Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
N 03-16/44-2014 (опубликовано 13 марта 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 24 февраля 2015 года
В полном объеме решение изготовлено 10 марта 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (сокращенное наименование - Карельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<_> |
|
рассмотрев дело N03-16/44-2014, возбужденное в отношении открытого акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы", организационно-правовая форма которого 29 декабря 2014 года была изменена на акционерное общество (пр. Ленина, д. 11в, г. Петрозаводск, 185035, далее - АО "ПКС", ответчик, общество) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в ущемлении интересов филиала ОАО "РЖД" - Трансэнерго Октябрьская дирекция по энергообеспечению (далее - ОАО "РЖД") путем необоснованного введения режима полного прекращения энергоснабжения, принадлежащего ему объекта, в присутствии: представителей по доверенности АО "ПКС"; представителей по доверенности ОАО "РЖД"; представителя по доверенности ООО "Русэнергосбыт", установила:
В адрес Карельского УФАС России поступило заявление ОАО "РЖД" от 01 сентября 2014 года NНТЭЮ11 (вх. от 02 сентября 2014 года N 4595), с жалобой на действияАО "ПКС", выразившиеся в неправомерном введении ограничения режима потребления электрической энергии на объекте, расположенном по адресу: г. Петрозаводск, ул. Северная, д.5 (далее - объект).
В данных действиях заявитель усматривает нарушения Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года N442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" и пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26 марта 2003 года NФ35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N35 - ФЗ).
К указанному заявлению были приложены: договор купли - продажи электрической энергии (мощности) в границах ОАО "Карелэнерго" от 29 апреля 2005 года N64/011-Р/88Д-05 (далее - договор N64/011-Р/88Д-05)с дополнительным соглашением от 01 января 2013 года N3-13, заключенные между ОАО "РЖД" и ООО "Русэнергосбыт"; приложение N4 к указанному договору (приложение N1 к дополнительному соглашению от 01 января 2013 года N3-13, далее - приложение N4); акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 30 августа 2014 года между ОАО "РЖД" и ООО "Русэнергосбыт"; счет фактура от 25 июля 2014 года NК/01000/00000022; платежное поручение от 28 июля 2014 года N58709.
Согласно полученной от АО "ПКС" информации (письмо от 12 сентября 2014 года N105.04-1/2409, вх. от 17 сентября 2014 года N4900) ОАО "РЖД" письмом от 25 октября 2013 года NЭЭД-94/4-8 уведомило АО "ПКС" о расторжении с 01 января 2014 года договора N54/2010 от 2010 года передачи электрической энергии, предложивурегулировать договорные отношения по оказанию услуг напрямую с ООО "Русэнергосбыт" по точкам поставки на границе балансовой принадлежности сетей ОАО "РЖД" и АО "ПКС".Несмотря на неоднократные попытки АО "ПКС" заключить с ООО "Русэнергосбыт" договор на оказание услуг по передаче электрической энергии, он не был заключен, в связи с чем АО "ПКС" пришло к выводу о бездоговорном потреблении электрической энергии ОАО "РЖД".
28 мая 2014 года АО "ПКС" направляет письмо N105.08-1/757 в адрес ООО "Русэнергосбыт", которым уведомляет, что в случае не урегулирования вопроса договорных отношений по передаче электрической энергии в срок до 02 июня 2014 года, в отношении точек поставки потребителей ООО "Русэнергосбыт", 03 июня 2014 года в 11 часов 00 мин. будет введено полное ограничение режима потребления электрической энергии.
04 июня 2014 года на основании задания N105.08-1/65СЛ на отключение потребителя ООО "Русэнергосбыт", адрес: Москва, ул. Ольховская. Д. 27, стр.3, отключен объект по адресу, ул. Северная, д.5 (абонент от подписи отказался).
Электроснабжение объекта было возобновлено 05 июня 2014 года в 16 часов 01 минуту.
По результатам рассмотрения заявления, в соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции приказом Карельского УФАС России от 01 декабря 2014 года N274 было возбуждено дело N03-16/44-2014 по признакам нарушения АО "ПКС"части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
К участию в рассмотрении дела в качестве заявителя было привлеченоОАО "РЖД", в качестве ответчика - АО "ПКС", в качестве заинтересованных лиц: ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ" и ООО "Энергокомфорт. Карельская сбытовая компания" (далее - ООО "Энергокомфорт. Карелия").
Определением председателя комиссии Карельского УФАС России от 03 декабря 2014 года "О назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства N03-16/44-2014 к рассмотрению" настоящее дело было назначено к рассмотрению на 27 января 2015 года в 11 часов 00 минут.Рассмотрение дела состоялось в назначенное время с участием представителей вышеуказанных хозяйствующих субъектов.
При рассмотрении дела 27 января 2014 года представителиподдержали доводы, изложенные в направленных в адрес Карельского УФАС России письмах.
Исследовав и оценив все имеющиеся в деле документы, заслушав пояснения представителей заявителя, ответчика, заинтересованного лица (ООО "Русэнергосбыт") комиссия Карельского УФАС России приходит к следующему.
Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона защите конкуренции).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по данной статье необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав других лиц. Отсутствие одного из элементов состава данного правонарушения исключает возможность признания хозяйствующего субъекта нарушителем антимонопольного законодательства.
В соответствии с абзацем 4 пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 года N30 в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности, осуществляемой субъектами естественных монополий.
Приказом ФСТ России от 16 апреля 2010 года N127-э АО "ПКС", осуществляющее деятельность по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль (раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии"). Следовательно, АО "ПКС" является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей.
Из представленных в материалы настоящего дела документов следует, что в соответствии с договором N64/011-Р/88Д-05, заключенным между ОАО "РЖД" (покупатель) и ООО "Русэнергосбыт" (продавец), последний обязуется подавать в точках поставки электрической энергии (мощности)определенное договором количество электрической энергии (мощности), а покупатель обязуется принимать и оплачивать приобретенную электрическую энергию (мощность).
На основании приложения N1 к договору N64/011-Р/88Д-05 в рамках указанного договора осуществляется поставка электрической энергии на объект ОАО "РЖД", расположенный по адресу: ул. Северная, 5, г. Петрозаводск. При этом ОАО "РЖД" полностью исполняет свои обязательства по оплате стоимости электрической энергии (мощности), подтверждением чего является платежное поручение N58709 на сумму тридцать один миллион триста шестьдесят одна тысяча сто двадцать рублей 98 копеек по счету - фактуре N1/01000/6.3 от 30 июня 2014 года
АО "ПКС" в письме от 12 сентября 2014 года N105.04-1/2409 (вх. от 17 сентября 2014 года N4900) указало, что в период до 01 января 2014 года ООО "Русэнергосбыт" оплачивало услуги по передаче электроэнергии смежной сетевой организации ОАО "РЖД", которое в свою очередь оплачивало услуги по передаче электроэнергии смежной сетевой организации АО "ПКС" (договор от 24 февраля 2010 года N54/2010).
В связи с попыткой изменения схемы договорных отношений ОАО "РЖД" уведомило АО "ПКС" о расторжениис 01 января 2014 года договора от24 февраля 2010 года N54/2010. Из уведомления от 25 октября 2013 года NЭЭД-94/4-8 о расторжении данного договораследует, что договор расторгается в связи с тем, что между ООО "Русэнергосбыт" и ОАО "РЖД" заключен договор N05/14-РЖД-РЭС от 17 октября 2013 года на оказание услуг по передаче электрической энергии, поступившей в сеть ОАО "РЖД" через сети смежных сетевых организаций, в том числе АО "ПКС".
Кроме того, в уведомлении указано, что между ОАО "РЖД" и ООО "Русэнергосбыт" действует договор купли-продажи электрической энергии в котором указано, что ООО "Русэнергосбыт" обязано заключить договор на передачу электрической энергии. В связи с чем АО "ПКС" было предложено урегулировать договорные отношения по оказанию услуг по передаче электрической энергии напрямую с ООО "Русэнергосбыт" по точкам поставки на границе балансовой принадлежности сетей ОАО "РЖД" и АО "ПКС".
В материалы настоящего дела АО "ПКС" представило доказательства предпринятых им безрезультатных мер к урегулированию отношений по передаче электрической энергии потребителям ООО "Русэнергосбыт" в связи с чем, АО "ПКС" руководствуясь пунктом 121Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года N442 (далее - Основные положения N442) приняло решение о введении ограничения режима потребления электрической энергии на вышеуказанном объекте ОАО "РЖД" и направило в адрес ООО "Русэнергосбыт" уведомление от 28 мая 2014 года N105.08-1/757. При этом доказательства получения ООО "Русэнергосбыт" данного уведомления в материалы дела не представлены.
Письмом от 14 ноября 2014 года N1-06/214 (вх. от 14 ноября 5942) ООО "Энергокомфорт. Карелия" представило в адрес Карельского УФАС России информацию и документы, из которых следует, что между ООО "Энергокомфорт. Карелия" и ООО "Русэнергосбыт" заключен договор купли-продажи электрической энергии N100-1-41-37780-01 от 01 марта 2011 года, по которому отсутствует текущая задолженность по оплате электрической энергии.
ООО "Русэнергосбыт" в адрес Карельского УФАС России представило с письмом от 20 ноября 2014 года Nб/н (вх. от 20 ноября 2014 года N6058) документы и информацию, из которых следует, что ООО "Русэнергосбыт" обязано оплачивать стоимость услуг по передаче электрической энергии в полном объеме в адрес ОАО "РЖД" (Приложение N3 к Протоколу заседания Правления Госкомитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 25 декабря 2013 года N293).
В соответствии с условиями Договора от 01 апреля 2006 года NТР-РЭ ООО "Русэнергосбыт" в период 2013-2014 гг. ежемесячно в полном объеме оплачивает услуги по передаче электрической энергии по всем точкам поставки в адрес сетевой организации - ОАО "РЖД" по единому (котловому) тарифу, утвержденному Постановлением Госкомитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 23 декабря 2011 года N318, что также подтверждается и письмом ОАО "РЖД" в адрес Председателя Госкомитета Республики Карелия по ценам и тарифа от 11 июня 2014 года NНТЭД-1-/5-4.
Кроме того, представитель ООО "Русэнергосбыт" на заседании комиссии Карельского УФАС России 27 января 2015 года указала, что в соответствии с приказом ФСТ от 06 августа 2004 года N20-э/2 потребители (энергосбытовые компании в интересах потребителей) оплачивают по единым (котловым) тарифам услуги по передаче электроэнергии в адрес сетевой организации - "котлодержателя", независимо от того, к сетям какой сетевой организации присоединен потребитель. Сетевые организации, в свою очередь производят взаиморасчеты по индивидуальным тарифам на услуги по передаче электроэнергии, которые сетевые организации оказывают друг другу. Согласно схеме расчетов, за услуги по передачи электрической энергии (утвержденной протоколом заседания правления Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам от 26 декабря 2013 года N293) для АО "ПКС" учтено поступление платежей по единым (котловым) тарифам от ОАО "Карельская энергосбытовая компания" и ООО "Энергокомфорт. Карелия", при этом от ООО "Русэнергосбыт" таких платежей не предусмотрено. На основании указанного, по мнению представителя ООО "Русэнергосбыт", не должно быть договора по передаче электрической энергии между ООО "Русэнергосбыт" и АО "ПКС".
В соответствии с пунктом 2 Основных положений N442 бездоговорное потребление электрической энергии -это самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.
По смыслу указанной нормы бездоговорное потребление электрической энергии имеет три вида: отсутствие договора продаж электрической энергии; отсутствие технологического присоединения; одновременно присутствуют оба признака. Вместе с тем как указано выше в отношении объекта ОАО "РЖД" заключен договор энергоснабжения с ООО "Русэнергосбыт".
В соответствии с пунктом 121 Основных положений N442порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с сетевой организацией в связи с необходимостью введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций определяется в соответствии с Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
В связи с выявлением факта бездоговорного потребления электрической энергии сетевая организация (лицо, не оказывающее услуги по передаче электрической энергии), к объектам электросетевого хозяйства которой технологически присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, обязана обеспечить введение полного ограничения режима потребления такого лица в установленном настоящим пунктом порядке.
При выявлении факта бездоговорного потребления сетевая организация (лицо, не оказывающее услуги по передаче электрической энергии), к объектам электросетевого хозяйства которой технологически присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, составляет в присутствии такого лица или его представителя в соответствии с разделом X настоящего документа акт о неучтенном потреблении электрической энергии, в котором указывает определяемые в соответствии с настоящим пунктом дату и время введения полного ограничения режима потребления в отношении такого лица, а также характеристики энергопринимающих устройств, в отношении которых вводится полное ограничение режима потребления.
При выявлении факта бездоговорного потребления полное ограничение режима потребления вводится незамедлительно, а при необходимости проведения дополнительных мероприятий - не позднее 3 дней со дня выявления такого факта. В случае если бездоговорное потребление выявлено в отношении лица, потребляющего электрическую энергию, которым или в интересах которого заключен и исполняется договор, обеспечивающий поставку ему электрической энергии (мощности), с энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, у которой отсутствует право распоряжения электрической энергией, поставляемой такому лицу, то полное ограничение режима потребления вводится по истечении 30 дней со дня получения таким лицом уведомления сетевой организации, указанного в пункте 57 настоящего документа.
Отмена ограничения режима потребления электрической энергии, введенного в связи с выявлением бездоговорного потребления, выразившегося в потреблении электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии, осуществляется после заключения таким лицом в установленном порядке такого договора.
В отношении энергопринимающих устройств, ограничение режима потребления которыми было введено по причине выявления факта их присоединения к объектам электросетевого хозяйства с нарушением установленного порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям, возобновление режима потребления осуществляется после завершения процедуры их технологического присоединения в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии (мощности), а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
В ходе рассмотрения настоящего дела АО "ПКС" не представило документов, свидетельствующих о соблюдении обществом установленной законодательством и в частности пунктом 121 Основных положений N442 процедуры введения полного ограничения режима потребления электроснабжения объекта, расположенного по адресу: ул. Северная, 5 г.Петрозаводск.
Таким образом, комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению настоящего дела приходит к выводу, что введение ограничения режима потребления электроэнергии в отношении объекта ОАО "РЖД" со стороны АО "ПКС" осуществлено с нарушением порядка, установленного действующим законодательством, что свидетельствует о наличии в действиях АО "ПКС"пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Согласно имеющимся в деле документам АО "ПКС" 05 июня 2014 года осуществило подключение объекта, расположенного по адресу: ул. Северная, 5, г. Петрозаводск, что в силу пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции является основанием для прекращения рассмотрения дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия Карельского УФАС России решила:
1. Признать в действиях АО "ПКС", занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей, нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в ущемлении интересов филиала ОАО "РЖД" - Трансэнерго Октябрьская дирекция по энергообеспечению (далее - ОАО "РЖД") путем введения полного ограничения режима потребления электроэнергии объекта.
2. Рассмотрение дела прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом совершившим такое нарушение.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель комиссии _____________ <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражном суде Республике Карелия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия N 03-16/44-2014 (опубликовано 13 марта 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016