Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
N 8409-05 (опубликовано 10 декабря 2012 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - зам. руководителя управления - начальник отдела Спиридонов И.И.,
члены комиссии: - главный специалист-эксперт Хлыкина М.Е.,
- ведущий специалист-эксперт Табартова Т.Ю.,
рассмотрев дело N 8931/05-2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 23 (60) от 27.06.2012 и N 24 (61) от 04.07.2012 рекламы кафе "Италия", содержащей признаки нарушения ст.ст. 8, 9 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии представителей:
заявителя - некоммерческого партнерства "Ассоциация Коммуникационных Агентств Ульяновской области" (далее - НП "АКАУ"), расположенного по адресу: 432071, г. Ульяновск, пер. Робеспьера, д. 2/79, оф. 74, - представитель не явился, о месте и времени рассмотрения дела партнерство извещено надлежащим образом;
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - индивидуального предпринимателя Морозовой Елены Александровны (далее - ИП Морозова Е.А.), зарегистрированной по адресу: 433508, Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Хмельницкого, д. 90, кв. 3, - <О_> (доверенность от 11.09.2012, паспорт), установила:
По заявлениям НП "АКАУ" Ульяновским УФАС России определением от 20.08.2012 по факту распространения рекламы кафе "Италия", размещенной в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 23 (60) от 27.06.2012 и N 24 (61) от 04.07.2012, возбуждено дело N 8931/05-2012 по признакам нарушения ст.ст. 8, 9 Федерального закона "О рекламе". К участию в деле в качестве заявителя привлечено НП "АКАУ", в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, - учредитель газеты "ПОЗИТИВ Димитровград" <М_> зарегистрированная в качестве индивидуального предпринимателя. Рассмотрение дела назначено на 18.09.2012.
Представитель НП "АКАУ" на рассмотрение дела 18.09.2012 не явился, от партнерства поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя партнерства (исх. N 43 от 04.09.2012, вх. N 7864 от 07.09.2012).
Морозова Е.А. на заседание Комиссии 18.09.2012 не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Из представленных Морозовой Е.А. документов (вх. N 8092 от 14.09.2012) следует, что рекламодателем рассматриваемой рекламы, согласно договору о предоставлении рекламно-информационных услуг от 06.06.2012, заключенному ИП Морозовой Е.А., является индивидуальный предприниматель Арустамян К.В. (далее - ИП Арустамян К.В.), однако указанный договор не содержит иных данных о предпринимателе (имя, отчество, адрес места регистрации, идентификационный номер налогоплательщика и др.).
Определением от 18.09.2012 рассмотрение дела N 8931/05-2012 приостановлено до установления места регистрации ИП Арустамяна К.В. - лица, заказавшего изготовление и распространение рекламы, а также иных сведений в отношении предпринимателя.
Ульяновским УФАС России в адрес Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ульяновской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 7 по Ульяновской области) направлен запрос (исх. N 6614-05 от 20.09.2012) с целью установления места регистрации ИП Арустамяна К.В. Однако из ответа Межрайонной ИФНС России N 7 по Ульяновской области (исх. N 08-25/21106 от 02.10.2012, вх. N 8782 от 08.10.2012) следует, что сведения в отношении Арустамяна К.В. в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей местного и федерального уровня отсутствуют.
Определением от 23.10.2012 производство по делу N 8931/05-2012 возобновлено, рассмотрение дела назначено на 22.11.2012.
Представитель НП "АКАУ" на рассмотрение дела 22.11.2012 не явился, в материалах дела имеется ходатайство (исх. N 69 от 14.11.2012, вх. N 9994 от 20.11.2012) о рассмотрении дела в отсутствие представителя партнерства.
В письменных пояснениях ИП Морозовой Е.А. (исх. N 23 от 31.10.2012, вх. N 9455 от 31.10.2012), а также представителем предпринимателя на рассмотрении дела 22.11.2012 сообщено, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП Арустамян К.В. (ИНН 402808256174, ОГРНИП 304402834900212 от 14.12.2004, выданный ИМНС России по Московскому округу г. Калуги). Переписка с рекламодателем велась по электронной почте, однако до настоящего времени переписка не сохранилась. Оригинал-макет указанной рекламы изготовлен ИП Морозовой Е.А. Представителем предпринимателя также сообщено, что нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе было допущено ИП Морозовой Е.А. неумышленно, а в связи с небольшим опытом на рынке оказания рекламных услуг.
Исследовав материалы дела N 8931/05-2012, заслушав пояснения представителя ИП Морозовой Е.А., Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу кафе "Италия", размещенную в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 23 (60) от 27.06.2012 и N 24 (61) от 04.07.2012, ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующего.
В Ульяновское УФАС России поступили обращения НП "АКАУ" (исх. N 24 от 17.07.2012, вх. N 6064 от 18.07.2012; исх. N 26 от 18.07.2012, вх. N 6065 от 18.07.2012) о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе. В частности, в обращениях указано, что в выпусках газеты "ПОЗИТИВ Димитровград" N 23 (60) от 27.06.2012 и N 24 (61) от 04.07.2012 на странице 11 размещена реклама кафе "Италия", нарушающая, в том числе, ст. ст. 8, 9 Федерального закона "О рекламе".
К обращениям приложены экземпляры газеты "ПОЗИТИВ Димитровград" N 23 (60) от 27.06.2012 и N 24 (61) от 04.07.2012.
Указанная реклама имеет следующее содержание. В верхней части рекламы на полосе красного цвета курсивом белого цвета выполнена надпись "кафе ИТАЛИЯ", рядом с которой приведен фирменный логотип сети пиццерий "Кар-Лионе". В центральной части рекламы, выполненной на фоне оранжевого цвета, слева приведено фотографическое изображение пиццы с отрезанным куском около овощей, зелени и сыра. В центре рекламы шрифтом синего и красного цветов выполнен текст: "Ждем Вас по адресам: пр. Ленина, 23 Б ул. Комсомольская, 112 живая музыка новый интерьер Работает суши-бар "ТОКИО". Правее указанного текста приведено изображение подноса с разложенными на нём суши и роллами, а также с сопутствующими данным блюдам специями и приспособлениями для их употребления. В центральной части рекламы справа приведен выполненный шрифтом синего и красного цветов текст: "при покупке 2-х пицц - в подарок кока-кола (0,33 ж/б); при покупке 2-х роллов на сумму от 500 руб - в подарок холодное пиво постоянным клиентам 5% СКИДКА на пиццу!". В нижней части рекламы на полосе красного цвета шрифтом белого цвета выполнена надпись "БЕСПЛАТНАЯ ДОСТАВКА по тел. 6 62 26, 2 77 77".
Какая-либо иная информация в рекламе не содержится.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В силу п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" информация о кафе "Италия", размещенная в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 23 (60) от 27.06.2012 и N 24 (61) от 04.07.2012, является рекламой, поскольку адресована неопределённому кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования - кафе "Италия", товарам, в нём реализуемым (в том числе дистанционным способом), а также проводимым в нём акциям.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О рекламе" в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно ч. 1 ст. 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" под дистанционным способом продажи товара понимается заключение договора розничной купли-продажи на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
В соответствии с п. 8 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 612, продавец должен до заключения договора розничной купли-продажи предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании (наименовании) продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
В рассматриваемой рекламе товаров (пиццы, роллов), реализуемых дистанционным способом, отсутствуют сведения о продавце этих товаров, что нарушает ст. 8 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии со ст. 9 Федерального закона "О рекламе" в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:
1) сроки проведения такого мероприятия;
2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Однако в нарушение данной нормы закона в рекламе акции по выдаче подарков при покупке двух пицц, при покупке двух роллов, а также при заказе на сумму от 500 рублей отсутствуют информация о сроках проведения данной акции, а также сведения об источнике информации об организаторе этой акции, правилах её проведения, сроках, месте и порядке получения указанных подарков.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч.ч. 6 - 8 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ст.ст. 8, 9 указанного Федерального закона, несут рекламодатель и рекламораспространитель; рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в ч.ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе", в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
В соответствии с п.п. 5, 6 и 7 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводителем - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Ульяновским УФАС России установлено, что имеющийся в материалах дела N 8931/05-2012 договор о предоставлении рекламно-информационных услуг составлен с нарушением норм гражданско законодательства Российской Федерации, и не содержит никаких сведений о лице, заказавшем рекламу кафе "Италия", размещенную в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 23 (60) от 27.06.2012 и N 24 (61) от 04.07.2012. Согласно письму Межрайонной ИФНС России N 7 по Ульяновской области (исх. N 08-25/21106 от 02.10.2012, вх. N 8782 от 08.10.2012), сведения в отношении Арустамяна К.В. в ЕГРИП местного и федерального уровня отсутствуют. Какие-либо документы, свидетельствующие о согласовании оригинал-макета рекламы с её заказчиком, а также об оплате услуг по изготовлению и распространению рекламы в материалах дела отсутствуют. Таким образом, в ходе рассмотрения дела N 8931/05-2012 рекламодатель рекламы кафе "Италия", размещенной в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 23 (60) от 27.06.2012 и N 24 (61) от 04.07.2012, Ульяновским УФАС России не установлен.
Как следует из пояснений ИП Морозовой Е.А., макет рекламы в полном объеме изготовлен ИП Морозовой Е.А.
Следовательно, рекламопроизводителем и рекламораспространителем в данном случае является ИП Морозова Е.А.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" по результатам рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решения и выдает предписания. Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдаются на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей.
Согласно материалам дела N 8931/05-2012, в частности, письменным пояснениям ИП Морозовой Е.А. (исх. N 23 от 31.10.2012, вх. N 9455 от 31.10.2012), рассматриваемая реклама в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" в настоящее время не публикуется, следовательно, распространение ненадлежащей рекламы прекращено.
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона "О рекламе"). Административная ответственность за нарушение ст.ст. 8, 9 Федерального закона "О рекламе" предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать рекламу кафе "Италия", размещенную в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 23 (60) от 27.06.2012 и N 24 (61) от 04.07.2012, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования статей 8 и 9 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать, поскольку распространение ненадлежащей рекламы прекращено.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 05.12.2012.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.И. Спиридонов
Члены Комиссии М.Е. Хлыкина
Т.Ю. Табартов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 8409-05 (опубликовано 10 декабря 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016