Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 1 сентября 2014 г. N 120-Т/2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Дегтярева Р.В. -руководитель управления,
Члены Комиссии:
Крамаренко Е.В. - начальник отдела контроля органов власти;
Левит Н.В. - заместитель начальника отдела контроля органов власти;
Волкова Н.С. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
Зинченко Е.В. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев жалобу ООО "Сочи-Ойл" (далее - Заявитель) на действия организатора торгов МУП города Сочи "Сочиавтотранс" (ул. Горького, д. 56А, г. Сочи, 354000) (далее - Организатор торгов, Заказчик) при организации и проведении открытого запроса предложений "Поставка дизельного топлива для нужд МУП города Сочи "Сочиавтотранс" (извещение N 31401434765), в отсутствие надлежаще уведомленного Заявителя, в присутствии представителя Заказчика (доверенность N 300 от 24.04.2014), (доверенность N 301 от 29.08.2014), установила:
Краснодарское УФАС России рассмотрело жалобу ООО "Сочи-Ойл" на действия организатора торгов МУП города Сочи "Сочиавтотранс" (ул. Горького, д. 56А, г. Сочи, 354000) при организации и проведении открытого запроса предложений "Поставка дизельного топлива для нужд МУП города Сочи "Сочиавтотранс" (извещение N 31401434765).
Информация о поступлении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России по адресу: http://www.krasnodar.fas.gov.ru.
Рассмотрение жалобы состоялось 01.09.2014 в 15-00 часов по адресу: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 235, ком. 1.
Заявитель указал, что документация запроса предложений противоречит законодательству и нарушает его права.
Заявитель жалобы считает, что установленные Заказчиком при проведении открытого запроса предложений требования к участникам необоснованны, неправомерны, поскольку влекут за собой необоснованное ограничение числа участников закупки.
Заявитель указал, что данные в документации по проведению запроса предложений не соответствуют данным, указанным в извещении о проведении открытого запроса предложений и техническом задании.
Заказчик считает жалобу Заявителя незаконной, необоснованной и указывает, что выполнил все требования законодательства при проведении запроса предложений.
Комиссия Краснодарского УФАС России, изучив представленные материалы, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила следующее.
17.08.2014 г. на сайте http://www.zakupki.gov.ru размещена информация о проведении Открытого запроса предложений "Поставка дизельного топлива для нужд МУП города Сочи "Сочиавтотранс" (извещение N 31401434765).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее по тексту - Закон о размещении заказов) не устанавливает условий, при которых применяется тот или иной способ закупки. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Положение о закупках товаров, работ и услуг для нужд МУП г. Сочи "Сочиавтотранс" (далее - Положение о закупках), утвержденное 25.12.2013, содержит перечень способов закупки, применяемых в МУП г. Сочи "Сочиавтотранс".
Таким образом, Заказчик вправе самостоятельно определять способ закупки и условия его проведения, закрепив их в Положении о закупках товаров, работ и услуг для нужд МУП г. Сочи "Сочиавтотранс", которое утверждено директором МУП г. Сочи "Сочиавтотранс" 25.12.2013.
Согласно п. 7.1. раздела 7 Положения о закупках о порядке принятия решения о способе закупки, Заказчик определяет способ закупки исходя из совокупности возможных выгод от использования именно данного способа и суммарных затрат на его проведение; запрос предложений проводится, когда в целях экономии времени, усилий проведение конкурса нецелесообразно.
Согласно Плану закупки товаров, работ и услуг МУП г. Сочи "Сочиавтотранс", размещенному на сайте http://www.zakupki.gov.ru 31.12.2013, закупка по поставке горюче-смазочных материалов (дизельное топливо) в объеме 27000000 л. запланирована на 3 квартал 2014 г., с последующим уточнением периода размещения извещения о закупке - август 2014.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;
12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Таким образом, Комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что документация по проведению запроса предложений соответствует требованиям, установленным ст. 10 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В части несоответствия данных в документации по проведению запроса предложений извещению о проведении открытого запроса предложений и техническому заданию, установлено следующее.
Согласно п. 8.2.2 Положения о закупках товаров, работ и услуг для нужд МУП г. Сочи "Сочиавтотранс" установленные требования к закупаемым товарам, работам, услугам приводятся в технической части закупочной документации в форме технического задания, спецификаций закупаемой продукции, ведомости объемов работ или иного документа (документов), соответствующих проекту договора и приложениям к нему. В соответствии с указанным положением, все необходимые требования указаны в Техническом задании (Приложением N 1 к Документации о закупке). Кроме того, в п. 12 Технического задания указана ссылка на ГОСТ, которому должен соответствовать поставляемый товар.
В соответствии с п. 3 ч. 9 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в извещении о закупке должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
В извещении о проведении открытого запроса предложений в пункте 4 объем оказываемых услуг указан в техническом задании. Согласно п. 3 Технического задания количество продукции определено в размере 27 000 000 литров.
Требования к участникам запроса предложений определены п. 2.2, п. 3.1 Документации о закупке, а также в п. 12 Информационной карты.
По вопросу содержания п. 16, 17 Извещения о проведении открытого запроса предложений установлено следующее. В соответствии со ст. 2 Закона, при проведении закупки заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Положением.
В соответствии с ГК РФ у Заказчика возникает обязанность заключить договор с победителем торгов.
Однако в соответствии со ст. 447- 448 ГК запрос предложений не относится к форме торгов, поскольку в соответствии с п. 4 ст. 447 торги проводятся исключительно в форме конкурса или аукциона. Запрос предложений по своей правовой природе относится к ст. 437 ГК РФ, т.е. предложению делать оферты. Оферта же, в свою очередь, в соответствии с положениями ст. 438 ГК РФ требует акцепта, который должен быть полным и безоговорочным. Обязанности лица, предложившего сделать оферту, акцептовать предложение, действующее законодательство не предусматривает.
Кроме того, отсутствие обязанности в подписании договора с победителем запроса предложений, закреплено в п. 9.1.1 Положения о закупках.
Таким образом, действия Организатора торгов не нарушают порядок проведения процедуры торгов, предусмотренной нормами Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В тоже время, Заказчиком в документации по проведению запроса предложений в п.19, 20 Технического задания установлены следующие требованию к участнику: наличие у участника в собственности или на правах аренды офисного помещения в г. Сочи, участник должен быть зарегистрирован в г. Сочи как юридическое лицо; а также к победителю - победитель открытого запроса предложений обязуется инвестировать денежные средства в размере 1 000 000 (одного миллиона) рублей в реконструкцию, находящейся на территории Адлерской производственной базы МУП "Сочиавтотранс" АЗС с приведением ее в соответствие с требованиями_". Данные требования по мнению Комиссии Краснодарского УФАС России по делу N 120-Т/2014 имеют признаки нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Сочи-Ойл" (вх. N 9581 от 22.08.2014) на действия организатора торгов МУП города Сочи "Сочиавтотранс" (ул. Горького, д. 56А, г. Сочи, 354000) при организации и проведении открытого запроса предложений "Поставка дизельного топлива для нужд МУП города Сочи "Сочиавтотранс" (извещение N 31401434765) необоснованной.
2. Передать материалы дела по жалобе ООО "Сочи-Ойл" для рассмотрения по существу в порядке, установленном Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, с целью установления признаков нарушения ч. 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Председатель Комиссии: Р.В. Дегтярева
Члены Комиссии: Е.В. Крамаренко
Н.В. Левит
Н.С. Волкова
Е.В. Зинченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 1 сентября 2014 г. N 120-Т/2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016