Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 11 декабря 2012 г. N 4642/03
Резолютивная часть решения оглашена 30 ноября 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 11 декабря 2012 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области по рассмотрению дел о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
<В_> - председатель Комиссии, руководитель Управления;
<К_> - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
<Ш.> - член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
<О_> - член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
рассмотрев дело N 29 от 05.09.2012 по признакам нарушения <А_> Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
в присутствии:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - <А_>
представителя заинтересованного лица - Общества с ограниченной ответственностью "Зеленая земля" (юридический адрес (место нахождения): 173020, Великий Новгород, ул. Б. Московская, д. 59, к. 2, кв. 156; фактический (почтовый) адрес: 173009, Великий Новгород, ул. Волотовская, д. 7; далее - ООО "Зеленая земля") - <П_> (доверенность N б/н от 20.09.2012), установила:
30.07.2012 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) поступило заявление физического лица Г. о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении на территории Великого Новгорода по адресу: ул. Великая, д. 2 наружной рекламы риелторской компании "PresidentRC" (вх. N 4612э от 30.07.2012 Новгородского УФАС России; далее - Заявление).
Из Заявления и дополнений к нему (вх. N 4982э от 14.08.2012 Новгородского УФАС России) следует, что данная реклама содержит в себе не соответствующие действительности сведения о возможности приобретения определенного товара, а именно - "Для наших клиентов дома хоть на Марсе". К Заявлению приложены фотографии вышеуказанной рекламы.
С целью получения и анализа дополнительных доказательств, необходимых для решения вопроса о наличии или отсутствии нарушений законодательства о рекламе по фактам, изложенным в Заявлении, инспекцией Новгородского УФАС России 30.07.2012 была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе на территории Великого Новгорода, по результатам которой составлен Акт N 8 от 10.08.2012. Проверка осуществлялась с применением цветного фотоаппарата Canon PowerShot A530.
В результате проведенной проверки и анализа полученных фотографий были установлены следующие факты.
На рекламной конструкции (плакате), расположенной на металлическом ограждении (заборе) у дома N 2 по улице Великая в Великом Новгороде, размещена реклама следующего содержания: "РИЭЛТОРСКИЕ ЮРИДЧЕСКИЕ УСЛУГИ President Realtor Company Для наших клиентов дома хоть на Марсе! 8(8162)77 44 59 8 952 48 333 33 www.presidentrc.ru". При этом текст рекламы сопровождается изображением поверхности планеты красного цвета и силуэтов многоэтажных зданий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (далее - Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о возможности приобретения товара в определенном месте.
Содержащаяся в указанной рекламе текстовая и графическая информация создает впечатление о возможности приобретения определенного товара - объектов недвижимости (домов) - на одной из планет Солнечной системы - Марсе, что очевидно не соответствует действительности, поскольку каких-либо поселений людей на поверхности Марса нет.
Кроме того, в указанной рекламе приведены контактные данные, которыми могут воспользоваться потребители рекламы, заинтересованные в получении рекламируемых услуг риелторской компании "PresidentRC", в частности телефонный номер 8 (816 2) 77 44 59.
Между тем, как следует из информации, размещенной на сайте в сети "Интернет" по адресу, который также указан в рассматриваемой рекламе: www.presidentrc.ru, лица, заинтересованные в услугах риелторской компании "PresidentRC", могут получить интересующую их информацию по телефонному номеру 8 (816 2) 76 44 59, а не 8 (816 2) 77 44 59.
При этом из информации, представленной Новгородским филиалом ОАО "Ростелеком" (173001, Великий Новгород, ул. Людогоща, д. 2), следует, что телефонный номер 8 (816 2) 77 44 59 зарегистрирован за ЗАО "Спорттовары" (ИНН 5321035910) и установлен по адресу: Великий Новгород, ул. Псковская, д. 38.
Из информации, представленной ЗАО "Спорттовары" (исх. N 28 от 30.08.2012), следует, что указанная организация не занимается оказанием риелторских услуг, ничего не знает об обстоятельствах изготовления и распространения данной рекламы и не является ее рекламодателем.
В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
Учитывая изложенное, содержащиеся в рассматриваемой рекламе сведения о контактных данных (телефонном номере) лица, оказывающего рекламируемые услуги, не соответствуют действительности.
Таким образом, реклама услуг риелторской компании "PresidentRC", распространенная в июле 2012 года на рекламной конструкции (плакате), расположенной на металлическом ограждении (заборе) у дома N 2 по улице Великая в Великом Новгороде, содержит признаки нарушения пунктов 3, 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части несет рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе).
Из информации, размещенной на сайте в сети "Интернет" по адресу, который указан в рассматриваемой рекламе: www.presidentrc.ru, следует, что лицом, оказывающим рекламируемые услуги под коммерческим обозначением "PresidentRC" (President Realtor Company), является ООО "Зеленая земля".
Из информации, представленной ООО "Зеленая земля" (вх. N 6064 от 28.09.2012 Новгородского УФАС России), следует, что рекламодателем рассматриваемой рекламы указанная организация не является.
Так, макет рекламы был разработан и ее изготовление было заказано физическим лицом - <А_> что подтверждается Нарядом на изготовление рекламного изображения N И12-07 18 от 04.07.2012 (широкоформатная печать баннера 6х1,25 м). Таким образом, рекламодателем спорной рекламы является <А_> в действиях которой и содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе.
Из письменных объяснений <А_> по настоящему делу (вх. N 6837 от 30.10.2012, вх. N 7613 от 30.11.2012 Новгородского УФАС России) и устных пояснений данных ею, на заседании Комиссии по рассмотрению дела, следует, что именно она, а не ООО "Зеленая земля" является рекламодателем спорной рекламы услуг риелторской компании "PresidentRC". Данное обстоятельство подтверждается Нарядом на изготовление рекламного изображения N И12-07 18 от 04.07.2012, а также макетом рекламы в формате.cdr, который изготовила <А_> Целью размещения данной рекламы являлось привлечение внимания клиентов для оказания посреднических услуг по покупке и продаже недвижимости. Оказанием этих услуг занимается как ООО "Зеленая земля", так и <А_> самостоятельно, поскольку она недавно зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя. ООО "Зеленая земля" и <А_> связаны партнерскими отношениями при осуществлении риелторской деятельности, поэтому <А_> имела заинтересованность в распространении рассматриваемой рекламы.
Макет рекламы был передан для изготовления рекламного плаката (баннера) индивидуальному предпринимателю <П_> Распространением изготовленного ИП <П_> рекламного материала (размещением плаката на металлическом ограждении (заборе) у дома N 2 по улице Великая в Великом Новгороде) <А_> занималась самостоятельно.
Вместе с тем, <А_> не считает распространенную ею рекламу ненадлежащей и содержащей недостоверные сведения.
Так, в рассматриваемой рекламе подразумевается приобретение недвижимости в населенных пунктах (деревнях, поселках и селах) под названием Марс, расположенных на территории Российской Федерации (в Московской, Брянской, Орловской, Нижегородской, Кировской, Курганской областях, республике Башкортостан).
То есть речь идет о приобретении недвижимости в Российской Федерации. Нельзя исключать возможности работы с клиентами, которые желают продать или купить недвижимость в одном из указанных населенных пунктов.
Фоном, на котором был размещен текст рекламы, была выбрана поверхность планеты Земля (спящий вулкан Mauna Kea - самая высокая точка Гавайских островов, США).
То есть изображение поверхности красного цвета создает впечатление о возможности приобретения объектов на планете Земля, так как в рекламе представлено изображение поверхности Земли, а не другой планеты.
Кроме того, из информации, размещенной в сети "Интернет" (сайты www.lunaembassy.ru, www.luna.msk.ru, www.gift-butik.ru), следует, что существует возможность приобретения в частную собственность участков поверхности на планете Солнечной системы Марс. При обращении заинтересованных лиц ООО "Зеленая земля" оказало бы посреднические услуги по сопровождению сделки купли-продажи в отношении таких участков.
Кроме того, ООО "Зеленая земля", при наличии у клиента соответствующих разрешений и технической возможности, готово выполнить работы по строительству малоэтажного здания на участке поверхности Марса, поскольку в соответствии с Уставом вправе осуществлять производство общестроительных работ по возведению зданий всех типов.
По состоянию на настоящее время ни одно лицо не обращалось ни к <А_> ни в ООО "Зеленая земля" за предоставлением подобных услуг и, соответственно, отказов в предоставлении рекламируемых услуг не было.
Что касается указанного в рекламе номера телефона, то действительно в размещенном на металлическом ограждении (заборе) у дома N 2 по улице Великая в Великом Новгороде плакате был ошибочно указан контактный телефон ЗАО "Спорттовары", однако указанная ошибка была обнаружена при непосредственной размещении рекламы и была исправлена <А_> путем заклеивания неверной цифры "7" на цифру "6". На момент обнаружения рекламы сотрудниками Новгородского УФАС России приклеенная цифра "6" была кем-то оторвана, после чего <А_> пришлось снова заклеивать неправильный номер.
ЗАО "Спорттовары" не имеет никаких претензий ни к <А_> ни к ООО "Зеленая земля" по поводу распространения рассматриваемой рекламы.
Присутствующая на заседании Комиссии представитель ООО "Зеленая земля" поддержала вышеизложенные доводы <А_> в полном объеме.
Исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Реклама услуг риелторской компании "PresidentRC", распространенная в июле 2012 года на рекламной конструкции (плакате), расположенной на металлическом ограждении (заборе) у дома N 2 по улице Великая в Великом Новгороде, содержит в себе нарушения пунктов 3, 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку в ней содержатся не соответствующие действительности сведения о возможности приобретения товара в определенном месте и об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
Доводы <А_> о том, что в рассматриваемой рекламе недостоверных сведений не указано, являются несостоятельными, надуманными и опровергаются самим содержанием рекламы.
Так, довод о том, что объектом рекламирования в данном случае являются риелторские услуги по приобретению жилья в населенных пунктах (деревнях, поселках, селах), имеющих наименование Марс и расположенных на территории Российской Федерации, опровергается тем фактом, что в тексте рекламы использован предлог "на" ("Для наших клиентов дома хоть на Марсе!"), а не предлог "в", употребляемый в случаях, когда речь идет о перечисленных населенных пунктах (например, в деревне Марс, в селе Марс, в поселке Марс). Кроме того, текст рекламы сопровождается изображением участка поверхности планеты красного цвета, который расположен не на территории субъектов Российской Федерации, в границах которых находятся перечисленные <А_> населенные пункты, имеющие наименование Марс. Данное изображение участка поверхности, расположенного, как указывает <А_> на Гавайских островах, выполнено и приведено в рекламе таким образом, что, в совокупности с текстовой информацией ("Для наших клиентов дома хоть на Марсе!") и изображением силуэтов многоэтажных зданий, создает впечатление о возможности приобретения определенного товара - объектов недвижимости (домов) - на одной из планет Солнечной системы - Марсе, то есть содержит в себе не соответствующие действительности сведения о возможности приобретения товара в определенном месте.
При этом в рекламе идет речь о возможности оказания посреднических услуг по заключению договоров купли-продажи в отношении именно зданий, сооружений, а не участников поверхности планеты Марс; объектом рекламирования являются "риелторские юридические услуги", а не строительство, возведение жилых домов.
Требование действующего законодательства об отсутствии в рекламе не соответствующих действительности сведений об объекте рекламирования является обязательным и направлено на обеспечение интересов потребителей в части получения объективной и достоверной информации о рекламируемых товарах, работах и услугах, а также на защиту хозяйствующих субъектов от недобросовестной конкуренции.
Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушения пунктов 3, 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе при распространении вышеуказанной рекламы содержатся в действиях лица, определившего ее содержание, и осуществившего ее распространение, то есть рекламодателя и рекламораспространителя данной ненадлежащей рекламы - <А_>
Доказательства прекращения распространения <А_> рассматриваемой ненадлежащей рекламы (в отношении недостоверных сведений о возможности приобретения товара в определенном месте - домов на Марсе) и прекращения нарушения законодательства о рекламе отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным Приказом ФАС России от 28.12.2007 N 453, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу услуг риелторской компании "PresidentRC", распространенную в июле 2012 года на рекламной конструкции (плакате), расположенной на металлическом ограждении (заборе) у дома N 2 по улице Великая в Великом Новгороде, рекламодателем и рекламораспространителем которой является <А_> поскольку в ней нарушены требования пунктов 3, 20 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать рекламодателю и рекламораспространителю - <А_> - обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерация о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Члены Комиссии |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 11 декабря 2012 г. N 4642/03
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016