Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 29 ноября 2012 г. N 06-10.1/68-2012
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - Шмакова Т.П., заместитель руководителя Омского УФАС России,
члены Комиссии:
Морозов А.А. - начальник отдела рекламы;
Веретельник М.С. - главный специалист - эксперт отдела рекламы;
Цынгалова Е.А. - ведущий специалист - эксперт отдела рекламы;
Невойт Е.А. - специалист-эксперт отдела рекламы,
рассмотрев дело N 06-10.1/68-2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО "Омские кабельные сети" (далее - ООО "ОКС", Общество) рекламы, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в отсутствие законного представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "Омские кабельные сети", место нахождения: г. Омск, 644010, пр. К. Маркса, 36, оф. 18 - генерального директора <_> извещенного надлежащим образом,
в присутствии коммерческого директора ООО "ОКС" <_> (доверенность б/н от 26.11.2012), юриста ООО "ОКС" <_> (доверенность б/н от 23.01.2012), установила:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области выявлен факт распространения на крышке моторного отсека пассажирского автобуса, осуществляющем транспортные услуги по перевозке пассажиров по маршруту движения N 63 (государственный N С743АС55, бортовой N 406), рекламы следующего содержания: "Как с помощью гвоздя сварить обед Узнай в интернете всего за 100 руб/мес.* Омские кабельные сети. Оператор нашего города. 66-00-00".
В нижней части рекламного изображения под знаком "звездочка" мелким шрифтом указано: "В течении двух месяцев с момента подключения. Акция "Промо-тариф" (интернет со скоростью до 30 Мбит действует для новых абонентов (физических лиц) до 01.11.2012 или до нового уведомления). Лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи N 99252, N 95996, N 95997".
Аналогичная реклама:
- "Сколько весит Земля Узнай в интернете всего за 100 руб/мес.*. Все самое интересное в интернете всего за 100 руб/мес.* Омские кабельные сети. Оператор нашего города. 66-00-00";
- "Почему вьются волосы Узнай в интернете всего за 100 руб/мес.*. Все самое интересное в интернете всего за 100 руб/мес.* Омские кабельные сети. Оператор нашего города. 66-00-00";
- "Как выпрямить банан Узнай в интернете всего за 100 руб/мес.*. Все самое интересное в интернете всего за 100 руб/мес.* Омские кабельные сети. Оператор нашего города 66-00-00"
также распространяется на крышках моторных отсеков и на левых бортах пассажирских автобусов, осуществляющих транспортные услуги по перевозке пассажиров, и сопровождается аналогичной информацией под знаком "звездочка", изложенной мелким, трудночитаемым шрифтом (например, на автобусах с гаражными номерами 441, 412, 417, 419, 540, 553).
При этом размещение Обществом рекламы на левых бортах автобусов делает ее заметной только для участников движения, движущихся в попутном направлении в непосредственной близости к левому борту автобуса либо находящихся на противоположной стороне автодороги, а на крышках моторного отсека - для лиц, следующих за пассажирским автобусом на автомобиле либо стоящих на остановках.
Кроме того, существенные условия акции Общества указаны мелким (трудновоспринимаемым) шрифтом, в то время как основной текст рекламы изображен крупным шрифтом, что крайне затрудняет визуальное восприятие рекламной информации в момент движения.
При этом восприятие информации, помимо изложения ее мелким, трудночитаемым шрифтом, может быть также затруднено в результате неблагоприятных погодных условий, времени суток, загрязненности автобуса, особенностями зрения и т.п.
По мнению Омского УФАС России, распознать изложенную в рекламе информацию о том, что цена услуги (подключение к интернету) 100 рублей действует только 2 месяца, а также иную существенную для потребителя информацию (скорость интернета, срок действия акции), фактически невозможно.
По определению статьи 3 Федерального закона "О рекламе", реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.
В соответствии с общими требованиями Федерального закона "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной.
При этом рекламодатель и рекламораспространитель свободны в выборе мест и способов распространения рекламной информации и должны выбирать такие способы распространения рекламы, которые исключают введение в заблуждение (обман) потребителя рекламы.
Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Омское УФАС России считает, что информация, размещенная под знаком "звездочка" в нижней части рекламных изображений, размещенных на крышках моторного отсека и на левых бортах транспортных средств (автобусов), изложенная мелким, нечитаемым шрифтом, является фактически нераспознаваемой. Подобное изложение информации Обществом искажает общий смысл информации, вводит в заблуждение потребителя рекламы и нарушает требования части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
По договору об аренде места на транспортном средстве для размещения рекламы от 27.08.2010 N 322 ОАО "Пассажирское автотранспортное предприятие N 2" передало в аренду ООО "Мобильное телевидение" рекламные места на транспортных средствах для размещения рекламы.
Из информации, представленной ООО "Мобильное телевидение" от 15.11.2012 N 22, следует, что рекламные места на транспортных средствах переданы в аренду ООО "Омские кабельные сети" для размещения наружной рекламы (договоры аренды N 74 от 27.08.2010 и N 727 от 11.01.2011).
В пояснениях ООО "Омские кабельные сети" от 28.11.2012 N 1302, в частности, указано: "Федеральный закон "О рекламе" не устанавливает требований к размеру шрифта_ ООО "ОКС" разместило необходимую информацию об услугах и акциях надлежащим образом_".
Омское УФАС России не может согласиться с данным доводом Общества и считает, что неустановление в Федеральном законе "О рекламе" требований к размеру шрифта не свидетельствует о том, что он может быть любым. Основным условием размещения рекламы является предоставление добросовестной и достоверной информации, доступной для восприятия и не вводящей в заблуждение потребителей рекламы.
Как указано в пункте 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", "если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и т.п.), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями".
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
По определению (пункт 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ООО "Омские кабельные сети" является рекламодателем, т.е. изготовителем или продавцом товара либо иным определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицом, следовательно, несет ответственность за размещение ненадлежащей рекламы.
Таким образом, Омское УФАС России пришло к выводу, что способ доведения до потребителей рекламы информации об услуге и акции ООО "Омские кабельные сети", размещенной на крышках люков моторного отсека автобусов и левых бортах транспортных средств, нарушает требования части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. В связи с тем, что в распространенной ООО "Омские кабельные сети" на крышках люков моторных отсеков и на левых бортах автобусов рекламе: "Почему вьются волосы, Как выпрямить банан, Сколько весит Земля, Как с помощью гвоздя сварить обед Все самое интересное в интернете всего за 100 руб/мес.*. Узнай в интернете всего за 100 руб/мес.* Омские кабельные сети. Оператор нашего города. 66-00-00" существенная информация, обозначенная сноской "*": "В течении двух месяцев с момента подключения. Акция "Промо-тариф" (интернет со скоростью до 30 Мбит действует для новых абонентов (физических лиц) до 01.11.2012 или до нового уведомления). Лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи N 99252, N 95996, N 95997", была размещена с использованием размера шрифта, не воспринимаемого потребителем по сравнению с иным текстом рекламы, в связи с чем искажался смысл рекламы и вводились в заблуждение потребители рекламы, признать данную рекламу ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "Омские кабельные сети" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО "Омские кабельные сети" по части 1 статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
по делу N 06-10.1/68-2012
29 ноября 2012 года
г. Омск
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - Шмакова Т.П., заместитель руководителя Омского УФАС России,
члены Комиссии:
Морозов А.А. - начальник отдела рекламы;
Веретельник М.С. - главный специалист - эксперт отдела рекламы;
Цынгалова Е.А. - ведущий специалист - эксперт отдела рекламы;
Невойт Е.А. - специалист-эксперт отдела рекламы,
на основании своего решения от 29.12.2012 по делу N 06-10.1/68-2012 о признании ненадлежащей рекламы: "Почему вьются волосы, Как выпрямить банан, Сколько весит Земля, Как с помощью гвоздя сварить обед Все самое интересное в интернете всего за 100 руб/мес.*.Узнай в интернете всего за 100 руб/мес.* Омские кабельные сети. Оператор нашего города. 66-00-00", содержащей информацию, обозначенную сноской "*" использованием размера шрифта, не воспринимаемого потребителем по сравнению с иным текстом рекламы, размещенной ООО "Омские кабельные сети" на крышках люков моторного отсека и на левых бортах автобусов, поскольку в ней нарушены требования 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, пунктом 3.56.1. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "Омские кабельные сети", юридический адрес: пр. К. Маркса, 36 офис 18, г. Омск, в срок до 21 декабря 2012 года прекратить нарушение части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", а именно: существенная информация об услугах и акциях должна доводиться до потребителей рекламы с использованием размера шрифта, исключающего искажение смысла информации и введение потребителей в заблуждение (сопоставимого с размером шрифта, соответствующего (либо не менее) размера шрифта примененного в данной рекламе при указании стоимости услуги).
2. ООО "Омские кабельные сети" представить в Омское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 25 декабря 2012 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 29 ноября 2012 г. N 06-10.1/68-2012
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016