Резолютивная часть решения оглашена "02" марта 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено "12" марта 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
рассмотрев дело N 2124/04 по признакам нарушения Управлением ветеринарии Ростовской области и ГБУ "Ростовская областная станция по борьбе с болезнями животных с противоэпизоотичесим отрядом" ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"),
в присутствии представителя Заявителя по доверенности -<_>
в присутствии представителей Управления ветеринарии Ростовской области: <_> и <_>
в присутствии представителей ГБУ "Ростовская областная станция по борьбе с болезнями животных с противоэпизоотическим отрядом": <_> и <_> установила:
В Ростовское УФАС России поступило заявление <_> (вх.N12231 от 20.06.2014) о нарушении Управлением ветеринарии Ростовской области и ГБУ РО "Ростовская областная станция по борьбе с болезнями животных с противоэпизоотическим отрядом" (далее - ГБУ РО "РО СББЖ с ПО) антимонопольного законодательства.
Как указывает заявитель, ему как специалисту в области ветеринарии, занимающегося предпринимательской деятельностью на территории Ростовской области (вид деятельности лечебно-профилактическая) Управлением ветеринарии Ростовской области и ГБУ РО "РО СББЖ с ПО" запрещают проводить профилактические ветеринарные вакцинации и отбор проб крови с/х животных для отправки на исследования в ветеринарные лаборатории таких заболеваний как бруцеллез и лейкоз, мотивируя тем, что это прерогатива ветеринарных врачей, относящихся к государственной ветеринарной службе. Как следует из письменного ответа ГБУ РО "СББЖ", в случае, если ветврачу индивидуальному предпринимателю необходимо подтверждение диагноза лейкоз или бруцеллез он обязан вызвать специалиста государственной ветеринарной службы, услуги которого производятся на платной основе.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.08.1998 г. N898 "Об утверждении правил оказания платных ветеринарных услуг", к платным ветеринарным услугам относятся в том числе клинические, лечебно-профилактические, противоэпизоотические мероприятия, иммунизация и др., которые вправе осуществлять "исполнители", т.е. организации независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающий ветеринарные услуги потребителям по возмездному договору.
Вместе с тем, данные Правила не распространяются на проведение лечебно-профилактических мероприятий при профилактике, диагностике болезней особо опасных для человека и животных, а также при осуществлении государственного ветеринарного надзора.
Таким образом, поскольку "бруцеллез" и "лейкоз" не относятся к группе особо опасных заболеваний, то в соответствии с вышеуказанными Правилами мероприятия в отношении данных заболеваний могут проводиться и индивидуальными предпринимателями.
Кроме того из ответа Депветеринарии Минсельхоза РФ не следует, что вышеуказанные работы вправе осуществлять только представители государственной ветеринарной службы РФ, а лишь указано, что иммунизация против бруцеллеза и иные диагностические мероприятия относятся к полномочиям гос.вет.службы субъектов РФ Обеспечение лекарственными средствами, а также химическими, биологическими и иными препаратами для диагностики, профилактики и ликвидации данных болезней осуществляется за счет бюджета РФ, однако расходные материалы, а также услуги по диагностике, профилактике и лечению данных заболеваний оплачиваются за счет средств заявителя.
Таким образом, в действиях Управления ветеринарии Ростовской области вместе с ГБУ РО "СББЖ" осуществляющих мероприятия по диагностике, профилактике и лечению заболеваний "бруцеллез и лейкоз на платной основе и при этом запрещающих иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на рынке ветеринарных платных услуг выполнять вышеуказанные мероприятия содержатся признаки нарушения ч.1 ст.15 ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На основании данных фактов возбуждено настоящее дело.
02.03.2015 г. на рассмотрении дела, присутствующий представитель ИП <_> поддержал доводы изложенные в заявлении а так же указал на то, что в данном случае ГБУ РО ГБУ РО "РО СББЖ с ПО" осуществляет функции органа власти и на него также распространяется запрет ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции".
Присутствующие на заседании Комиссии Ростовского УФАС России представители Управления ветеринарии Ростовской области и ГБУ РО "РО СББЖ с ПО" возражали против доводов изложенных в заявлении.
Комиссия, изучив материалы настоящего дела, выслушав представителей сторон, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст 15. ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В ходе рассмотрения настоящего дела, Комиссией Ростовского УФАС России установлено, что Управление ветеринарии Ростовской области не принимало каких-либо распорядительных актов и не совершало каких-либо действий (бездействий), связанных с чинением препятствий ИП <_> в оказании последним услуг по проведению забора крови для анализа на такие заболевания как бруцеллез и лейкоз.
Согласно имеющимся в материалах настоящего дела доказательствам, письмо, с указанием конкретного перечня исследований, которые ИП <_> может проводить в процессе осуществления своей предпринимательской деятельности в области ветеринарии, в котором услуги по проведению забора крови для анализа на бруцеллез и лейкоз не указаны, было дано ГБУ РО "РО СББЖ с ПО" в лице Мартыновского филиала.
Таким образом, действия, создающие препятствия для осуществления ИП <_> его деятельности в осуществлении отбора проб крови на установление наличия заболеваний, в частности бруцеллеза и лейкоза, осуществлены ГБУ РО "РО СББЖ с ПО".
На основании вышеизложенного, в действиях Управления ветеринарии отсутствует нарушение ч.1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с Уставом ГБУ РО "РО СББЖ с ПО" данная организация является некоммерческой. В силу п. 4.2. Устава ГБУ РО "РО СББЖ с ПО" предметом деятельности и целями создания ГБУ РО является оказание услуг, выполнение работ, оказания государственных услуг, выполнение государственных работ, в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти Ростовской области. Пунктом 5.1.16 предусмотрена возможность осуществления ГБУ РО "РО СББЖ с ПО" деятельности, приносящей доход.
При этом, как указывает Заявитель, ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" в качестве субъекта правонарушения рассматривает, в том числе "иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации". При этом, по мнению Заявителя, ГБУ РО "РО СББЖ с ПО" осуществляет функции органа государственной власти.
В обоснование того, что ГБУ РО "РО СББЖ с ПО" является организацией, осуществляющей функции Государственной ветеринарной службы ИП <_> ссылается на практику Верховного Суда Российской Федерации (решение от 26.03.2008 г. N ГКПИ08-545). Так в вышеуказанном Решении Суда указано, что оформление и выдача ветеринарных сопроводительных документов является функцией государственного ветеринарного надзора.
Вместе с тем, спор между ИП <_> и ГБУ РО "РО СББЖ с ПО" возник не по факту выдачи (отказа в выдаче) ветеринарных сопроводительных документов, а в результате отказа ГБУ РО "РО СББЖ с ПО" в оказании Заявителю платной услуги по проведению анализа отобранных предпринимателем проб крови животных на установление таких заболеваний как бруцеллез и лейкоз.
Из вышеизложенного следует, что данный спор имеет гражданско-правовой характер, в котором ГБУ РО "РО СББЖ с ПО" не выступает в качестве организации наделенной функцией органа власти в отношении ИП <_>, в связи с чем, требования ст. 15 на данные правоотношения не распространяются.
В связи с изложенным, руководствуясь ст.23, ч.1 ст. 39, ч.1-4 ст.41, п.2 ч.1 ст.48, ч.1 ст.49 ФЗ "О защите конкуренции", решила:
В действиях Управления ветеринарии Ростовской области отсутствует нарушение ч.1 ст. 15 "О защите конкуренции".
В действиях ГБУ РО "Ростовская областная станция по борьбе с болезнями животных с противоэпизоотическим отрядом" отсутствует нарушение ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции"
Производство по делу N 2124/04 в отношении Управления ветеринарии Ростовской области и ГБУ РО "Ростовская областная станция по борьбе с болезнями животных с противоэпизоотическим отрядом" прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 12 марта 2015 г. N 2124/04
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016