Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 12 марта 2015 г. N 91-Ж/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
|
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
|
- |
специалиста 1-го разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
|
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Трейд-Фарм" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку иммуноглобулина против клещевого энцефалита для Муниципального учреждения здравоохранения "Саткинская Центральная районная больница" (изв. N 0369300038815000034) в присутствие:
- представителя Муниципального учреждения здравоохранения "Саткинская Центральная районная больница", действующего на основании доверенности N 14 от 11.03.2015 года;
- представителя Муниципального учреждения здравоохранения "Саткинская Центральная районная больница", действующего на основании доверенности N 15 от 11.03.2015 года;
- представителя МУ "Карабашская городская больница", действующего на основании доверенности N 55 от 13.02.2015 года;
- представителя Муниципального учреждения здравоохранения "Саткинская Центральная районная больница", действующего на основании Распоряжения о назначении на должность главного врача N 100 от 11.06.2013 года;
в отсутствие представителя ООО "Трейд-Фарм", заявившего ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие (исх. от 11.03.2015 года), установила:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Трейд-Фарм" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку иммуноглобулина против клещевого энцефалита для Муниципального учреждения здравоохранения "Саткинская Центральная районная больница" (изв. N 0369300038815000034) (далее - закупка).
Согласно представленным документам Муниципальное учреждение здравоохранения "Саткинская Центральная районная больница" (далее - заказчик) 20.02.2015 года объявило о проведении электронного аукциона на приобретение вакцины клещевой в 2015 г. путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения N 0369300038815000034 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 1 497 729 рублей 60 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 10.03.2015 года в 09 часа 00 минут.
На дату рассмотрения жалобы контракт на поставку иммуноглобулина против клещевого энцефалит не заключен.
Согласно доводам, изложенным в жалобе, заявитель считает, что заказчиком безосновательно установлены следующие требования к товару:
- титр 1:160 мл;
- ампулы 1 мл. (не объем лекарственного средства в ампуле).
- требования к остаточному сроку годности объекта закупки - 20 месяцев, при общем сроке годности лекарственного средства с МНН иммуноглобулин против клещевого энцефалита 24 месяца.
Кроме того, заявитель указывает на нарушение заказчиком статьи 65 Закона о контрактной системе: разъяснения документации о закупке (сама документация и внесенные изменения) ответа на разъяснения положений документации о закупке, направленные участником закупки не содержат.
Также заявитель считает, что документацией о закупке не определен срок оплаты товара в банковских днях.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и пояснили следующее.
Описание объекта закупки соответствует требованиям документации о закупке. Требование к титру антител к вирусу в препарате обусловлено методическим руководством "Клиника, диагностика, лечение и профилактика клещевого энцефалита, лайм-боррелиоза и геморрагической лихорадки с почечным синдромом, Екатеринбург 1994 г., а также рекомендациями врача-инфекциониста, доцента кафедры инфекционных болезней ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, согласно которым иммуноглобулин 1:320 способствует иммуносупрессии, то есть отрицательно влияет на иммунитет. При этом представители заказчика указали, что препарат закупается для детей и введение иммуноглобулина против клещевого энцефалита с титром 1:320 может вызвать негативные последствия для детского организма.
Также по мнению представителей заказчика статья 65 Закона о контрактной системе не нарушена. На все запросы о разъяснении положений документации о закупке заказчик своевременно разместил на официальном сайте www.zakupki.gov.ru развернутые ответы. Более того, после получения запроса о разъяснении положений документации о закупке заказчиком принято решении о внесении изменений в части уменьшения требования к остаточному сроку годности товара.
Что касается срока оплаты товара в банковских днях, представители заказчика указали на пункт 3.5 проекта контракта, согласно которому срок оплаты установлен до 31.07.2015 года и не привязан к банковским дням.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,
1. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
1.1. Наименование и описание объекта закупки содержится в технической части документации о закупке (далее - техническое задание).
Согласно техническому заданию заказчику требуется лекарственное средство с МНН иммуноглобулин против клещевого энцефалита жидкий для профилактики клещевого энцефалита титр 1:160 мл в лекарственной форме раствор для внутримышечного ведения амп 1 мл N 10.
В своей жалобе заявитель указывает, что специфическая активность лекарственного средства не влияет на потребительские свойства препарата и требование о наличии титр 1:160 мл установлено заказчиком необоснованно. В связи с чем, по мнению заявителя, лекарственное средство с МНН иммуноглобулин против клещевого энцефалита жидкий для профилактики клещевого энцефалита титр 1:320 мл также возможно к поставке.
Однако на заседание Комиссии представители заказчика указали, что требование о титре 1:160 мл обусловлено тем, что более высокий титр препарата отрицательно влияет на иммунную систему.
Вместе с тем, как следует из пояснений заказчика, специфическая активность лекарственного средства характеризуется также показателем иммуноглобулин человека в концентрации побелку.
Исходя из сведений, указанных в государственном реестре лекарственных средств, размещенном на официальном сайте: http://grls.rosminzdrav.ru, на территории Российской Федерации в установленном порядка зарегистрировано 5 позиций препаратов с МНН иммуноглобулин против клещевого энцефалита.
При этом только инструкции по применению к двум препаратам иммуноглобулин человека против клещевого энцефалита, производства ГУЗ "Свердловская областная станция переливания крови" и ФГУП "НПО "Микроген" Минздравсоцразвития России содержат информацию о титре антител к вирусу клещевого энцефалита. Инструкции по применению к иным препаратам указывают на характеристику иммуноглобулин человека в концентрации по белку. Однако заказчиком указанное требование не предусмотрено. Вместе с тем, отсутствие в инструкции по применению к поставляемому препарату информации о титре лекарственного средства не позволит предложить данный товар к поставке.
Таким образом, установление требования о титре препарата, без указания на возможность наличия в инструкции по применению сведений о характеристике: "иммуноглобулин человека в концентрации по белку", ограничивает возможность участия в закупке организаций, имеющих возможность предложить к поставке товар, соответствующий потребности заказчика, но не имеющий в инструкции по применению информации о титре лекарственного средства.
Более того, обе инструкции по применению лекарственных средств указывают, что препараты имеют не менее 1:80 мл титр. Вместе с тем, документация о закупке устанавливает требование о поставке препарата с конкретным показателем титр 1:160 мл, что может не обеспечиться поставщиком на момент поставки.
Кроме того, из пояснений представителей заказчика следует, что лекарственное средство с характеристикой титр антител к вирусу клещевого энцефалита менее 1:160 мл, то есть 1:80_1:100 и т.д. также соответствует потребностям больницы.
Таким образом, техническое задание не отражает потребность заказчика в приобретении лекарственного средства с необходимыми характеристиками.
1.2. Также заявителем обжалованы требования заказчика относительно объема ампул.
Техническое задание в качестве лекарственной формы указывает: раствор для внутримышечного введения амп 1 мл N10. При этом требование к объему ампул ни в техническом задании, ни в какой-либо иной части документации о закупке не установлено. Требование к объему 1 мл установлено к объему лекарственного средства в ампуле, на что и указывает заявитель. Более того, в ответах на запрос о разъяснении положений документации о закупке заказчиком неоднократно указано 1 мл означает наличие 1 дозы в ампуле, что обусловлено отсутствием возможности хранения вскрытой ампулы.
Таким образом, данный довод необоснован, ввиду недоказанности.
1.3. Относительно требований к остаточному сроку годности товара, Комиссия отмечает следующее.
В первой редакции документации о закупке установлено требование о поставке препарата с окончанием сроком годности не ранее октября 2016 года (пункт 5.3 проекта контракта). После получения запроса о разъяснении положений документации о закупке, заказчиком принято решение о внесении изменений в пункт 5.3 проекта контракта в части требований к остаточному сроку годности товара, что не противоречит части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе. Данные изменения внесены не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок.
Документация с внесенными изменениями устанавливает требование об окончании срока годности товара не ранее ноября 2015 года, что менее 20 месяцев, о которых указано в жалобе.
Более того, требование об остаточном сроке годности товара обусловлено потребностью заказчика в использовании препарата в течение срока его годности.
В связи с чем Комиссия приходит к выводу, что требование заказчика к остаточному сроку годности товара не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
2. В силу части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно реестру запросов о разъяснении положений документации о закупке 25.02.2015 года в адрес заказчика поступило 2 запроса о разъяснении документации о закупке. Также запросы поступали 26.02.2015, 27.02.2015 и 02.03.2015. На все запросы заказчиком своевременно даны разъяснения положений документации о закупке. Так, на запросы от 25.02.2015 года на официальном сайте www.xakupki.gov.ru 26.02.2015 года опубликованы разъяснения положений документации о закупке; на запросы от 26.02.2015 - 27.02.2015; от 02.03.2015 - 03.02.2015.
Таким образом, все запросы о разъяснении положений документации о закупке опубликованы в течение двух дней с даты поступления, указанных запросов, что соответствует части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
На заседание Комиссии представлены полученные заказчиком запросы о разъяснении документации о закупке и полученные ответы на них. Данные ответы соответствует предмету запроса и не изменяют суть документации о закупке. Более того, после одного из полученных запросов заказчиком принято решение о внесении изменений в документацию о закупке в части уменьшения требований к остаточному сроку годности товара.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком соблюдены требования статьи 65 Закона о контрактной системе в части дачи разъяснений положений документации о закупке.
3. Часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе определяет, что проект контракта должен включать срок и порядок оплаты за поставленный товар.
Согласно пункту 3.5 проекта контракта оплата поставленного товара осуществляется безналичным перечислением на расчетный счет поставщика, за фактически поставленный товар в соответствии с предоставленными документами, подтверждающих факт поставки товара, в срок до 31.07.2015 года.
Таким образом, окончания срока оплаты за поставленный товар определено конкретной датой при условии наступления определенных событий (предоставление соответствующих документов, поставка товара).
В своей жалобе заявитель указывает, что заказчиком не определен срок оплаты за поставленный товар в банковских днях. Однако законодательство о контрактной системе данного требования не содержит.
Согласно статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами, а не процентным соотношением.
Срок оплаты за поставленный товар установлен в виде конечной даты и наступления определенных событий. Следовательно, требований части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в части обязанности по установлению срока оплаты за поставленный товар исполнены заказчиком.
Однако часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе помимо срока за поставленный товара в обязательном порядке предусматривает также установление в контракте срока приемки и оформления результата такой приемки. Пункт 4.5 проекта контакта указывает, что результат приемки товара осуществляется в течение 3 рабочих дней со дня поставки товара и предоставления документов, предусмотренных контрактом. При этом срок самой приемки проект контакта не устанавливает.
Вместе с тем, отсутствие в проекте контракта указанной информации может привести к заключению контракта, не соответствующего положениям законодательства о контрактной системе, а также к возникновению споров в ходе исполнения сторонами обязательств по контракту.
4. В силу части 3 статьи 22 Закона о контрактной системе при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Согласно части 20 статьи 22 Закона о контрактной системе методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 2.1 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет.
Обоснование начальной (максимальной) цены контакта содержится в разделе VI документации о закупке. Вместе с тем, данное обоснование не содержит выполненный заказчиком расчет, что не в полной мере соответствует требованиям пункта 2.1 Методических рекомендаций.
Однако, указание на выполненный заказчиком расчет необходимо для обеспечения возможности проверки соблюдения предусмотренного Законом о контрактной системе порядка установления начальной (максимальной) цены контракта.
5. В силу части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены запрет, ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлены Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 (далее - Приказ).
Согласно указанному Приказу препараты фармацевтические, продукты медицинские химические и продукты лекарственные растительные с кодом ОКПД 24.4 включены в перечень товаров, на которые распространяется действие данного нормативно-правового акта.
Объектом закупки является поставка иммуноглобулина против клещевого энцефалита. Данному товару соответствует группа по ОКПД - 24.42.21.142, что включено в общую группу 24.4.
Таким образом, при осуществлении закупки иммуноглобулина против клещевого энцефалита законодательством о контрактной системе предусмотрены условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств. Следовательно, данные условия должны содержаться в извещении об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 4 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Кроме того, исходя из требований пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать требования к составу заявки, в том числе в части предоставления документов, подтверждающих соответствие товара условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Вместе с тем, извещение об осуществлении закупки, документация о закупке информации об установленных ограничениях и требований к составу заявки по предоставлению документов, подтверждающих соответствие товара статьи 14 Закона о контрактной системе не содержит, что является нарушением пунктом 4 статьи 42, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года N 498 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Трейд-Фарм" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку иммуноглобулина против клещевого энцефалита для Муниципального учреждения здравоохранения "Саткинская Центральная районная больница" (изв. N 0369300038815000034) обоснованными в части неправомерного установления в документации о закупке требования о поставке вакцины с характеристикой титр 1:160 мл.
2. Признать в действиях заказчика нарушение части 2 статьи 33, пунктов 1,2 части 1 статьи 64, части 13 статьи 34, части 4 статьи 42, пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадке обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ N 91-ж/2015
об устранении нарушений законодательства
Российской Федерации о контрактной системе
12 марта 2015 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
|
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
|
- |
специалиста 1-го разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
|
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
на основании решения Челябинского УФАС России от 12.03.2015, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы ООО "Трейд-Фарм" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку иммуноглобулина против клещевого энцефалита для Муниципального учреждения здравоохранения "Саткинская Центральная районная больница" (изв. N 0369300038815000034) (далее - закупка) и проведения внеплановой проверки, с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе, предписывает:
1. Муниципальному учреждению здравоохранения "Саткинская Центральная районная больница" с момента размещения настоящего предписания на официальном сайте в сети "Интернет" не заключать контракт по итогам проведения закупки (изв. N 0369300038815000034);
2. Аукционной комиссии по закупке (изв. N 0369300038815000034) в срок до 27.03.2015 года принять решение об отмене протоколов, составленных по итогам проведения закупки, а также передать указанное решение Муниципальному учреждению здравоохранения "Саткинская Центральная районная больница" для дальнейшего его опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru;
3. Муниципальному учреждению здравоохранения "Саткинская Центральная районная больница" в срок до 27.03.2015 года принять решение об отмене закупки (изв. N 0369300038815000034), и передать указанное решение Муниципальному учреждению здравоохранения "Саткинская Центральная районная больница" для дальнейшего его опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru;
4. Муниципальному учреждению здравоохранения "Саткинская Центральная районная больница" в срок до 02.04.2015 года разместить указанные в пунктах 2,3 настоящего предписания решения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru;
5. ООО "РТС-тендер" с 17.03.2015 обеспечить Муниципальному учреждению здравоохранения "Саткинская Центральная районная больница" возможность исполнения пунктов 2 - 4 настоящего предписания;
6. Муниципальному учреждению здравоохранения "Саткинская Центральная районная больница" в подтверждение исполнения предписания в срок до 17.04.2015 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания (в письме об исполнении предписания указывать номер дела), а именно копию решения об отмене закупки, в том числе копию решения об отмене протоколов, составленных по итогам проведения закупки, а также доказательства размещения решений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего предписания на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.
За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.
Председатель Комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 12 марта 2015 г. N 91-Ж/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016