открытого запроса предложений на поставку легкой крановой системы, извещение N 31401398993 опубликовано на официальном сайте для размещения информации о закупках http://zakupki.gov.ru в сети Интернет, необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 1 сентября 2014 г. N 13573-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016