Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
N 05-03/7908 (опубликовано 5 сентября 2014 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 27 августа 2014 года
В полном объеме решение изготовлено 05 сентября 2014 года
г. Сыктывкар
05-03/7908
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе <_> (далее - Комиссия), рассмотрев дело N АО 14-07/14 по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием "Ухтаэнерго" муниципального образования городского округа "Ухта", место нахождения: Республика Коми, город Ухта, улица Горького, дом 8, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
К участию в рассмотрении дела в качестве заявителя привлечено общество с ограниченной ответственностью "ЭнергоХим" (далее - ООО "ЭнергоХим"), место нахождения: Московская область, Щелковский район, поселок городского типа Монино, улица Алксниса, дом 44.
К участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечено муниципальное унитарное предприятие "Ухтаэнерго" муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - МУП "Ухтаэнерго" МО ГО "Ухта"), место нахождения: Республика Коми, город Ухта, улица Горького, дом 8.
Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Частью 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции установлено, что целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
По пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
По пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект -коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
По пункту 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
По пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе муниципальными унитарными предприятиями.
Частью 1 статьи 1 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц определено, что целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 2 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц определено, что положение о закупке утверждается руководителем унитарного предприятия в случае, если заказчиком выступает государственное унитарное предприятие или муниципальное унитарное предприятие.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с частью 10 статьи 8 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация и документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.
Частью 9 статьи 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц предусмотрены требования к содержанию извещения о закупке.
В соответствии с пунктами 1, 7 части 9 статьи 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в извещении о закупке должны быть указаны:
- способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ);
- место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов.
Частью 10 статьи 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены требования к содержанию документации о закупке.
По пунктам 8, 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в документации о закупке должны быть указаны:
- порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
Положение "О порядке проведения закупок для нужд Муниципального унитарного предприятия "Ухтаэнерго" муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - Положение о порядке проведения закупок для нужд МУП "Ухтаэнерго" МО ГО "Ухта") утверждено приказом МУП "Ухтаэнерго" МО ГО "Ухта" от 07.03.2014 N 48/1-П и размещено на официальном сайте 15.03.2014.
Подпунктом 4 части 1 статьи 12 Положения о порядке проведения закупок для нужд МУП "Ухтаэнерго" МО ГО "Ухта" к видам процедур закупки отнесен запрос ценовых котировок.
Согласно частям 1,2 статьи 33 Положения о порядке проведения закупок для нужд МУП "Ухтаэнерго" МО ГО "Ухта" под запросом ценовых котировок (далее по тексту - запрос котировок) понимается способ проведения закупки, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд Заказчика сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте для размещения закупок извещения о проведении запроса котировок и победителем, в котором комиссия признает участника, предложившего наиболее низкую цену договора.
Заказчик вправе осуществлять проведение закупки путем проведения запроса ценовых котировок в случае, если цена договора (цена закупки, включая стоимость всех лотов в рамках одной закупки) на поставку продукции не превышает 3 000 000 (три миллиона) рублей.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 34 Положения о порядке проведения закупок для нужд МУП "Ухтаэнерго" МО ГО "Ухта" извещение о запросе котировок должно содержать место подачи котировочных заявок, срок их подачи, в том числе дату и время окончания срока подачи котировочных заявок.
Частями 1, 2 статьи 36 Положения о порядке проведения закупок для нужд МУП "Ухтаэнерго" МО ГО "Ухта" установлено, что извещение о проведении запроса котировок размещается Заказчиком на сайте Заказчика и/или на официальном сайте не менее чем за семь календарных дней до дня истечения срока представления котировочных заявок.
Извещение о проведении запроса котировок должно содержать сведения, предусмотренные статьей 34 настоящего Положения, и быть доступным для ознакомления в течение всего срока подачи котировочных заявок без взимания платы.
Частью 2 статьи 37 Положения о порядке проведения закупок для нужд МУП "Ухтаэнерго" МО ГО "Ухта" определено, что котировочная заявка подается участником процедуры закупки Заказчику в письменной или электронной форме в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок с перечнем документов.
Частями 3, 5 статьи 37 Положения о порядке проведения закупок для нужд МУП "Ухтаэнерго" МО ГО "Ухта" определено, что котировочная заявка, поданная в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, регистрируется Заказчиком. По требованию участника процедуры закупки, подавшего котировочную заявку, Заказчик выдает расписку в получении заявки с указанием даты и времени ее получения.
Котировочные заявки, поданные после дня окончания срока подачи котировочных заявок, указанного в извещении о проведении запроса котировок, не рассматриваются и не возвращаются участникам процедуры закупки, подавшим такие заявки.
Статьей 38 Положения о порядке проведения закупок для нужд МУП "Ухтаэнерго" МО ГО "Ухта" определен порядок рассмотрения и оценки котировочных заявок.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Положения о порядке проведения закупок для нужд МУП "Ухтаэнерго" МО ГО "Ухта" закупочная комиссия в срок, не превышающий пяти рабочих дней, следующих за днем окончания срока подачи котировочных заявок, рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки в соответствии с положениями статьи 12.1 настоящего Положения по критерию, указанному в пункте 1 части 1 статьи 12.1 Положения (цена договора, цена единицы продукции).
По пункту 1 части 1 статьи 12.1 Положения о порядке проведения закупок для нужд МУП "Ухтаэнерго" МО ГО "Ухта" для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе, аукционе, запросе предложений, запрос ценовых котировок, комиссия по проведению закупки должна оценивать и сопоставлять такие заявки по критериям, указанным в конкурсной документации, аукционной документации, документации о проведении запроса предложений, документации запроса ценовых котировок. При этом критериями оценки заявок на участие в процедурах закупок могут быть цена договора, цена единицы продукции.
Согласно частям 2-5 статьи 38 Положения о порядке проведения закупок для нужд МУП "Ухтаэнерго" МО ГО "Ухта" победителем в проведении запроса ценовых котировок признается участник процедуры закупки, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса ценовых котировок и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг. При предложении наиболее низкой цены товаров, работ, услуг несколькими участниками процедуры закупки победителем в проведении запроса ценовых котировок признается участник процедуры закупки, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников процедуры закупки.
Закупочной комиссия отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную (начальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Закупочная комиссия также отклоняет котировочную заявку в случае наличия сведений об участнике процедуры закупки в реестре недобросовестных поставщиков если такое требование установлено в извещении о проведении запроса котировок.
Результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок оформляются протоколом оценки, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами закупочной комиссии. Протокол составляется в единственном экземпляре и хранится у Заказчика.
По итогам проведения котировок комиссия составляет протокол о признании участника котировок цен победителем, который подписывается всеми членами конкурсной комиссии.
Протокол победителя размещается Заказчиком на сайте Заказчика и/или на официальном сайте для размещения закупок не позднее чем через три дня со дня подписания протокола. При этом в протоколе, размещаемом на официальном сайте, допускается не указывать сведения о составе закупочной комиссии и данных о персональном голосовании закупочной комиссии.
МУП "Ухтаэнерго" МО ГО "Ухта" явилось организатором закупки в форме запроса котировок на поставку концентрата минерального "Галит" для нужд "Ухтаэнерго" (номер извещения 31400985546) (далее - закупка).
Извещение о проведении закупки и документация о закупке размещены на официальном сайте 19.03.2014.
20.03.2014 размещено извещение о проведении закупки (в редакции N 2) (далее - извещение о проведении закупки) и документация по запросу ценовых котировок N 01/2014 на право заключения договора поставки концентрата минерального "Галит" для нужд МУП "Ухтаэнерго" (далее - документация о закупке), с обоснованием внесения изменений - не правильно внесены даты подачи заявок в документах.
В извещении о проведении закупки, указаны следующие даты:
Дата и время окончания подачи заявок на участие в закупке 09.04.2014 12.00.
Дата и время рассмотрения и оценки котировочных заявок 09.04.2014 14.00.
В результате просмотра официального сайта установлено, что на соответствующем сайте 20.03.2014 размещены две действующие редакции документации о закупке. В редакции N 1 указаны следующие даты начала и окончания приема заявок на участие в закупке:
Дата начала приема заявок на участие в запросе ценовых котировок: 19 марта 2014 г.
Дата окончания приема заявок на участие в запросе ценовых котировок: 9 апреля 2014 г.
В редакции N 2 указаны следующие даты начала и окончания приема заявок на участие в закупке:
Дата начала приема заявок на участие в запросе ценовых котировок: 07 сентября 2012 г.
Дата окончания приема заявок на участие в запросе ценовых котировок: 20 сентября 2012 г.
24.03.2014 на официальном сайте в разделе "Разъяснения документации" с обоснованием "не правильно внесены даты подачи заявок в документах" размещена документация о закупке (далее - документация о закупке от 24.03.2014). Согласно документации о закупке, размещенной в разделе "Разъяснения документации":
Дата начала приема заявок на участие в запросе ценовых котировок: 25 марта 2014 года.
Дата окончания приема заявок на участие в запросе ценовых котировок: 15 апреля 2014 года.
Таким образом, даты начала и даты окончания приема заявок на участие в запросе котировок, указанные в извещении о закупке не соответствуют датам начала и датам окончания приема заявок на участие в запросе котировок, указанным в документации о закупке от 24.03.2014, что противоречит требованиям части 8 статьи 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
Согласно письменным пояснениям МУП "Ухтаэнерго" МО ГО "Ухта" (вх. N 3575 от 19.06.2014) несоответствие даты начала и даты окончания приема заявок на участие в запросе ценовых котировок в извещении о проведении закупки и в документации о закупке от 24.03.2014 вызвано технической ошибкой. Закупка проводилась согласно датам, указанным в извещении о проведении закупки и документации о закупке (редакция N 1).
Протокол запроса котировок N 31400985546, протокол выбора победителя N 4 от 09.04.2014 были размещены на официальном сайте 11.04.2014.
Согласно протоколу запроса котировок N 31400985546 на участие в закупке подано 13 заявок.
Согласно протоколу выбора победителя N 4 от 09.04.2014 победителем закупки признано закрытое акционерное общество "КЭНПО-Трейд" (ЗАО "КЭНПО-Трейд").
Заявка ООО "ЭнергоХим" (исх. N 79 от 15.04.2014) на участие в закупке подана 15.04.2014 в 11:47 (далее - заявка ООО "ЭнергоХим"), после окончания срока подачи заявок, установленных извещением о проведении закупки, однако в сроки подачи заявок, установленные в документации о закупке от 24.03.2014.
Согласно журналу регистрации поступивших заявок на участие в конкурсе по закупке товаров (работ, услуг) МУП "Ухтаэнерго" МО ГО "Ухта" заявка ООО "ЭнергоХим" поступила 15.04.2014 в 11:55, то есть после окончания срока подачи заявок, установленного извещением о проведении закупки, однако в срок подачи заявок, указанный в документации о закупке от 24.03.2014. ООО "ЭнергоХим" не допущено к участию в запросе котировок.
Согласно пояснениям МУП "Ухтаэнерго" МО ГО "Ухта" договор поставки N 4 от 14.04.2014 был направлен победителю закупки ЗАО "КЭНПО-Трейд" 23.04.2014. Экземпляр договора, подписанный ЗАО "КЭНПО-Трейд", по состоянию на 21.08.2014 в МУП "Ухтаэнерго" МО ГО "Ухта" не вернулся. ЗАО "КЭНПО-Трейд" исполнило обязательства по договору N 4 от 14.04.2014, поставив МУП "Ухтаэнерго" МО ГО "Ухта" концентрат минеральный "Галит" 15.06.2014.
Действия МУП "Ухтаэнерго" МО ГО "Ухта" в виде размещения на официальном сайте документации о закупке от 24.03.2014, содержащей сроки начала и окончания подачи заявок на участие в запросе котировок, несоответствующие срокам начала и окончания подачи заявок на участие в запросе котировок, указанным в извещении о проведении закупки ввели ООО "ЭнергоХим" в заблуждение относительно сроков подачи заявок, привели к невозможности участия ООО "ЭнергоХим" в закупке, и как следствие могли иметь своим результатом ограничение конкуренции на товарном ранке концентрата минерального "Галит" в границах Российской Федерации.
В действиях МУП "Ухтаэнерго" МО ГО "Ухта" в виде размещения на официальном сайте документации о закупке от 24.03.2014, содержащей сроки начала и окончания подачи заявок на участие в запросе котировок, несоответствующие срокам начала и окончания подачи заявок на участие в запросе котировок, указанным в извещении о проведении закупки, имеются нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Пунктами 1, 2 статьи 449 Гражданского кодекса предусмотрено, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Договор исполнен победителем закупки до возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Соответственно, предписание выдаче не подлежит.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, решила:
Признать МУП "Ухтаэнерго" МО ГО "Ухта" нарушившим часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в части действий в виде размещения на официальном сайте документации о закупке от 24.03.2014, содержащей сроки начала и окончания подачи заявок на участие в запросе котировок, несоответствующие срокам начала и окончания подачи заявок на участие в запросе котировок, указанным в извещении о проведении закупки.
Не выдавать предписание.
Председатель Комиссии |
|
|
<_> |
|
|
|
|
Члены Комиссии |
|
|
<_> |
|
|
|
|
|
|
|
<_> |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми N 05-03/7908 (опубликовано 5 сентября 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016