Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 13 марта 2015 г. N 24-04-18.1/15
Резолютивная часть решения оглашена 12 марта 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено 13 марта 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
< _ > - заместитель руководителя Челябинского УФАС России; |
Члены Комиссии: |
< _ > - начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; < _ > - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО Управляющая компания "Энергоарсенал" от 04.03.2015 вх. N 3279 на действия ОАО "Завод "Пластмасс", выразившиеся в необоснованном признании ЗАО "Гранит Информ" победителем запроса котировок на право заключения договора оказания услуг (проведения работ) по демонтажу здания склада 218/2 (извещение N 31502015057),
в присутствии представителей ОАО "Завод "Пластмасс", ООО Управляющая компания "Энергоарсенал", установила:
11.02.2015 в 12:32 (МСК+2) ОАО "Завод "Пластмасс" разместило на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и ООО "ЭТП" извещение и документацию о проведении запроса котировок N 31502015057 на право заключения договора
1
оказания услуг (проведения работ) по демонтажу здания склада 218/2.
Предмет договора - оказание услуг (проведение работ) по демонтажу здания склада 218/2.
Место выполнения работ/оказания услуг - г. Копейск, поселок Советов.
Начальная (максимальная) цена договора - 2 848 949, 79 рублей.
11.02.2015 в 12:32 (МСК+2) закупка переведена на этап "Подача заявок" с этапа "Формирование извещения".
17.02.2015 в 11:20 (МСК+2) опубликованы разъяснения закупочной документации.
17.02.2015 в 14:43 (МСК+2) опубликован проект изменения извещения о закупке N 31502015057.
17.02.2015 в 14:47 (МСК+2) опубликован проект изменения извещения о закупке N 31502015057 "Оказание услуг по демонтажу здания склада 218/2".
18.02.2015 в 18:06 (МСК+2) закупка переведена на этап "Работа комиссии" с этапа "Подача заявок".
Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 26 февраля 2015 года N 98/15 до окончания указанного в документации о проведении котировочной сессии в электронной форме срока подачи заявок 24.02.2015 17:00 поступило 6 (шесть) заявок на участие в закупке, две из которых признаны несоответствующими требованиям извещения о проведении котировочной сессии. Победителем котировочной сессии признано ЗАО "Гранит Информ".
03.03.2015 в 17:45 (МСК+2) опубликован протокол N 31502015057-01 "Протокол запроса котировок".
03.03.2015 в 17:45 (МСК+2) закупка переведена на этап "Размещение завершено" с этапа "Работа комиссии".
06.03.2015 письмом исх. N 1771/16 ОАО "Завод "Пластмасс" по причине некорректного рассмотрения заявок обратилось в ООО "ЭТП" с просьбой отменить юридически значимые действия, связанные с проведением котировочной сессии N 31502015057 путем признания недействительным и отмены действия протокола от 26.02.2015 N 98/15, возврата процедуры закупки на стадию рассмотрения заявок.
Согласно протоколу N 31502015057-01 запрос котировок признан несостоявшимся.
Согласно доводам подателя жалобы ЗАО "Гранит Информ" необоснованно допущен к участию в торгах и признан их победителем, так как не соответствует требованиям, предъявляемым документацией о запросе котировок к участникам, что нарушает принцип равноправия, справедливости и необоснованных ограничений конкуренции в отношении участника закупки. Так, ЗАО "Гранит Информ" не могло представить все необходимые документы, требуемые с иных участников закупки, в т.ч. свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, выписку из ЕГРЮЛ со сроком действия более 3-х месяцев.
Представитель ООО Управляющая компания "Энергоарсенал" на заседании Комиссии поддержал доводы, изложенные в жалобе, отметив следующее.
В составе документов, представленных ЗАО "Гранит Информ" на электронную торговую площадку, отсутствует свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ. Приложенная Обществом Выписка из ЕГРЮЛ датирована 07.11.2014.
2
Согласно данным, размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы, у ЗАО "Гранит Информ" отсутствуют какие-либо виды деятельности,
связанные со строительством. Также ЗАО "Гранит Информ" не состоит в реестре членов СРО, т.е. не может иметь выданное СРО свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ.
Таким образом, ЗАО "Гранит Информ" необоснованно признано победителем запроса котировок N 31502015057 на право заключения договора оказания услуг (проведения работ) по демонтажу здания склада 218/2.
Представители ОАО "Завод "Пластмасс" на заседании Комиссии, поддержали доводы, изложенные в письменных пояснениях, отметив следующее.
Закупочная комиссия при детальном рассмотрении жалобы и представленных заявок установила отсутствие в составе заявки ЗАО "Гранит Информ" свидетельства СРО о допуске к определенному виду работ.
В связи с чем, на основании письма ОАО "Завод "Пластмасс" от 06.03.2015 N 1771/16 ООО "ЭТП" отменило все юридически значимые действия, связанные с проведением котировочной сессии N 31502015057, вернув процедуру закупки на стадию рассмотрения заявок.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3
настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе
3
порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и
условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).
Согласно Положению о закупочной деятельности ОАО "Завод "Пластмасс", утвержденному решением Совета директоров ОАО "Завод "Пластмасс" (протокол от 16.10.2013 N 20) (далее - Положение), при осуществлении закупочной деятельности Заказчик руководствуется Конституцией РФ, ГК РФ, Законом N 223-ФЗ, Федеральным законом от 23.11.2007 N 270-ФЗ "О Государственной корпорации "Ростехнологии", иными федеральными законами и нормативными правовыми
актами, приказами и иными распорядительными документами Корпорации и Заказчика, регулирующими отношения, связанные с проведением процедур закупок, а также настоящим положением.
Целями регулирования настоящего Положения являются обеспечение единых подходов к закупочной деятельности, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика в Продукции с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, обеспечение гластности и прозрачности закупок, предотвращение злоупотреблений.
1. В рамках оценки доводов жалобы Комиссия отмечает следующее.
1.1. Согласно пункту 12 статьи 22 Положения извещение о котировочной сессии должно содержать требования о представлении участником в составе котировочной заявки копий документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным статьей 7 Положения.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Положения при конкурентной закупке устанавливаются следующие требования к участникам процедуры закупки:
1) соответствие участников процедуры закупки требованиям устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов;
2) непроведение ликвидации участника размещения заказа - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника размещения заказа - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;
3) неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в аукционе;
4) отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник размещения заказа считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в электронном аукционе не принято.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Положения к участникам процедуры закупки Заказчик вправе установить также следующие дополнительные требования:
1) отсутствие сведений об участнике процедуры закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 Федерального закона от
4
18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами
юридических лиц";
2) отсутствие сведений об участнике процедуры закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от
21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
3) обладание участниками процедуры закупки исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, если в связи с исполнением договора
заказчик приобретает права на объекты интеллектуальной собственности;
Кроме требований, указанных в частях 1 и 2 статьи 22 Положения Заказчик вправе установить иные квалификационные требования, связанные с предметом закупки.
При установлении требований, предусмотренных в указанной статье, документация о закупке должна содержать четкие измеряемые параметры, позволяющие однозначно определять соответствие либо несоответствие участника процедуры закупки указанным требованиям.
Пунктом 12 Извещения о проведении котирочной сессии установлены следующие требованиям к участникам котировочной сессии:
1) соответствие участников процедуры закупки требованиям устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов;
2) непроведение ликвидации участника размещения заказа - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника размещения заказа - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;
3) неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в аукционе;
4) отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник размещения заказа считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в электронном аукционе не принято.
5) отсутствие сведений об участнике процедуры закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Квалификационные требования к участнику процедуры закупки: отсутствуют.
Требования к содержанию и составу заявки на участие в котировочной сессии: заявка на участие в котировочной сессии подается в виде отдельного документа согласно приведенной форме в Приложении N 2 к настоящему извещению, подписанного электронно-цифровой подписью уполномоченного лица участника
5
котировочной сессии.
Согласно частьи 7 статьи 23 Положения котировочная заявка должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника процедуры закупки
требованиям, установленным в извещении о котировочной сессии в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 22 Положения.
Согласно пункту 12 Извещения о проведении котировочной сессии в составе заявки на участие в котировочной сессии должны быть представлены в т.ч.:
- копия полученной не ранее чем за три месяца до даты проведения котировочной сессии выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для физических лиц - копию паспорта гражданина РФ, для индивидуальных предпринимателей - копию выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей), содержащую все последние изменения;
- свидетельство СРО: п. 10.1 монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений;
- иные документы или справки, подтверждающие соответствие участника процедуры закупки требованиям, установленным настоящим извещением о
проведении котировочной сессии.
Все документы прилагаемые к заявке должны быть в цветном электронном виде в формате pdf на листах формата А4 с четкой печатью текста.
1.2. В силу ч. 1 ст. 8 Положения при рассмотрении заявок на участие в процедуре конкурентной закупки участник процедуры закупки не допускается Комиссией к дальнейшему участию в случае:
а) непредставления необходимых документов либо наличия в документах необходимых сведений об участнике процедуры закупки или о товарах (работах, услугах), произведениях литературы или искусства, на поставку (выполнение, оказание), создание которых производится закупка;
б) несоответствия требованиям, установленным в соответствии со статьей 7 настоящего Положения;
в) невнесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в процедуре закупки (если установлено такое требование);
г) несоответствия заявки на участие в процедуре закупки требованиям документации о закупке, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора (цену лота), начальную (максимальную) цену единицы товара, начальную (максимальную) цену запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, начальную (максимальную) цену единицы услуги и (или) работы.
Согласно чч. 1, 2, 3 ст. 26 Положения Комиссия в срок, не превышающий пятнадцати рабочих дней, следующих за днем окончания срока подачи котировочных заявок, рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении котировочной сессии.
П. 14 Извещения о проведении котировочной сессии определено, что победителем в проведении котировочной сессии признается Участник процедуры закупки, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении котировочной сессии и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг.
При предложении наиболее низкой цены товаров, работ, услуг несколькими участниками процедуры закупки победителем в проведении котировочной сессии признается участник котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников процедуры закупки.
6
Комиссия отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении и в документации о проведении котировочной сессии, или в случае несоответствия участника процедуры закупки требованиям, установленным в документации о проведении котировочной сессии. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.
1.3. Таким образом, отсутствие в составе заявки, поданной на участие в запросе котировок на право заключения договора оказания услуг (проведения работ) по демонтажу здания склада 218/2 (извещение N 31502015057), документов, указанных в п. 12 Извещения о проведении котировочной сессии, является основанием для отклонения такой заявки.
2. Как следует из материалов жалобы, в составе заявки ЗАО "Гранит Информ", поданной на участие в запросе котировок на право заключения договора оказания услуг (проведения работ) по демонтажу здания склада 218/2 (извещение N 31502015057), отсутствуют свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией, основанной на членстве
лиц, осуществляющих строительство, а также копия полученной не ранее чем за три месяца до даты проведения котировочной сессии выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
В связи с чем ОАО "Завод "Пластмасс", допустив заявку ЗАО "Гранит Информ", не соответствующую требованиям Положения и Извещения о проведении котировочной сессии, приведенным в пп. 1.1 п. 1 мотивировочной части настоящего
решения, к участию в запросе котировок N 31502015057, и, в противоречие ч. 1 ст. 8, чч. 1, 2, 3 ст. 26 Положения, п. 14 Извещения о проведении котировочной сессии, признав данную организацию победителем рассматриваемой закупки, нарушило порядок проведения запроса котировок на право заключения договора оказания услуг (проведения работ) по демонтажу здания склада 218/2 (извещение N 31502015057) и принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленный п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.
П. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Поскольку состав правонарушения, предусмотренный статьей 17 Закона "О защите конкуренции", является формальным, наличие наступивших вредных последствий не является обязательным признаком состава данного административного правонарушения.
Из буквального толкования содержания статьи 17 Закона "О защите конкуренции" следует, что при квалификации нарушения по данному пункту доказыванию антимонопольным органом подлежит факт наступления либо угроза недопущения, ограничения или устранения конкуренции.
Последствием действий ОАО "Завод "Пластмасс" явилось создание необоснованных ограничений к участию в закупке их потенциальным участникам.
Так, участник процедуры котировочной сессии, заявка которого соответствует требованиям, установленным в извещении о ее проведении, предложивший наиболее
7
высокую цену договора, в рассматриваемой ситуации лишается возможности быть признанным победителем запроса котировок.
С учетом данного обстоятельства Комиссия отмечает, что ООО Управляющая компания "Энергоарсенал", предложившее наиболее высокую цену договора после цены, предложенной ЗАО "Гранит Информ", и соответствующее требованиям закупочной документации, в условиях отсутствия в действиях ОАО "Завод
"Пластмасс" нарушения порядка определения победителя запроса котировок, могло быть признано его победителем, однако необоснованно было лишено такой возможности.
На основании изложенного, Комиссия квалифицирует действия ОАО "Завод "Пластмасс", выразившиеся в нарушении порядка определения победителя запроса котировок на право заключения договора оказания услуг (проведения работ) по демонтажу здания склада 218/2 (извещение N 31502015057), нарушением п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ и п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции и признает жалобу ООО Управляющая компания "Энергоарсенал" обоснованной.
Между тем, Комиссия приняла решение обязательного для исполнения предписания об аннулировании результатов запроса котировок, отмене протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок от 26 февраля 2015 года N 98/15 по данной закупке и её повторном проведении не выдавать, в связи с отказом ОАО "Завод "Пластмасс" от заключения договора с ЗАО "Гранит Информ", признания недействительным и отмены протокола от 26.02.2015 N 98/15, возврата процедуры
закупки на стадию рассмотрения заявок до момента поступления в адрес Заказчика уведомления Челябинского УФАС России N 24-04-18.1/15 о поступлении жалобы на его действия.
При этом Комиссия решила выдать предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения запроса котировок, порядка заключения договора по его результатам, обязав ОАО "Завод "Пластмасс" представить протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок, принятый по итогам повторного проведения запроса котировок на право заключения договора оказания услуг (проведения работ) по демонтажу здания склада 218/2.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 3, статьей 6 Закона N 223-ФЗ, ст. 17 Закона о защите конкуренции Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО Управляющая компания "Энергоарсенал" на действия ОАО "Завод "Пластмасс", выразившиеся в необоснованном допуске и признании победителем запроса котировок на право заключения договора оказания услуг (проведения работ) по демонтажу здания склада 218/2 (извещение N 31502015057) ЗАО "Гранит Информ", обоснованной;
2. Признать действия ОАО "Завод "Пластмасс", выразившиеся в нарушении порядка определения победителя запроса котировок на право заключения договора оказания услуг (проведения работ) по демонтажу здания склада 218/2 (извещение N 31502015057), нарушением п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции;
3. Выдать ОАО "Завод "Пластмасс" предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения запроса котировок на право заключения договора оказания услуг (проведения работ) по
8
демонтажу здания склада 218/2, порядка заключения договора по его результатам;
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, для возбуждения в отношении ОАО "Завод "Пластмасс" дела об административном правонарушении по ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии < _ >
Члены Комиссии < _ >
< _ >
Решение ли предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 13 марта 2015 г. N 24-04-18.1/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016