Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 13 декабря 2012 г. N 06-10.1/73-2012
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - Шмакова Т.П., заместитель руководителя Омского УФАС России,
члены Комиссии:
Морозов А.А. - начальник отдела рекламы,
Цынгалова Е.А. - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
Веретельник М.С. - главный специалист-эксперт отдела рекламы,
Невойт Е.А. - специалист-эксперт отдела рекламы,
Ланшаков С.М. - специалист 1 разряда отдела рекламы,
рассмотрев дело N 06-10.1/73-2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения обществом с ограниченной ответственностью "Новый городовой" (далее - ООО "Новый городовой") рекламы бальзама "Ореховый" в газете "Ва-банкъ. Омск" N 47 (146) от 26.11.2012, содержащей признаки нарушения требований пункта 2 части 3 и пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в отсутствие законного представителя ООО "Новый Городовой" <_>
в присутствии <_> (доверенность от 12.11.2012), установила:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области выявлен факт распространения в газете "Ва-банкъ. Омск" N 47 (146) от 26 ноября 2012 года на странице 6 рекламы бальзама "Ореховый" (статья "Бальзам "Ореховый" не упустите время_").
В указанной рекламной статье рассказывается о лечебных свойствах продукта, о его применении при лечении многочисленных заболеваний:
"Бальзам этот "царский" - и омолаживает (10 лет долой!), и кровь очищает, и не только поможет при излечении, но вновь занедужить не даст";
"Меняются времена и люди меняются, а "Бальзам "Ореховый" неизменно вот уже много лет остается одним из самых легендарных и любимых целебных бальзамов. Местные легенды называют бальзам "царским". Помимо уникальной рецептуры, этот бальзам отличает натуральность, чистота и максимальная свежесть сырья";
"И готов он, "царский" бальзам - помощь при гипотиреозе, туберкулезе, простатите, гепатите, псориазе, эпилепсии и всех прочих заболеваний".
Кроме того, в рекламной статье приведены письма физических лиц, которые рассказывают о заболеваниях (глаукома, рак желудка, язва желудка, атеросклероз, простатит, сердечные заболевания), от которых они излечились в результате применения бальзама "Ореховый".
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Информация, указанная в рекламе бальзама "Ореховый", не может быть признана достоверной, так как сведения о его потребительских (лечебных) свойствах не могут быть подтверждены медицинскими исследованиями.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Вместе с тем, бальзам "Ореховый" не зарегистрирован в качестве лекарственного средства, то есть лекарственным средством не является, что исключает возможность указания в рекламе этого продукта на его лечебные свойства.
Анализ содержания рекламной статьи, а также отзывов физических лиц позволяет сделать вывод о том, что внимание потребителей направлено на привлечение внимания к рекламируемому продукту именно как к средству, оказывающему профилактическое и лечебное воздействие.
Таким образом, в рекламе бальзама "Ореховый" содержатся признаки нарушения пункта 2 части 3 и пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 3, пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель.
По информации ООО "Новый городовой", согласно договору N 12/00134 от 15 ноября 2012 года на оказание рекламных услуг, рекламодателем рекламы бальзама "Ореховый" является ИП <_> (Пермская область).
Вместе с тем, нарушение законодательства о рекламе может быть устранено посредством действий, направленных на его устранение как рекламодателем, так и рекламораспространителем.
Согласно выходным данным, издателем газеты "Ва-банкъ. Омск" является ООО "Новый Городовой", которое по определению (пункт 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") является рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Таким образом, ООО "Новый Городовой" как рекламораспространитель может прекратить распространение ненадлежащей рекламы, содержащей указание на лечебные свойства объекта рекламирования и не соответствующие действительности сведения о его потребительских свойствах.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу бальзама "Ореховый", распространенную ООО "Новый городовой" в газете "Ва-банкъ. Омск" N 47 (146) от 26.11.2012, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 и пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "Новый городовой" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Учитывая, что в силу части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 3, пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель, у Омского УФАС России отсутствуют основания для возбуждения дела об административном правонарушении ответственность по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении рекламораспространителя ООО "Новый городовой".
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
по делу N 06-10.1/73-2012
13 декабря 2012 года
г. Омск
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - Шмакова Т.П., заместитель руководителя Омского УФАС России,
члены Комиссии:
Морозов А.А. - начальник отдела рекламы,
Цынгалова Е.А. - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
Веретельник М.С. - главный специалист-эксперт отдела рекламы,
Невойт Е.А. - специалист-эксперт отдела рекламы,
Ланшаков С.М. - специалист 1 разряда отдела рекламы,
на основании своего решения от 13.12.2012 по делу N 06-10.1/73-2012 о признании ненадлежащей рекламы бальзама "Ореховый", распространенной в газете "Ва-банкъ. Омск" N 47 (146) от 26.11.2012, нарушающей требований пункта 2 части 3 и пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, пунктом 3.56.1. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "Новый Городовой" (ИНН 5507213654, ОГРН 1095543030560, место нахождения: Бульвар Победы, 3, офис 3, г. Омск, 644042) в срок до 25 декабря 2012 года прекратить нарушение пункта 2 части 3 и пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", а именно: прекратить распространение рекламы бальзама "Ореховый", содержащей не соответствующие действительности сведения о его потребительских свойствах, а также указание на лечебные свойства объекта рекламирования.
2. ООО "Новый Городовой" представить в Омское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 27 декабря 2012 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 13 декабря 2012 г. N 06-10.1/73-2012
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016