Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
от 4 сентября 2014 г. N К14/10
Резолютивная часть объявлена 21.08.2014
Решение в полном объеме изготовлено 04.09.2014
г. Тюмень
Комиссия Тюменского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: Веретенников И.В.- заместитель руководителяуправления,
Члены комиссии: Москвичева О.Н.- начальник отдела,
Кокарев Н.В.- главный специалист-эксперт
рассмотрев дело N К14/10, возбужденное по признакам нарушения администрацией Кулаковского муниципального образования Тюменского района Тюменской области (625526, Тюменская область, Тюменский район, с. Кулаково, ул. Советская, 1) и ООО "Сибгарант" (625001, г.Тюмень, ул. Чернышевского, д. 2Б, корп. 9, оф. 16) ст. 16 Федерального закона РФ от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
в отсутствии лиц, участвующих в рассмотрении настоящего дела, надлежащим образом уведомленных о дате и времени рассмотрения настоящего дела, установила:
В Тюменское УФАС России прокуратурой Тюменского района направлена жалоба гр. Волкова Е.А. (далее также - заявитель) о нарушении администрацией Кулаковского сельского поселения Тюменского района (далее также - Администрация) законодательства о размещении заказов, заключающееся в том, что работы, являющиеся предметом объявленных Администрацией котировок: N 0167300011313000004 (на ремонт пожарного пирса в с. Кулаково), N 0167300011313000003 (на ямочный ремонт автомобильных дорого местного значения по ул. Коклягина, подъезд к почте по ул. 60 лет Октября в с. Луговое), - на момент осмотра указанных объектов 13.08.2013, уже проводились и частично были завершены, несмотря на то, что дата окончания подачи заявок 15.08.2013 г.
На основании изложенного, приказом Тюменского УФАС России от 29.01.2014 г. N 51 в отношении Администрации и ООО "Сибгарант" было возбуждено дело по признакам нарушения ст.16 Закона о защите конкуренции.
В заседаниях Комиссии (28.02.2014, 28.03.2014) представители ответчиков нарушение требований антимонопольного законодательства не признали, пояснив, что все работы выполнялись после заключения контрактов 26.08.2013 г.
Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сведения и документы, заслушав пояснения ответчиков, пришла к следующим выводам.
Кулаковское муниципальное образование Тюменского района обладает статусом сельского поселения.
Администрация Кулаковского муниципального образования Тюменского района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления сельского поселения, наделенной Уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), действовавшего на момент рассматриваемых действий, Администрация выступает муниципальным заказчиком при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов.
В силу ч. 2 ст. 10 Закона о размещении заказов во всех случаях размещение заказа для муниципальных нужд осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о размещении заказов. При этом, применение Закона о размещении заказов обязательно при условии использования средств бюджета, которые направляются на оплату работ (услуг) для муниципальных нужд. В свою очередь, размещение муниципального заказа без проведения публичных процедур может привести к ограничению конкуренции на соответствующем рынке, поскольку такими действиями ограничивается доступ неограниченного круга лиц к размещаемым заказам.
Произвольный выбор контрагентов без проведения процедур, предусмотренных Законом о размещении заказов и обеспечивающих доступ физических и юридических лиц к заказам, размещаемым органами местного самоуправления, приводит или может привести к ограничению конкуренции на соответствующих товарных рынках, поскольку целями Закона о размещении заказов является, в том числе, обеспечение конкуренции.
Так, в соответствии со ст. 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В силу п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Установленный нормой ст. 16 Закона о защите конкуренции запрет ориентирован на органы публичной власти и распространяется на акты и действия указанных органов в сфере публичных правоотношений. Этот запрет преследует цель предотвращения негативного влияния органов власти на конкурентную среду с помощью административных, властных методов воздействия, в том числе путем соглашения с хозяйствующим субъектом.
Пунктом 18 ст. 4 Закона о защите конкуренции для целей соответствующего правового регулирования под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Так, в ходе рассмотрения настоящего дела установлено следующее.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru, извещениями от 06.08.2013 г. Администрация объявила о проведении следующих запросов котировок:
- на выполнение работ по ямочному ремонту автомобильных дорог местного значения по ул. Коклягина, подъезд к почте по ул. 60 лет Октября в с. Луговое (реестровый номер заказа 0167300011313000003); дата и время окончания срока подачи заявок - 15.08.2013 г. в 09:00;
- на выполнение работ по ремонту пожарного пирса в с. Кулаково (реестровый номер заказа 0167300011313000004); дата и время окончания срока подачи заявок -15.08.2013 г. в 09:00.
Согласно представленным Администрацией документам на участие в обоих запросах котировок поступило по 2 заявки:
ООО "ТЕХСТРОЙ" (14.08.2013, 15-40 час.);
ООО "Сибгарант" (15.08.2013, 08-10 час.):
|
Ямочный ремонт |
Ремонт пожарного пирса |
||
Цена контракта |
срок выполнения |
Цена контракта |
срок выполнения |
|
В соответствии с условиями извещения |
270 606,86 |
2 дня |
250 000 |
4 дня |
Предложение ООО "ТЕХСТРОЙ" |
270 606,86 |
2 дня |
250 000 |
4 дня |
Предложение ООО "Сибгарант" |
255 592,61 |
1,5 дня |
234 893,78 |
3 дня |
По результатам рассмотрения данных котировочных заявок (протоколы от 16.08.2013 г.) контракты были заключены 26.08.2013 с ООО "Сибгарант", при этом следует отметить, что условия заключенных контрактов в части сроков выполнения работ не соответствуют условиям котировочных заявок ООО "Сибгарант", поскольку установлены в соответствии с условиями извещений - соответственно 2 и 4 дня вместо 1,5 и 3 дней.
Согласно актам приемки, выполнение работ по обоим контрактам окончено 27.08.2013.
Вместе с тем, из имеющейся в материалах дела видеозаписи, сделанной заявителем с телефона, следует, что по состоянию на 13.08.2013 г. работы по ямочному ремонту уже были выполнены в полном объеме, по ремонту пожарного пирса - частично (проводилась отсыпка щебня). При этом, доказательствами, подтверждающими дату съёмки - 13.08.2013 г. - являются, во-первых, показания лиц с видеозаписи (содержат высказывание о дате съёмки), во-вторых, письменные показания лица, сопровождавшего Волкова Е.А. в поездке, Латыпова Р.С. (письменные объяснения от 27.12.2013 г.), согласно которым, после поездки Волковым Е.А. было принято решение об обращении в прокуратуру с жалобой, которое поступило в прокуратуру Тюменского района 15.08.2013 г. Кроме того, следует отметить, что на видеозаписи отчетливо видно, что подъезд к почте не щебенкой отсыпан, как утверждает Администрация, а имеет асфальтобетонное покрытие.
В заседании комиссии 28.03.2014 представитель ООО "Сибгарант" пояснил, что для выполнения работ по контрактам асфальтобетонную смесь общество закупало у ООО "Дорстрой".
Согласно представленным ООО "Дорстрой" в материалы дела документам: товарная накладная от 30.08.2013 N 1325, счет-фактура N 2418 от 30.08.2014, акт сверки взаимных расчетов между ООО "Сибгарант" и ООО "Дорстрой" за период 01.01.2013-14.08.2014, - в 2013 году ООО "Сибгарант" закупало асфальтобетонную смесь у ООО "Дорстрой" только 30.08.2013 г. в количестве 32 тн.
Между тем, в соответствии с заключенными контрактами (приложения N 1), а также актами о приемке выполненных работ асфальтобетонная смесь требовалась для выполнения работ только по одному контракту - выполнение работ по ямочному ремонту в количестве 7,5 тн. Здесь следует отметить, что в соответствии с ГОСТ 9128-2009 горячие асфальтобетонные смеси хранению не подлежат (укладываются в покрытие сразу после доставки в течение не более 4-х часов после отгрузки заводом-изготовителем).
Таким образом, ООО "Сибгарант" не представлено в материалы дела доказательств тому, что работы, в частности, по выполнению ямочного ремонта выполнялись именно 26-27.08.2013 г.
По утверждению ответчиков, работы по обоим контрактам выполнялись исключительно силами ООО "Сибгарант". Вместе с тем, для выполнения работ только по ремонту пожарного пирса согласно котировочной заявке самого ООО "Сибгарант" требовалось как минимум 3 дня, что свидетельствует о том, что работы по обоим контрактам не могли быть выполнены за 1,5 - 2 дня (26-27.08.2013), как то следует из представленных ответчиками документов.
В свою очередь, без предварительной договоренности Администрации и ООО "Сибгарант" досрочное выполнение работ по указанным котировкам не является разумным и чем-либо оправданным, никак не отвечает интересам общества. Так, представитель ООО "Сибгарант" в заседании Комиссии 28.03.2014 пояснил, что он встречался с главой Администрации Власенко Л.В. с целью осмотра объектов и обсуждения условий выполнения работ (20-21 мин аудиозаписи заседания, прилагается).
Об имевшей место договоренности между Администрацией и ООО "Сибгарант" о выполнении работ по указанным объектам также свидетельствует время подачи заявок участниками, а также их условия в части предложенной цены контракта и сроков выполнения работ.
Так, заявки ООО "ТЕХСТРОЙ" по обоим котировкам поступили первыми 14.08.2013 г. в 15-40. Так как заявки поступили на бумажных носителях, не запечатанных в конверты, то Администрация располагала всеми сведениями о предложениях, сделанных данным участником.
Заявки ООО "Сибгарант" поступили 15.08.2013 в 08-10, то есть непосредственно перед окончанием срока подачи заявок (9-00 час.). Здесь следует отметить, что условия заявок ООО "Сибгарант" незначительно отличались от условий выполнения работ, предложенных ООО "ТЕХСТРОЙ": начальная цена по обоим котировкам снижена на 15 000 руб., сроки выполнения работ по ямочному ремонту уменьшены на 0,5 дня (1,5 дня против 2 дней), по ремонту пожарного пирса - на 1 день (3 дня против 4 дней).
Поскольку по состоянию на 15.08.2013 г. работы ООО "Сибгарант" были частично выполнены, то ответчикам необходимо было обеспечить победу в указанных запросах котировок именно ООО "Сибгарант".
В результате, реализация устного соглашения Администрации и ООО "Сибгарант" привела к вынужденному отказу от участия в котировках иных хозяйствующих субъектов, например, ООО "Еврострой", представителем которого, Волковым Е.А., была направлена жалоба в правоохранительные органы.
В соответствии со ст. 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, указанные факты свидетельствуют о наличии в действиях администрации Кулаковского сельского поселения Тюменского района и ООО "Сибгарант" нарушения ст. 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении устного соглашения при проведении запросов котировок:
- на выполнение работ по ямочному ремонту автомобильных дорог местного значения по ул. Коклягина, подъезд к почте по ул. 60 лет Октября в с. Луговое (реестровый номер заказа 0167300011313000003);
- на выполнение работ по ремонту пожарного пирса в с. Кулаково (реестровый номер заказа 0167300011313000004),-
которые привели к ограничению конкуренции при их проведении.
Таким образом, Комиссия пришла к выводам:
1) о наличии нарушения ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях администрации Кулаковского сельского поселения Тюменского района и ООО "Сибгарант", выразившегося в заключении устного соглашения при проведении указанных запросов котировок;
2) об отсутствии оснований для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений ст. 16 Закона о защите конкуренции в связи с выполнением работ по контрактам;
3) о наличии оснований для передачи материалов дела уполномоченному должностному лицу для принятия решения о возбуждении административного производства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41 частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать в действиях администрации Кулаковского сельского поселения Тюменского района и ООО "Сибгарант" нарушение ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в заключении устного соглашения при проведении запросов котировок:
- на выполнение работ по ямочному ремонту автомобильных дорог местного значения по ул. Коклягина, подъезд к почте по ул. 60 лет Октября в с. Луговое (реестровый номер заказа 0167300011313000003);
- на выполнение работ по ремонту пожарного пирса в с. Кулаково (реестровый номер заказа 0167300011313000004),-
которые привели к ограничению конкуренции при их проведении.
2. Обязательное для исполнение предписание не выдавать в связи с отсутствием оснований для его выдачи.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для принятия решения о возбуждении административного производства.
Председатель Комиссии: И. В. Веретенников
Члены Комиссии: О.Н. Москвичева
Н.В. Кокарев
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 4 сентября 2014 г. N К14/10
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016