Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
от 24 марта 2015 г. N 1537-ФАС52-03/14
В полном объеме решение изготовлено 24.03.2015 г. Нижний Новгород
Резолютивная часть решения оглашена 17.03.2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в следующем составе:
- Гребнев Ю.Н.
- Кошелева И.А.
- Куфлина И.С.
- Абдулкеримов Р.А. |
-
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления, член комиссии, начальник отдела контроля естественных монополий, член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, - |
-
- |
рассмотрев дело N1537-ФАС52-03/14 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью "Теплосервис" (603000, город Нижний Новгород, улица Ярославская, дом 2, офис N5) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", руководствуясь статьями 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции",
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступили заявления <_> проживающей по адресу: <_> (далее - <_> заявитель) и <_> проживающей по адресу: <_> (далее также - <_> заявитель),- на действия общества с ограниченной ответственностью "Теплосервис" (далее также - ООО "Теплосервис", ресурсоснабжающая организация, ответчик), связанные с необоснованным, с точки зрения заявителей, прекращением подачи горячего водоснабжения в жилые многоквартирные дома, расположенные по адресам: <_> после истечения срока ежегодного профилактического ремонта котельной.
По итогам рассмотрения заявлений в отношении ООО "Теплосервис" Управлением возбужденно дело N1537-ФАС52-03/14 о нарушении антимонопольного законодательства (приказ N468 от 02.12.2014). Определением о назначении дела N 1537-ФАС52-03/14 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 04.12.2014 N ЮГ-03/3878 к участию в деле помимо ООО "Теплосервис" привлечены в качестве заявителей <_> и <_> в качестве заинтересованного лица общество с ограниченной ответственностью "УК "Вистма" (далее - ООО "УК "Вистма").
На заседание комиссии, состоявшееся 17.03.2015, ООО "Теплосервис", надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя не направило; <_> надлежащим образом уведомленная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, своего представителя не направила; <_> надлежащим образом уведомленная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, своего представителя не направила. ООО "УК "Вистма" своего представителя также не направило.
С учетом надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, руководствуясь частью 2 статьи 45 Закона о защите конкуренции, комиссия Нижегородского УФАС России приняла решение о возможности рассмотрения настоящего дела в отсутствии их и представителей.
По результатам исследования материалов дела в их достаточности и взаимосвязи для принятия решения, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующим выводам.
Установлено, что исполнителем коммунальных услуг по многоквартирному дому, расположенному по адресу: <_> и ООО "Теплосервис" заключен договор теплоснабжения N2-11 от 31.12.2010, по условиям которого теплоснабжающая организация (ООО "Теплосервис") обязуется продавать потребителю (ТСЖ "Сенная 6/49") до границы балансовой и эксплуатационной ответственности через присоединенную сеть тепловую энергию, а потребитель - оплатить её (пункты 2.1.1 и 2.2.1 Договора теплоснабжения).
Согласно данному договору ТСЖ "Сенная 6/49" оплачивает выставленные ООО "Теплосервис" счета - фактуры за потребленные коммунальные услуги (отопление и горячее водоснабжение) и задолженности по состоянию на 29.09.2014 не имела. Данный факт также подтверждает и ООО "Теплосервис" (письмо исх. N38 от 08.10.2014).
С 14 июля по 29 сентября 2014 года ООО "Теплосервис" прекратило подачу горячего водоснабжения в обслуживаемый многоквартирный дом ТСЖ "Сенная 6/49".
Из письменных пояснений ООО "Теплосервис" следует, что общество является ресурсоснабжающей организацией (владеет источником тепловой энергии - котельной, а также тепловыми сетями), к которой присоединены объекты теплопотребления ТСЖ "Сенная 6/49", ООО "УК "ВИСТМА", а также многоквартирные дома <_> перешедшие с июня 2012 года на непосредственное управление. Таким образом, ООО "Теплосервис" обеспечивает тепловой энергией для нужд отопления и горячего водоснабжения жилые дома по адресу: <_>
14 июля 2014 года ООО "Теплосервис" остановило работу котельной на ежегодный плановый ремонт. Поскольку со стороны ООО УК "Вистма" имелась задолженность в размере 4 000 000 рублей перед ресурсоснабжающей организацией, ООО "Теплосервис" в связи с отсутствием денежных средств не смогло в 14-ти дневный срок (СанПиН 2.1.4.2496-09) произвести ремонт и поверку оборудования котельной (письмо исх. N38 от 08.10.2014 в адрес Нижегородского УФАС России).
Подача горячего водоснабжения в указанные многоквартирные дома возобновлена только 29.09.2014.
Между тем согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Статья 4 Федерального закона от 14.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" определяет передачу тепловой энергии как естественно-монопольный вид деятельности.
Юридическое лицо, занятое производством (реализацией) товара в условиях естественной монополии, является субъектом естественной монополии (статья 3 Федерального закона "О естественных монополиях").
В силу прямого указания закона положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим (часть 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции"). Как установлено в ходе рассмотрения дела, ООО "Теплосервис" владеет источником тепловой энергии - котельной, расположенной по адресу: <_> а также тепловыми сетями (договор аренды нежилого помещения от 15.12.2010 Nб/н).
Согласно Схеме теплоснабжения муниципального образования город Нижний Новгород до 2028 года, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 10.12.2013 N 877, ООО "Теплосервис" является единой теплоснабжающей организацией в зоне деятельности присоединенных тепловых сетей.
Как определяется частями 3 и 7 статьи 15 Федерального закона "О теплоснабжении", единая теплоснабжающая организация обязана заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения.
Договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации. Единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения указанным потребителем выданных ему в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения (технологического присоединения) к тепловым сетям принадлежащих ему объектов капитального строительства (далее - технические условия).
Вышеназванные положения Федерального закона "О теплоснабжении" корреспондируют с пунктом 12 Правил организации теплоснабжения, согласно которому единая теплоснабжающая организация при осуществлении своей деятельности обязана, в числе прочего, заключать и исполнять договоры теплоснабжения с любыми обратившимися к ней потребителями тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых находятся в данной системе теплоснабжения при условии соблюдения указанными потребителями выданных им в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения к тепловым сетям.
С учетом приведенных обстоятельств, комиссия Нижегородского УФАС России пришла к выводу о том, что ООО "Теплосервис", являясь единой теплоснабжающей организацией, занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения в зоне деятельности, определяемой границами присоединенных тепловых сетей. Подробно параметры искомого товарного рынка оказания услуг теплоснабжения в зоне деятельности ООО "Теплосервис" изложены в аналитическом отчете, составленном по Правилам порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утвержден приказом Федеральной антимонопольной службы России от 28.04.2010 N220), и приобщенном к материалам настоящего дела.
Следовательно, действия ООО "Теплосервис" должны соответствовать требованиям части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Согласно подпунктам "в" и "г" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N354 (далее - Правила), определено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N1; предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.
Согласно пункту 4 приложения N1 к Правилам услуга по горячему водоснабжению должна предоставляться бесперебойно в течение года. Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
В соответствии с пунктом 3.1.11 Гигиенических требований к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения (Изменения к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.4.2496-09), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07 апреля 2009 года N20 "Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09", в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
Согласно части 4 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям, не исполняющим своих обязательств по оплате потребленных тепловой энергии (мощности), теплоносителя, не должно приводить к изменению режима поставок тепловой энергии иным потребителям.
Аналогичная норма закреплена в пункте 121 Правил, согласно которой ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а" "б" и "д" пункта 115[1] и пункте "б" пункта 117[2] данных Правил. Из письменных объяснений ООО "Теплосервис" следует, что ТСЖ "Сенная 6/49" задолженности по оплате тепловой энергии не имеет, жители <_> задолженности по оплате тепловой энергии также не имеют. Отключение заявителей от поставки горячего водоснабжения в период с 14 июля 2014 года по 29 сентября 2014 года, привело к нарушению режима поставки коммунального ресурса добросовестным плательщикам, что нарушает нормы действующего законодательства о теплоснабжении и ущемляет тем самым интересы потребителей.
Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о нарушении ООО "Теплосервис" части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" путем невозобновления подачи тепловой энергии (горячего водоснабжения) после истечения срока ежегодного профилактического ремонта котельной заявителям (период нарушения с 27 июля 2014 года по 29 сентября 2014 года).
В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона "О защите конкуренции" по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия выдает предписание ответчику по делу.
Разрешая вопрос о выдаче предписания, комиссия принимает во внимание тот факт, что в сентябре 2014 года подача горячего водоснабжения в многоквартирные дома заявителей возобновлена, в связи с чем принятия мер антимонопольного реагирования в данном случае не требуется.
В связи с указанным нарушение антимонопольного законодательства устранено добровольно, предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия решила:
1. Признать установленным факт нарушения обществом с ограниченной ответственностью "Теплосервис" (603028, город Нижний Новгород, улица Ярославская, дом 2, офис N6) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" путем невозобновления подачи тепловой энергии (горячее водоснабжение) в многоквартирные дома, расположенные по адресам: <_> после истечения срока ежегодного профилактического ремонта котельной.
2. Рассмотрение дела N1537-ФАС52-03/14 прекратить в связи с добровольным устранением обществом с ограниченной ответственностью "Теплосервис" (603028, город Нижний Новгород, улица Ярославская, дом 2, офис N6) нарушения по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Ю.Н. Гребнев
Члены комиссии И.А. Кошелева
Р.А. Абдулкеримов
И.С. Куфлина
[1] Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае:
а) возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации;
б) возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости;
д) получения исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа.
[2] Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:
б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 24 марта 2015 г. N 1537-ФАС52-03/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016