Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
от 6 сентября 2014 г. N 02-31/14А
г. Якутск резолютивная часть оглашена 22 сентября 2014 г.
изготовлено в полном объеме 06 сентября 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела в составе:
Игнатьева Ю.А. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;
Дураевой Н.С. - заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;
Халдеевой А.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии:
При участии:
От заявителей: Якутская транспортная прокуратура, помощник прокурора Бурнашова А.А.
От ответчика:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", Понедзельская Н.С., по доверенности, Пан-Си-Хэ А.И., по доверенности;
От заинтересованных лиц:
ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" Филиал "Аэронавигация Северо-Восточной Сибири" по доверенности Качулис П.Г., по доверенности, Терпелюк В.Б.
ЗАО "Авиакомпания АЛРОСА" Маркусь А.В. по доверенности
рассмотрев дело N02-31/14А возбужденное по признакам нарушения Федеральное государственное бюджетное учреждение "Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" установила:
12 мая 2014 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили материалы проверки Якутской транспортной прокуратуры ФГБУ "Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" по обращению ЗАО "Авиакомпания АЛРОСА" о высокой стоимости услуг за предоставление метеорологической информации.
02.06.2014 г. с Федеральной антимонопольной службы России для рассмотрения направлено обращение заместителя Председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ Штырова В.А. по заявлению ЗАО "Авиакомпания АЛРОСА" о высокой стоимости услуг за предоставление метеорологической информации ФБГУ "Якутское УГМС".
Проверкой установлено, что ФГБУ "ЯУГМС" устанавливает стоимость за предоставление метеорологической информации для нужд гражданской авиации вне регламента, в выходные и праздничные дни которые уже включены в аэронавигационные сборы в соответствии с Перечнем и правилами формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденные приказом Минтранса России от 17.07.2012 г. N241.
Стоимость одного часа работы авиаметподразделений ФГБУ "Якутское УГМС" по обеспечению авиации вне регламента, в выходные и праздничные дни с 01.01.2014 г. утверждена начальником ФГБУ "УГМС" и составляет 4 125 рублей. Дополнительно взимается НДС в размере, установленном законодательством РФ.
На рассмотрении дела ответчик не согласился с доводами Якутской транспортной прокуратуры считает, что действие приказа Минтранса РФ от 17.07.2012 N241 распространяется только на организации гражданской авиации согласно пункту 1.2. Приказа. Учреждения Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации не являются субъектами поименованного выше Приказа Минтранса РФ.
ЗАО "Авиакомпания АЛРОСА" считает, что цена договора установленная ФГБУ "Якутское УГМС" необоснованная.
Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев доказательства, представленные в материалы дела, документы, выслушав лиц участвующих в деле, приходит к следующим выводам.
ФГБУ "Якутское УГМС" включено в Реестр хозяйствующих субъектов занимающих долю на рынке свыше 35 % Приказом Якутского УФАС России от 27.06.2005 года N02/17 по виду деятельности - деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (код ОКВЭД 74.20.5) с долей 65%.
Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона О защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Согласно статьи 134 Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации" организация воздушного движения осуществляется в соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации.
Согласно пункту 1.2. Приказ Минтранса России от 25.11.2011 N 293 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Организация воздушного движения в Российской Федерации" настоящие Правила обязательны для исполнения в Российской Федерации пользователями воздушного пространства Российской Федерации, органами обслуживания воздушного движения (далее - орган ОВД), осуществляющими обслуживание воздушного движения в установленных для них зонах и районах, иными органами и организациями, участвующими в обеспечении полетов воздушных судов, за исключением пользователей воздушного пространства и органов управления полетами государственной авиации и экспериментальной авиации в воздушном пространстве, выделенном для этих видов авиации, где настоящие Правила применяются в обязательном порядке для обслуживания воздушного движения гражданских воздушных судов.
Аэронавигационное обслуживание - обслуживание пользователей воздушного пространства, включающее организацию и обслуживание воздушного движения, радиотехническое обеспечение полетов и авиационную электросвязь, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, авиационный поиск и спасание, предоставляемое на всех этапах полета воздушного судна.
Приказом Минтранса России от 17.07.2012 г. N241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" п.1.3. Аэронавигационные и аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание устанавливаются и взимаются за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, осуществляемое организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации ГА), на основании сертификатов и лицензий, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п 2.1.1. Приказа сбор устанавливается за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве класса A и класса C на воздушных трассах, маршрутах зональной навигации и местных воздушных линиях, включая услугу - передачу экипажам оперативной аэронавигационной и метеорологической информации и изменений в аэронавигационной обстановке.
Согласно части 4 статьи 44 Воздушного кодекса Российской федерации ставки сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением.
Ставки сборов устанавливаются Федеральной службой по тарифам Российской Федерации. Приказом от 06.07.2010 г. N141-т/3 установлены ставки сборов за аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства Российской Федерации ФГУП "Госкорпорация по ОрВД".
Согласно пункту 2 Правил взимания рассчитанной на основе тарифов и сборов платы за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации аэропортовые сборы и тарифы за наземное обслуживание, установленные по перечню и правилам формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, взимаются за предоставление соответствующих услуг в период работы аэропорта, установленный в соответствии с регламентом работы аэропорта.
За обслуживание в аэропортах, осуществляемое вне периода работы аэропорта, установленного регламентом работы аэропорта, инструкцией по производству полетов в районе аэродрома и (или) аэронавигационным паспортом аэродрома, соответствующие сборы и тарифы за наземное обслуживание воздушных судов могут увеличиваться в размере до 40% от установленных. Указанная информация подлежит регистрации и опубликованию в установленном порядке.
Согласно пункту 3.5. Правил сбор за метеообеспечение включен в аэропортовые сборы.
Мирнинское авиапредприятие АК "АЛРОСА" (ОАО) услуги по метеобеспечению не оказывает, сбор за метеобоспечение не установлен.
Согласно Положению о Министерстве транспорта Российской Федерации утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 395 Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 5.2.2. Положения Министерством транспорта РФ утвержден приказ от 17.07.2012 N241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" вместе с "Перечнем и правилами формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" "Правилами взимания рассчитанной на основе тарифов и сборов платы за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации"
Таким образом, действие приказа распространяется на организации гражданской авиации.
ФГБУ "Якутское УГМС" является подведомственным учреждением Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, его тарифы не подлежат государственному регулированию.
Порядок определения платы для физических и юридических лиц за услуги, относящиеся к основным видам деятельности государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания, утвержден Приказом Росгидромета от 07.05.2014 N238 (N606 от 08.10.2012 г.). Данный приказ Росгидромета подготовлен во исполнение постановления Правительства РФ от 26 июля 2010 N537 "О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения".
При формировании тарифа используется затратный метод.
Комиссия приходит к выводу, что нормативно-правовых актов регламентирующих порядок расчета тарифов ФГУП "Якутское УГМС" не имеется, соответственно тарифы не подлежат государственному регулированию.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия ФГУП "Якутское УГМС" по установлению стоимости одного часа работы авиаметподразделений ФГБУ "Якутское УГМС" по обеспечению авиации вне регламента, в выходные и праздничные дни с 01.01.2014 г в размере 4 125 рублей не образуют, состав нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Между ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" и ФГБУ "Авиаметтелком Росгидромета" заключен централизованный договор N1011/13 от 25.02.2014 на предоставление авиационной метеорологической информации органам ОВД ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" в 2014 году для аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации.
В рамках выполнения условий централизованного договора N1011/13 от 25.02.2014 г. ФГБУ "Авиаметтелком Росгидромета" заключен договор с ФГБУ "Якутское УГМС" N18-АМО-2014 от 26.02.2014. в котором перечислены условия предоставления метеорологического обслуживания сторонами.
Между ЗАО "Авиакомпания АЛРОСА" и ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в РФ" заключен договор N10-76 на оказание услуг по аэронавигационному обслуживанию вне периода работы диспетчерских пунктов Центров ОВД (отделений) филиала "Аэронавигация Северо-Восточной Сибири" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД".
Согласно п. 2.8, 5.38 Приказа Минтранса России от 31.07.2009 N 128 (ред. от 10.02.2014) "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" в качестве метеорологической информации могут быть использованы сведения, полученные из источников, которые командир воздушного судна посчитает достоверными.
Комиссия приходит к выводу что в действиях ФГБУ "Якутское УГМС" не усматриваются признаков нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" в части злоупотребления доминирующим положением посредством понуждения заключить договор не предусмотренный действующим законодательством к обязательному заключению. Поскольку не подтвердись факты необоснованного отказа в предоставлении информации по договору заключенному между ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" и ФГБУ "Авиаметтелком Росгидромета" N1011/13 от 25.02.2014 на предоставление авиационной метеорологической информации органам ОВД ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" в 2014 году для аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 48 Закона О защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решила:
Прекратить производство по делу N02-31/14А возбужденное по признакам нарушения Федеральным государственным бюджетным учреждением "Якутское управление гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд.
Игнатьев Ю.А.
Дураева Н.С.
Халдеева А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 6 сентября 2014 г. N 02-31/14А
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016