Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
от 10 декабря 2012 г. N 374-10-12
Резолютивная часть решения оглашена "27" ноября 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено "10" декабря 2012 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - О.П. Харченко, заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела, члены Комиссии: А.Ю. Гнедина, начальник отдела естественных монополий, В.В. Шушеначева, ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, рассмотрев дело N 374-10-12 по признакам нарушения Емельяновским районным муниципальным предприятием "Энергосбыт" (663020, Красноярский край, п. Емельяново, ул. Московская, 200) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ОАО "МРСК Сибири") на действия Емельяновского районного муниципального предприятия "Энергосбыт" (далее - ЕРМП "Энергосбыт"), выразившиеся в непредставлении ЕРМП "Энергосбыт" в адрес ОАО "МРСК Сибири" информации, запрошенной ОАО "МРСК Сибири" письмом от 13.04.2012 N 1.3/01/4759-исх, которую сетевая организация обязана раскрывать, согласно Стандартам раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 N 24 (далее - Стандарты раскрытия), и которую ЕРМП "Энергосбыт" не раскрыло, сайт ЕРМП "Энергосбыт" в сети интернет не обнаружен.
Приказом Красноярского УФАС России от 25.09.2012 N 714 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства было возбуждено дело N 374-10-12 по признакам нарушения ЕРМП "Энергосбыт" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением о привлечении лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, к рассмотрению дела N 374-10-12 от 09.10.2012 к участию в рассмотрении дела N 374-10-12 было привлечено негосударственное образовательное учреждение "Институт финансового анализа и аудита" (далее - НОУ "Институт финансового анализа и аудита") (634021, г. Томск, пр. Кирова, 58, стр. 26).
В связи с рассмотрением дела N 374-10-12 Комиссией установлены следующие обстоятельства.
ОАО "МРСК Сибири" письмом от 13.04.2012 N 1.3/01/4759-исх запросило у ЕРМП "Энергосбыт" следующую информацию:
Бухгалтерскую отчетность за 2011 год (формы N 1, N 2 N 3 отчетности);
Структуру и объем затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг) за 2011 год по форме, утвержденной приказом ФСТ России от 02.03.2011 N 56-э;
Об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров (работ, услуг):
- о потерях электроэнергии в сетях сетевой организации за 2011 год в абсолютном и относительном выражении, используемых для целей ценообразования;
- об уровне нормативных потерь электроэнергии на 2012 год, с указанием источника опубликования решений об установлении уровня нормативных потерь;
Об инвестиционных программах (отчет о реализации инвестиционных программ за 2011 год в части исполнения инвестиционных программ из прибыли).
Письмо от 13.04.2012 N 1.3/01/4759-исх было получено ЕРМП "Энергосбыт" 23.04.2012.
В установленный ОАО "МРСК Сибири" срок (десять календарных дней с момента получения запроса) и по истечению одного месяца с момента получения запроса ЕРМП "Энергосбыт" информацию в ОАО "МРСК Сибири" не представило.
Письмом от 15.08.2012 N 187 ЕРМП "Энергосбыт" пояснило, что в соответствии со статьей 8 и 8.1 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Федеральный закон "О естественных монополиях") для публичного раскрытия информации о деятельности ЕРМП "Энергосбыт" предприятием заключен договор N 101 на оказание услуг в области раскрытия информации от 11.03.2010 с НОУ "Институт финансового анализа и аудита" (634021, г. Томск, пр. Кирова, 58, стр. 26).
Также ЕРМП "Энергосбыт" пояснило, что адресом официального сайта является адрес в сети интернет: http://ifaia.ru/subject/elektroset_emelyanovo/. На указанном сайте раскрыта следующая информация: годовая бухгалтерская отчетность; структура и объем затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг); типовой договор на осуществление технологического присоединения; перечень зон деятельности сетевой организации; нормативы технологических потерь электроэнергии; график проведения капитальных ремонтов; тарифы на услуги по передаче электрической энергии; сведения о суммарной мощности и присоединенной максимальной к объектам ТСО.
Из письма ЕРМП "Энергосбыт" от 15.08.2012 N 187 следует, что предприятие оказывало услуги по передаче электрической энергии в 2011 году, истекшем периоде 2012 года.
В соответствии с договором N 101 на оказание услуг в области публичного раскрытия информации от 11.03.2010 ЕРМП "Энергосбыт" передает информацию, а НОУ "Институт финансового анализа и аудита" размещает ее в журнале "Известия энергетики и ЖКХ" и в сети интернет на официальной странице организации по адресу: http://ifaia.ru/subject/elektroset_emelyanovo/.
Письмом от 22.11.2012 N 64 НОУ "Институт финансового анализа и аудита" пояснило, что доменное имя "ifaia.ru" принадлежит НОУ "Институт финансового анализа и аудита" в соответствии с договором 593205/NICD от 19.11.2008 с ЗАО "Региональный Сетевой Информационный Центр". Сайт в сети интернет с указанным доменным именем является сайтом, права на которые принадлежат НОУ "Институт финансового анализа и аудита", и в соответствии с имеющимся локальным нормативно-правовым актом НОУ "Институт финансового анализа и аудита" (приказ от 23.11.2008 N 5) является информационным порталом НОУ "Институт финансового анализа и аудита", эксплуатация которого осуществляется НОУ "Институт финансового анализа и аудита" самостоятельно.
НОУ "Институт финансового анализа и аудита" также пояснило, что НОУ "Институт финансового анализа и аудита" не запрещено создавать адресное пространство (персональные страницы) внутри своего сайта (информационного портала) и передавать по договору такое адресное пространство для использования в качестве сайта или "официального сайта", определение которого не предусмотрено действующим законодательством, иным организациям. Согласно договору N 101 от 11.03.2010 НОУ "Институт финансового анализа и аудита" оказывает услуги по предоставлению адресного пространства для создания "официального сайта" и услуги по размещению информации на таком "официальном сайте".
На заседании комиссии (которое состоялось 27.11.2012) представитель ОАО "МРСК Сибири" пояснил, что ЕРМП "Энергосбыт" представило запрашиваемую письмом от 13.04.2012 N 1.3/01/4759-исх информацию в полном объеме 16.11.2012 (N 1.3/7906-вх).
Учитывая изложенное, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона "О естественных монополиях" субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно статьи 8.1 Федерального закона "О естественных монополиях" стандарты раскрытия информации должны обеспечивать:
- доступность раскрываемой информации для неограниченного круга лиц, включая особенности раскрытия информации на территориях, на которых отсутствует доступ к сети "Интернет";
- прозрачность деятельности субъектов естественных монополий при производстве регулируемых товаров (выполнении работ, оказании услуг);
- открытость регулирования деятельности субъектов естественных монополий;
- публичность условий реализации регулируемых товаров (работ, услуг) для потребителей (цена, качество, доступность, надежность);
- неограниченность доступа потребителей к регулируемым товарам (работам, услугам);
- публичность при разработке, согласовании, принятии и реализации инвестиционных программ (проектов инвестиционных программ).
На основании пункта 1 статьи 4 Федерального закона "О естественных монополиях" ЕРМП "Энергосбыт" осуществляет деятельность по передаче электрической энергии, которая относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий, следовательно ЕРМП "Энергосбыт" является субъектом естественной монополии.
Для субъектов естественных монополий оптового и розничных рынков электрической энергии такие стандарты раскрытия информации были утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии".
Стандарты раскрытия информации устанавливают требования к составу информации, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.
В силу пункта 2 Стандартов раскрытия субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии с настоящим документом. Под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации.
Согласно пункту 3(2) Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии, являющиеся субъектами естественных монополий, раскрывают информацию путем: а) опубликования в печатных средствах массовой информации, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти; б) размещения на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии и (или) на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий; в) предоставления по письменному запросу потребителей.
Таким образом, порядок и способы раскрытия информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися субъектами естественных монополий, регулируются специальной нормой. Пункт 3 Стандартов раскрытия информации регулирует порядок и способы раскрытия информации иными субъектами рынков электрической энергии и не применяется к субъектам, осуществляющим деятельность в электроэнергетике в качестве субъектов естественных монополий ввиду наличия специальной нормы, регулирующей данный вид отношений.
Стандартами раскрытия информации предусмотрена обязанность субъектов рынка электрической энергии раскрывать поименованную в пункте 9 информацию, в том числе: а) годовую финансовую (бухгалтерская) отчетность; б) структуру и объем затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг).
Годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность подлежит опубликованию в электронных средствах массовой информации, на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июня.
Сведения о структуре и объеме затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг) подлежат опубликованию сетевыми организациями на официальных сайтах указанных организаций или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в печатных средствах массовой информации - ежегодно, до 1 апреля, по формам, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Указанные формы утверждены Приказом ФСТ РФ от 02.03.2011 N 56-э "Об утверждении форм раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, осуществляющими деятельность в сферах деятельности субъектов естественных монополий" (вступило в силу 26.04.2011).
Сетевые организации, помимо предусмотренных в пункте 9 Стандартов раскрытия информации сведений, размещают поименованную в пункте 11 информацию, в том числе: а) о потерях электроэнергии в сетях сетевой организации в абсолютном и относительном выражении по уровням напряжения, используемым для целей ценообразования; б) об уровне нормативных потерь электроэнергии на текущий период с указанием источника опубликования решения об установлении уровня нормативных потерь; в) об инвестиционных программах (о проектах инвестиционных программ) и отчетах об их реализации.
Указанная информация подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежегодно, до 1 марта.
Таким образом, на момент обращения ОАО "МРСК Сибири" предприятие обязано было раскрыть следующую информацию: о потерях электроэнергии в сетях сетевой организации за 2011 год в абсолютном и относительном выражении, используемых для целей ценообразования; об уровне нормативных потерь электроэнергии на 2012 год, с указанием источника опубликования решений об установлении уровня нормативных потерь; об инвестиционных программах (отчет о реализации инвестиционных программ) за 2011 год. В связи с тем, что на момент обращения срок раскрытия бухгалтерской отчетности за 2011 год не истек, а форма, утвержденная приказом ФСТ России от 02.03.2011 N 56-э, вступила в силу после истечения срока раскрытия информации о структуре и объеме затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг) за 2011 год, то ЕРМП "Энергосбыт" на момент обращения ОАО "МРСК Сибири" имело право не раскрывать указанные сведения.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" под страницей сайта в сети интернет понимается часть сайта в сети интернет, доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети интернет. Сайт в сети интернет - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети интернет.
Из пункта пункту 3(2) Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии, являющиеся субъектами естественных монополий, раскрывают информацию путем размещения ее на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии и (или) на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий.
Учитывая изложенное, раскрытие ЕРМП "Энергосбыт" информации на странице сайта НОУ "Институт финансового анализа и аудита", который не является официальным сайтом ЕРМП "Энергосбыт" и выступает информационным порталом НОУ "Институт финансового анализа и аудита", не может свидетельствовать об исполнении ЕРМП "Энергосбыт" обязанности по раскрытию информации в соответствии со Стандартами раскрытия. Указанные действия не обеспечивают доступность раскрываемой информации. В своем заявлении и в письме от 09.11.2012 3 1.3/01.2/15999-исх ОАО "МРСК Сибири" пояснило, что обществом сайт ЕРМП "Энергосбыт" в сети интернет не обнаружен.
Из материалов дела усматривается, что на момент обращения ОАО "МРСК Сибири" о предоставлении информации, которую ЕРМП "Энергосбыт" обязано было раскрывать согласно Стандартам раскрытия, ЕРМП "Энергосбыт" в соответствии со Стандартами раскрытия не раскрывало.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, ЕРМП "Энергосбыт", являясь хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах расположения объектов электросетевого хозяйства ЕРМП "Энергосбыт", злоупотребило доминирующим положением, поскольку не обеспечило ОАО "МРСК Сибири" доступ к информации, предусмотренной Стандартами раскрытия, тем самым ущемило интересы ОАО "МРСК Сибири", поскольку не позволило ОАО "МРСК Сибири" воспользоваться правом на получение информации о деятельности ЕРМП "Энергосбыт", и может ущемить интересы неограниченного круга лиц, что образует состав нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Доказательства, подтверждающие отсутствие у ЕРМП "Энергосбыт" возможности соблюдать требования действующего антимонопольного законодательства Российской Федерации в целях недопущения совершения правонарушения, в материалах дела отсутствуют.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, при отсутствии оснований для прекращения рассмотрения дела и в соответствии со статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать ЕРМП "Энергосбыт" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" по факту непредставления по письменному требованию ОАО "МРСК Сибири" предусмотренной Стандартами раскрытия информации и не исполнения обязанности по раскрытию информации в соответствии со Стандартами раскрытия.
2. Выдать ЕРМП "Энергосбыт" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем раскрытия информации, предусмотренной пунктами 9, 11 Стандартов раскрытия, которую ЕРМП "Энергосбыт" обязано раскрыть на дату вынесения настоящего решения.
3. Передать материалы дела N 374-10-12 о нарушении антимонопольного законодательства должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о применении мер административного реагирования.
Председатель Комиссии О.П. Харченко
Члены Комиссии: А.Ю. Гнедина
В.В. Шушеначева
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
|
Емельяновское районное муниципальное предприятие "Энергосбыт"
663020, Красноярский край, п. Емельяново, ул. Московская, 200
|
ПРЕДПИСАНИЕ N 374-10-12
"10" декабря 2012 года |
г. Красноярск |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - О.П. Харченко, заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела, члены Комиссии: А.Ю. Гнедина, начальник отдела естественных монополий, В.В. Шушеначева, ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 10.12.2012 по делу N 374-10-12 о нарушении Емельяновским районным муниципальным предприятием "Энергосбыт" (далее - ЕРМП "Энергосбыт") (663020, Красноярский край, п. Емельяново, ул. Московская, 200) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
ЕРМП "Энергосбыт" прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в непредставлении по письменному требованию ОАО "МРСК Сибири" предусмотренной Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 N 24 (далее - Стандарты раскрытия), информации и в неисполнении обязанности по ее раскрытию, а именно: раскрыть информацию, предусмотренную пунктами 9, 11 Стандартов раскрытия, которую ЕРМП "Энергосбыт" обязано раскрыть на дату вынесения решения по делу N 374-10-12, в течение четырех месяцев с момента получения настоящего предписания N 374-10-12.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в Красноярское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения путем направления в адрес Красноярского УФАС России надлежащим образом заверенных копий подтверждающих документов.
Председатель Комиссии О.П. Харченко
Члены Комиссии: А.Ю. Гнедина
В.В. Шушеначева
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
no_374-10-12_reshenie.doc
no_374-10-12_predpisanie.doc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 10 декабря 2012 г. N 374-10-12
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016