Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
N 383-10-12 (опубликовано 17 декабря 2012 г.)
Резолютивная часть решения оглашена "22" ноября 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено "30" ноября 2012 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - О.П. Харченко, заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела, члены Комиссии: Я.Ю. Бычкова, начальник отдела контроля размещения государственного заказа, В.В. Шушеначева, ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, рассмотрев дело N 383-10-12 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом "РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод" (далее - ОАО "РУСАЛ Красноярск") (660111, г. Красноярск, ул. Пограничников, 40) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ОАО "МРСК Сибири") на действия ОАО "РУСАЛ Красноярск", выразившиеся в непредставлении ОАО "РУСАЛ Красноярск" в адрес ОАО "МРСК Сибири" информации, запрошенной ОАО "МРСК Сибири" письмом от 13.04.2012 N 1.3/01/4755-исх, которую сетевая организация обязана раскрывать, согласно Стандартам раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 N 24 (далее - Стандарты), и которую ОАО "РУСАЛ Красноярск" не раскрыло.
Приказом Красноярского УФАС России от 25.09.2012 N 705 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства было возбуждено дело N 382-10-12 по признакам нарушения ОАО "РУСАЛ Красноярск" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В связи с рассмотрением дела N 383-10-12 Комиссией установлены следующие обстоятельства.
ОАО "МРСК Сибири" письмом от 13.04.2012 N 1.3/01/4755-исх запросило у ОАО "РУСАЛ Красноярск" следующую информацию:
Бухгалтерскую отчетность за 2011 год (формы N 1, N 2 N 3 отчетности);
Структуру и объем затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг) за 2011 год по форме, утвержденной приказом ФСТ России от 02.03.2011 N 56-э;
Об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров (работ, услуг):
3.1) о потерях электроэнергии в сетях сетевой организации за 2011 год в абсолютном и относительном выражении, используемых для целей ценообразования;
3.2) об уровне нормативных потерь электроэнергии на 2012 год, с указанием источника опубликования решений об установлении уровня нормативных потерь;
Об инвестиционных программах (отчет о реализации инвестиционных программ за 2011 год в части исполнения инвестиционных программ из прибыли).
Указанный запрос был получен ОАО "РУСАЛ Красноярск" 23.04.2012.
В установленный ОАО "МРСК Сибири" срок (десять календарных дней с момента получения запроса) и по истечению одного месяца с момента получения запроса ОАО "РУСАЛ Красноярск" информацию в ОАО "МРСК Сибири" не представило.
Письмом от 27.04.2012 N 6/УД-0365/12 ОАО "РУСАЛ Красноярск" сообщило ОАО "МРСК Сибири" о том, что размещает сведения, предусмотренные Стандартами раскрытия, на сайте в сети интернет с доменным именем: www.energo.rusal.ru/AbautCompane.aspxkraz.
Письмом от 08.08.2012 N 6/УД-0686/12 ОАО "РУСАЛ Красноярск" пояснило, что ОАО "РУСАЛ Красноярск" оказывает услуги по передаче электрической энергии с 01.01.2005.
В силу пункта 2 Стандартов субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии с настоящим документом. Под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации.
На основании пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "РУСАЛ Красноярск" осуществляет деятельность по передаче электрической энергии, которая относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий, следовательно, ОАО "РУСАЛ Красноярск" является субъектом естественной монополии.
Согласно пункту 3(2) Стандартов раскрытия субъекты рынков электрической энергии, являющиеся субъектами естественных монополий, раскрывают информацию путем: а) опубликования в печатных средствах массовой информации, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти; б) размещения на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии и (или) на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий; в) предоставления по письменному запросу потребителей.
Стандартами раскрытия информации предусмотрена обязанность субъектов рынка электрической энергии раскрывать поименованную в пункте 9 информацию, в том числе: а) годовую финансовую (бухгалтерская) отчетность; б) структуру и объем затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг).
Годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность подлежит опубликованию в электронных средствах массовой информации, на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июня.
Сведения о структуре и объеме затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг) подлежат опубликованию сетевыми организациями на официальных сайтах указанных организаций или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в печатных средствах массовой информации - ежегодно, до 1 апреля, по формам, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Указанные формы утверждены Приказом ФСТ РФ от 02.03.2011 N 56-э "Об утверждении форм раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, осуществляющими деятельность в сферах деятельности субъектов естественных монополий".
Сетевые организации, помимо предусмотренных в пункте 9 Стандартов раскрытия сведений, размещают поименованную в пункте 11 информацию, в том числе: а) о потерях электроэнергии в сетях сетевой организации в абсолютном и относительном выражении по уровням напряжения, используемым для целей ценообразования; б) об уровне нормативных потерь электроэнергии на текущий период с указанием источника опубликования решения об установлении уровня нормативных потерь; в) об инвестиционных программах (о проектах инвестиционных программ) и отчетах об их реализации.
Указанная информация подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежегодно, до 1 марта.
Письмом от 08.11.2012 N 6/УД-0996/12 ОАО "РУСАЛ Красноярск" сообщило, что ОАО "РУСАЛ Красноярск" раскрывает информацию, предусмотренную Стандартами на официальном сайте - www.energo.rusal.ru/AbautCompane.aspxkraz. Также ОАО "РУСАЛ Красноярск" пояснило, что сведения о структуре и объеме затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг) за 2011 год размещены на указанном сайте 22.10.2012; сведения о потерях электроэнергии в сетях за 2011 год в абсолютном и относительном выражении, используемых для целей ценообразования - 10.10.2012; сведения об уровне нормативных потерь электроэнергии на 2012 год, с указанием источника опубликования решений об установлении уровня нормативных потерь - 10.10.2012; сведения об инвестиционных программах (отчет реализации инвестиционных программ за 2011 год) - 12.03.2012.
Учитывая изложенное, Комиссия пришла к следующим выводам.
На момент обращения ОАО "МРСК Сибири" (23.04.2012) ОАО "РУСАЛ Красноярск" надлежало раскрыть следующую запрашиваемую информацию, предусмотренную Стандартами: структуру и объем затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг) за 2011 год; о потерях электроэнергии в сетях за 2011 год в абсолютном и относительном выражении по уровням напряжения, используемым для целей ценообразования; об уровне нормативных потерь электроэнергии на 2012 год, с указанием источника опубликования решения об установлении уровня нормативных потерь; об инвестиционных программах (отчет о реализации) за 2011 год.
Из материалов дела усматривается и не отрицается ОАО "РУСАЛ Красноярск", что на момент обращения ОАО "МРСК Сибири" о предоставлении информации, которую ОАО "РУСАЛ Красноярск" обязано раскрывать согласно Стандартам, ОАО "РУСАЛ Красноярск" не раскрыло следующие сведения: о структуре и объеме затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг) за 2011 год; сведения о потерях электроэнергии в сетях за 2011 год в абсолютном и относительном выражении, используемых для целей ценообразования; сведения об уровне нормативных потерь электроэнергии на 2012 год, с указанием источника опубликования решений об установлении уровня нормативных потерь.
На основании изложенного, ОАО "МРСК Сибири" имело возможность получить запрашиваемые сведения только по запросу в адрес ОАО "РУСАЛ Красноярск" и не имело возможности получить их иным образом.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, ОАО "РУСАЛ Красноярск", являясь хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах расположения объектов электросетевого хозяйства ОАО "РУСАЛ Красноярск", злоупотребило доминирующим положением, поскольку не обеспечило ОАО "МРСК Сибири" доступ к информации, предусмотренной Стандартами, тем самым ущемило интересы ОАО "МРСК Сибири", поскольку не позволило ОАО "МРСК Сибири" воспользоваться правом на получение информации о деятельности ОАО "РУСАЛ Красноярск", что образует состав нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Доказательства, подтверждающие отсутствие у ОАО "РУСАЛ Красноярск" возможности соблюдать требования действующего антимонопольного законодательства Российской Федерации в целях недопущения совершения правонарушения, в материалах дела отсутствуют.
ОАО "МРСК Сибири" письмом от 09.11.2012 N 1.3/01.2/15999-исх сообщило, что запрашиваемые ОАО "МРСК Сибири" письмом от 13.04.2012 N 1.3/01/4755-исх сведения представлены ОАО "РУСАЛ Красноярск" в полном объеме в рамках рассмотрения дела N 383-10-12 - 01.11.2012.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, в соответствии со статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать ОАО "РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" по факту непредставления ОАО "МРСК Сибири" сведений, предусмотренных Стандартами, и не раскрытых в соответствии со Стандартами.
Производство по делу N 383-10-12 прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
Предписание по делу N 383-10-12 не выдавать в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства.
Передать материалы дела N 383-10-12 о нарушении антимонопольного законодательства должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о применении мер административного реагирования.
Председатель Комиссии О.П. Харченко
Члены Комиссии: Я.Ю. Бычкова
В.В. Шушеначева
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
no_383-10-12_reshenie.doc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N 383-10-12 (опубликовано 17 декабря 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016