Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
от 10 сентября 2014 г. N Т02-363/14
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Козлова О.А. |
и.о. заместителя руководителя Управления, председатель Комиссии; |
Даниловская Е.С. |
заместитель начальника отдела контроля органов власти, член Комиссии; |
Ивашова Е.В. |
заместитель начальника отдела контроля естественных монополий, член Комиссии; |
с участием представителя ГУП "ТЭК Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик) Псыщаница Ю.В. по доверенности, Зеленчука Н.М. по доверенности;
в отсутствие представителя: ООО "СПЕЦСТРОЙ" (далее - заявитель) при уведомлении о времени и месте рассмотрении жалобы;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу ООО "СПЕЦСТРОЙ" (вх. от 01.09.2014 N 19982) на действия заказчика ГУП "ТЭК Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик (Организатор торгов)) при проведении открытого запроса предложений на выполнение работ по строительству магистральной тепловой сети (ПИР, СМР) от котельной "Парнас" по Заречной улице до ТК-7 на тепловой сети Ду 600 в месте пересечения с улицей Валерия Гаврилина (извещение N 31401464257, далее - Закупка) заслушав пояснения представителей сторон, установила:
27 августа 2014 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) опубликовано Извещение N 31401464257 о проведении запроса предложений на выполнение работ по строительству магистральной тепловой сети (ПИР, СМР) от котельной "Парнас" по Заречной улице до ТК-7 на тепловой сети Ду 600 в месте пересечения с улицей Валерия Гаврилина (далее - Извещение о закупке), включая аукционную Документацию (далее - Документация).
Положение о закупках ГУП "ТЭК Санкт-Петербурга", утвержденное генеральным директором ГУП "ТЭК Санкт-Петербурга" (далее - Положение о закупках) на момент размещения закупки было опубликовано на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках под номером 1120003513.
Заявитель обжалует действия Заказчика (Организатора торгов) в части установления в Документации о закупке порядка оценки и сопоставления предложений по критерию "качество работ, услуг и (или) квалификация Участника при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг", который:
- исключает возможность участия в закупке организаций, имеющих аналогичный опыт работ по более крупным и технически сложным объектам, но при этом срок сдачи таких объектов был осуществлен в срок три года и более;
- ставит в неравные условия организации, ориентирующиеся на заказы свыше 1 млрд руб. и участников, которые выполняют контракты меньшей стоимостью, но в короткие сроки, так как крупные организации выполняют работы по контрактам, сроки исполнения которых превышают установленный срок документацией;
- может повлечь для участника, с учетом соотношения баллов, весомости того или иного критерия, значительное и экономически неоправданное снижение предлагаемой им цены контракта;
- не учитывает разницу в цене объектов.
Заказчик с доводом жалобы не согласился по основаниям, указанным в возражении на жалобу заявителя ООО "СПЕЦСТРОЙ" (вх. от 01.09.2014 N 19982).
Комиссия УФАС, рассмотрев жалобу, пришла к следующим выводам.
Документы и сведения, представленные Организатором закупки и Заявителем, указывают на следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
Законом N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе и для государственных унитарных предприятий.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
Осуществление Заказчиком закупки способом открытого аукциона в электронной форме установлено в п. 9 Положения о закупке, порядок подготовки и проведения запроса предложений определен п.п. 9.1-9.11.7 Положения о закупках.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с п.п. 12, 13 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны установленные Заказчиком критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
На рассмотрении жалобы по существу по первому доводу жалобы, что Заказчик в Документации о закупке исключает возможность участия в закупке организаций, имеющих аналогичный опыт работ по более крупным и технически сложным объектам представители ГУП "ТЭК Санкт-Петербурга" пояснили, требования к участникам закупки содержатся в разделе 6 Документации о закупке. При этом указанные требования являются общими (например, отсутствие процесса ликвидации участника, отсутствие решения арбитражного суда о признании участника банкротом и об открытии конкурсного производства), не предполагают, непосредственную оценку профессиональных качеств участника на этапе подачи заявки и не исключают возможности участия в закупке организаций, имеющих опыт работ по более или менее крупным и технически сложным объектам, чем строительство магистральных тепловых сетей.
По доводу жалобы, что Заказчик в Документации о закупке ставит в неравные условия организации, ориентирующиеся на заказы свыше 1 млрд. руб. и участников, которые выполняют контракты меньшей стоимостью, но в короткие сроки, так как крупные организации выполняют работы по контрактам, сроки, исполнения которых превышают установленный документацией срок. Представители Заказчика пояснили, что критерии оценки заявок в Документации о закупках разработаны Заказчиком с учетом условий выполнения работ по данной закупке. Например, по показателю "Опыт выполнения работ по строительству магистральных тепловых сетей за 2012- 2014 годы" максимальное количество баллов получит участник, опыт которого в денежном выражении сопоставим или превосходит начальную (максимальную) цену договора. Период, за который оценивается, опыт Участников составляет три года, так как срок выполнения работ по данной закупке составляет примерно три года с момента заключения договора.
По доводу жалобы, что Заказчик в Документации о закупке создает условия, которые могут повлечь для участника, с учетом соотношения баллов, весомости того или иного критерия, значительное и экономически неоправданное снижение предлагаемой им цены контракта. Представители Заказчика пояснили, что цена договора в соответствии с принципом свободы договора, установленном в статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, формируется свободно. Участник закупки самостоятельно предлагает цену контракта исходя из собственных соображений (возможностей) о стоимости предполагаемых работ, экономической выгоды от заключения контракта, а не из соотношения баллов по тому или иному критерию, предполагаемых при оценке заявок участников.
По доводу жалобы, что Заказчик в Документации о закупке не учитывает разницу в цене объектов. Представители Заказчика пояснили, что разница в цене объектов учитывается при оценке такого показателя, как "Опыт выполнения работ по строительству магистральных тепловых сетей за 2012-2014 годы".
На рассмотрении жалобы по существу Комиссия УФАС установила, что ООО "СПЕЦСТРОЙ" не подавал заявку на участие в открытом запросе предложений, а также не обращался в ГУП "ТЭК СПб" за разъяснениями Документации.
Таким образом, доказательства того, что Заказчик в Документации о закупке нарушил основные установленные в законодательстве Российской Федерации правила закупки товаров, работ, услуг, а также предусмотренные Законом N 223-ФЗ принципы, Заявителем не представлены.
При указанных обстоятельствах в действиях Заказчика принципов организации и проведении закупки, установленных Законом N 223-ФЗ не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "СПЕЦСТРОЙ" (вх. от 01.09.2014 N 19982) на действия заказчика ГУП "ТЭК Санкт-Петербурга" при проведении открытого запроса предложений на выполнение работ по строительству магистральной тепловой сети (ПИР, СМР) от котельной "Парнас" по Заречной улице до ТК-7 на тепловой сети Ду 600 в месте пересечения с улицей Валерия Гаврилина извещение N 31401464257, необоснованной.
Председатель Комиссии О.А. Козлова
Члены Комиссии Е.С. Даниловская
Е.В. Ивашова
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 сентября 2014 г. N Т02-363/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016