Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
N 08-04-15/02 (опубликовано 13 марта 2015 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), в составе:
Председатель комиссии - заместитель руководителя - Попова Ирина Николаевна;
Члены комиссии: начальник отдела - Коптев Алексей Сергеевич, главный специалист-эксперт - Мороз Светлана Валерьевна
рассмотрев дело N 08-04-15/02 от 16.02.2015 по признакам нарушения Федерального Закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе <> генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Глобал Медиа" (ОГРН 1095190012268 от 26.11.2009, ИНН 5190910477, 183038, г.Мурманск, ул. Привокзальная, д.10, кв.4), установила
Управление Роскомнадзора по Мурманской области в рамках Соглашения об организации взаимодействия и сотрудничества направило в управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области материалы плановой проверки средства массовой информации - альманаха "Первые лица: Власть. Бизнес. Общество" N4(6) от 30.12.2014 г.
В ходе проверки выявлены признаки нарушения статьи 16 Закона о рекламе.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе
реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;
рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;
рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Согласно статье 16 Закона о рекламе, размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы" Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.
В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
В силу статьи 4 Закона о рекламе законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Указанная норма корреспондируется со статьей 16 Закона о рекламе и устанавливает требования к раскрытию информации о специализации периодического печатного издания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием);
под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.
Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в ходе рассмотрения дела были изучены: материалы, представленные Роскомнадзором, альманах "Первые лица: Власть. Бизнес. Общество" N4(6) от 30.12.2014 г. и заслушаны объяснения представителя ООО "Глобал".
Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ N ТУ51-00150 от 28.10.2011 г альманах "Первые лица: Власть.Бизнес.Общество" зарегистрировано как рекламное издание; объём рекламы более 40%.
Из представленных материалов следует, что на обложке альманах "Первые лица: Власть.Бизнес.Общество" N4(6 ) от 30.12.2014 г. отсутствует требуемая информация о специализации средства массовой информации.
Генеральный директор ООО "Глобал" пояснила, что общество не умалчивает о специализации альманаха "Первые лица: Власть.Бизнес.Общество", требуемая информация доводится до читателя в выходных данных альманаха и доступна в других источниках( на сайте издательства ООО "Глобал Медиа" и многочисленных справочниках).
По мнению Общества, издание "Первые лица: Власть.Бизнес.Общество" не сопоставимо с традиционными журналами по своей конструкции и функциональному использованию, т.к. выполнено в виде перекидного календаря, поэтому как таковая обложка отсутствует в самой конструкции издания. Таким образом, место для дублирования информации о специализации на сообщениях и материалах рекламного характера не определено в силу структуры издания- отсутствие обложки.
Общество обязуется предпринять меры для выполнения всех требований статьи 16 Закона о рекламе в следующих выпусках альманаха и определить полосу для размещения информации о специализации альманаха "Первые лица: Власть.Бизнес.Общество".
Одними из целей Закона о рекламе являются реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Потребитель должен быть проинформирован о специализации средства массовой информации, чтобы четко ориентироваться в тематике и принять правильное для себя решение о необходимости приобретения и использования товара.
Информация о возможности уточнения непосредственно в организации и на сайте подробностей о специализации альманаха не заменяет опубликования существенных сведений непосредственно в средстве массовой информации, отсутствие которых способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта.
При таких обстоятельствах Комиссия пришла к выводу о том, что альманах "Первые лица: Власть.Бизнес. Общество", являясь средством массовой информации, специализирующимся на сообщениях и материалах рекламного характера, должен содержать на обложке информацию о специализации в целях доведения достоверной и полной информации до потребителя.
Комиссия признала альманах "Первые лица: Власть.Бизнес.Общество" N4 (6 ) от 30.12.2014 г. ненадлежащим, не соответствующим требованию статьи 16 Закона о рекламе.
В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение статьи 16 Закона возложена на рекламораспространителя и рекламопроизводителя.
Рекламораспространителем и рекламопроизводителем является общество с ограниченной ответственностью "Глобал Медиа" (ОГРН 1095190012268 от 26.11.2009, ИНН 5190910477, 183038, г.Мурманск, ул. Привокзальная, д.10, кв.4).
ООО "Глобал Медиа" является рекламопроизводителем и рекламораспространителем рекламы, лицом, заинтересованным в выходе в свет средства массовой информации альманаха "Первые лица: Власть.Бизнес.Общество", при этом Общество должно соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе и иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
ООО "Глобал Медиа" не представило в материалы дела доказательства, свидетельствующие об объективных причинах невозможности принятия всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства о рекламе.
ООО "Глобал Медиа" уведомлено о рассмотрении дела N 08-04-15/02 надлежащим образом. Определение получено ООО "Глобал" 26.02.2015 г.
Решение оглашено в присутствии генерального директора ООО "Глобал Медиа".
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать средство массовой информации альманах "Первые лица: Власть.Бизнес. Общество" N4(6) от 30.12.2014 г ненадлежащим, поскольку оно не соответствует требованиям статьи 16 Закона о рекламе.
2. Выдать предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства и соблюдения статьи 16 Закона о рекламе.
Резолютивная часть решения объявлена 11 марта 2015 года.
Решение в полном объеме изготовлено 13 марта 2015 года.
Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе по делу
N 08-04-15/02
11.03.2015 года
г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), в составе:
Председатель комиссии - заместитель руководителя - Попова Ирина Николаевна;
Члены комиссии: начальник отдела - Коптев Алексей Сергеевич, главный специалист-эксперт - Мороз Светлана Валерьевна
на основании своего решения от 11.03.2015 по делу N 08-04-15/02 о признании средства массовой информации альманаха "Первые лица: Власть.Бизнес.Общество" N4 (6) от 30.12.2014 г., на обложке которого не содержится информация о специализации, ненадлежащим, не соответствующим требованию статьи 16 Федерального Закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, предписывает:
1. Рекламораспространителю - обществу с ограниченной ответственностью "Глобал Медиа" (ОГРН 1095190012268 от 26.11.2009, ИНН 5190910477, 183038, г.Мурманск, ул. Привокзальная, д.10, кв.4) прекратить нарушение статьи 16 Федерального Закона "О рекламе" от 13.03.06 N 38-ФЗ., и внести данные о специализации альманаха на обложку журнала.
2. Об исполнении предписания и принятых мерах сообщить в УФАС по Мурманской области до 01 апреля 2015 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области N 08-04-15/02 (опубликовано 13 марта 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016