Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 12 марта 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
Камнева Н. П. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Долженкова Е. В. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Филатьева И. Е. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;
рассмотрев жалобу "_" на действия организатора торгов конкурсного управляющего "_" по проведению торгов по продаже имущественного комплекса ООО "Коченевское" (код торгов SBR013-1408190006),
в присутствии:
"_" установила:
В Новосибирское УФАС России поступила жалоба "_" на действия организатора торгов конкурсного управляющего "_" по проведению торгов по продаже имущественного комплекса ООО "Коченевское" (код торгов SBR013-1408190006).
Заявитель сообщает следующее.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 26.03.2013 года ликвидируемый должник ООО "Коченевское" признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден "_".
30.03.2013 года в газете "Коммерсанть" N 55 опубликовано сообщение о признании должника несостоятельным (банкротом), об открытии конкурсного производства
05.02.2014 года конкурсным управляющим были проведены торги имущественного комплекса ООО "Коченевское", признанные несостоявшимися по причине не поступления заявок на участие в торгах.
На повторных торгах имущественный комплекс ООО "Коченевское" также не был реализован ввиду отсутствия заявок на участие в торгах.
При назначении публичных торгов имущества должника ООО "Коченевское" арбитражный управляющий определил начало подачи заявок с 18.08.2014 года. По результатам проведения торгов в форме публичного предложения протоколом от 24.12.2014 года победителем торгов по лоту N 3 (энергосредство ЭС-1 (Эс-1, жатка ленточная зерновая, косилка-плющилка), Универсальный культиватор Rubin Gigant 800S N329102, Сеялка John Deer 730) признана "_".
26.12.2014 года в адрес "_" конкурсным управляющим был направлен проект договора купли-продажи, с предложением о его заключении. Подписанный проект договора в тот же день был направлен в адрес конкурсного управляющего с предложением заключить основной договор купли-продажи по лоту N 3, а также с требованием предоставить возможность ознакомиться с документацией и техническим состоянием имущества ООО "Коченевское", являющимся составляющим Лота N 3 на торгах.
В дальнейшем, на неоднократные запросы "_" конкурсному управляющему, о заключении договора купли-продажи, ответов не последовало. 16.02.2015 года "_"получено письмо от конкурсного управляющего "_" в котором последний указал, что в установленный законом срок конкурсному управляющему поступило заявление организации о намерении воспользоваться преимущественным правом приобретения имущества и указанием о возврате задатка "_"
Заявитель считает, что в действиях конкурсного управляющего усматривается нарушение законодательства по основаниям указанным выше, а также в связи с тем, что согласно пунктам 2, 3 статьи 179 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" преимущественное право приобретения имущества должника имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника. Арбитражный управляющий при продаже указанного в пункте 2 настоящей статьи имущества, а также имущественных прав обязан провести независимую оценку стоимости имущества и имущественных прав и предложить лицам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, приобрести имущество и имущественные права по оценочной стоимости. В случае если указанные лица в течение месяца не заявили о своем желании приобрести имущество и имущественные права, арбитражный управляющий осуществляет реализацию имущества и имущественных прав в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом
Из приведенных норм права следует, что арбитражный управляющий после проведения публичных торгов по продаже предприятия должника обязан предложить лицам с преимущественным правом выкупить его по цене, сформированной на этих торгах. Заявления таких лиц о намерении воспользоваться своим преимущественным правом и приобрести имущественный комплекс должника по предложенной цене могут быть направлены арбитражному управляющему в течение месяца. В силу части 1 статьи 177 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" для целей настоящего Федерального закона под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем пятьдесят процентов общей суммы выручки. Конкурсным управляющим не предоставлены сведения о том, направлялись ли конкурсным управляющим соответствующие уведомления, в соответствующие ли сроки организация предоставила заявление о намерении воспользоваться преимущественным правом, отвечает ли организация, выразившая намерение приобрести имущество ООО "Коченевское", признакам сельскохозяйственной организации. Таким образом, можно сделать вывод о том, что конкурсным управляющим не была соблюдена процедура проведения торгов имущественного комплекса ООО "Коченевское" по частям, предложения о преимущественном праве выкупа соответствующим организациям были направлены значительно позже, или не направлялись вовсе. По мнению заявителя, данными действиями конкурсного управляющего "_"были нарушены права "_"
В своем отзыве конкурсный управляющий "_" сообщил следующее.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 26.03.2013 года по делу А45-1834/2013 должник (Общество с ограниченной ответственностью "Коченевское") признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден "_". Определением арбитражного суда от 30.10. 2014 года по делу А45-1834/2013 срок конкурсного производства продлен до 26.03.2015 года.
По доводам изложенным в жалобе "_" поясняет следующее.
По правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комис-сии при организации и проведении торгов, "_" не является ни ор-ганизатором торгов, ни юридическим лицом. Процедура рассмотрения жалоб в соответ-ствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" отвечает всем признакам административ-но-юрисдикционного процесса. При рассмотрении жалоб по этой статье рассматривается спор участника торгов или лиц, изъявивших желание принять участие в торгах, с одной стороны, и с другой - организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии и (или) оператора электронной площадки. Предписание комиссии об устранении нарушений по-рядка проведения торов и заключения договора является обязательным для исполнения, и такая обязательность охраняется нормами КоАП РФ, устанавливающими ответственность за неисполнение предписания антимонопольного органа. При рассмотрении жалоб по статье 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" исследуется порядок организации и проведения торгов. При исследовании указанных порядков рассматриваются вопросы их соответствия нор-мам, регламентирующим проведение таких торгов.
При этом административно-юрисдикционные процедуры, применяемые антимоно-польными органами, подробно не регламентированы. Пробелы в правовом регулировании административно-юрисдикционной процедуры рассмотрения жалобы по статье 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" восполняются антимонопольным органом путем:
- применения принципов административного процесса;
- применения по аналогии иных процессуальных норм;
- использования правовых позиций, выработанных судебной практикой.
В связи с нарушениями норм Закона о защите конкуренции применяются также спе-цифические административные пресекательно-обеспечительные меры:
- приостановление торгов в случае принятия жалобы на порядок проведения торгов и заключения договора по его итогам до рассмотрения жалобы по существу (пункт 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции");
- выдача предписаний организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи (пункт 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Специфика данных мер связана с тем, что нормами статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" защищаются не общественные отношения в сфере конкуренции, а общественные отношения по проведению торгов.
Применение принципов административного процесса по аналогии позволяет обра-титься к части 1 статьи 1.5 КоАП РФ: лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Обя-занность предоставления доказательств тому, что в действиях должностного или юриди-ческого лица имеются нарушения определенных норм и правил, которые образуют состав административного правонарушения, возложена законом на орган или должностное лицо, принявших решение о привлечении к административной ответственности.
В рассматриваемом случае организатором торгов является не конкурсный управляющий, а специализированная организация ООО "Файф Старс" осуществляющая функции организатора торгов по реализации имущества ООО "Коченевское" (код торгов SBR013 - 1408190006) на открытых торгах в электронной форме на электронной площадке "Сбербанк ACT". Между ООО "Коченевское" и ООО "ФайфСтарс" заключен договор, предметом которого является реализация принадлежащего должнику имущества. В соответствии с условиями заключенного договора действия по продаже имущества на торгах возложены на ООО "Файф Старс".
Поскольку обжалованные "_" действия совершены не конкурсным управляющим, а организатором торгов, действующим на осно-вании договора, заключенного в соответствии с положением о продаже имущества Долж-ника банкрота, Новосибирское УФАС России не может давать правовую оценку действиям лица, не являющегося субъектом обжалуемых действий. Рассмотрение по жалобе подлежит прекращению в по-рядке пункта 1 части 9 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Данная позиция подтверждена сло-жившейся судебной практикой. Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 27.02.2014 года по делу N А56-14502/2013 и Постановлением Тринадцатого арбитражного апел-ляционного суда от 05.11.2013 года по делу N А56-14502/2013 бездействие антимонопольного органа, выразившееся в несвоевременном направлении акционерному обществу отказа в принятии жалобы к рассмотрению, признано незаконным, поскольку представлены дока-зательства того, что в установленный частью 10 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" срок, уведомление об отказе обществу не направлялось. И правоприменительной практикой Федеральной Антимонопольной службы, а именно: решение УФАС по Волгоградской области по жалобе 14-01-18.1 - 03/182 от 8 апреля 2014 года.
Тем не менее, "_" считает необходимым по-яснить фактические обстоятельства заключения договора с субъектом преимущественного права.
30.10.2013 года определением Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-18374/2013 утверждено Положение о поряд-ке, сроках и условиях продажи имущественного комплекса должника - Общества с огра-ниченной ответственностью "Коченевское".
14.11.2013 года с ООО "Файф Старс" за-ключен агентский договор N 71кч, в соответствии с которым ООО "Файф Старс" обязует-ся совершить действия по проведению открытых торгов по продаже имущественного комплекса ООО "Коченевское".
14.12.2013 года в газете "КоммерсантЪ" N 231 организатором торгов было опубликовано сообщение о проведении торгов по продаже имущества ООО "Коченевское" (объявление N 54030159900, стр. 61). Время аукциона: 05.02.2014 года в 10:00 часов (время московское) на электронной площадке "Сбербанк - АСТ". Срок подачи заявок на участие в торгах - с 16.12.2013 года 9:00 по 28.01.2014 года до 14:00.
В соответствии с Протоколом N 1 об определении результатов торгов ООО "Коченевское" от 05.02.2014 года торги по прода-же имущества ООО "Коченевское" (ИНН 5425002444) по Лоту N 1 с начальной ценой 79 546 810 рублей признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок на участие в торгах.
Повторные торги по продаже имущества ООО "Коченевское" назначены на 03.04.2014 года в 10:00 (время московское), срок приема заявок: с 24.02.2014 года 9:00 по 01.04.14 года до 14:00.
В соответствии с Протоколом N 2 об определении результатов торгов ООО "Коченевское" от 01.04.2014 года торги по продаже имущества ООО "Коченевское" (ИНН 5425002444) по Лоту N 1 с начальной ценой 71 592 129 рублей признаны несосто-явшимися по причине отсутствия заявок на участие в торгах. Объявление о признании торгов несостоявшимися было опубликовано в газете "Коммерсант", РИЕ "ИНЯ" и на сайте ЕФРСБ.
02.04.2014 года в адрес залоговых кредиторов: ОАО "Россель-хозбанк" и ОАО "Сбербанк России" были направлены предложения об оставлении пред-мета залога за собой. В настоящее время ответ от ОАО "Россельхозбанк" не получен. 28.04. 2014 года от ОАО "Сбербанк России" получен отказ.
02.06.2014 года в арбитражный суд Новосибирской области конкурсным управ-ляющим было подано ходатайство о внесении изменений в Положение о порядке, сроках и условиях продажи предприятия ООО "Коченевское". Определением по делу
N А45-1834/2013 от 05.08.2014 года арбитражный суд Новосибирской области утвердил из-менения в Положение о продаже в редакции, предложенной конкурсным управляющим. Согласно указанному выше определению:
- пункт 4.1.16 дополнен следующим содержани-ем:
"4.1.16. Преимущественное право приобретения имущества должника, продажа которого осуществляется в порядке, установленном абзацем четвертым пункта 1 статьи 179 Феде-рального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 года N 419-ФЗ), имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельными участками, непосредственно прилегающими к земельному участку должника. В случае отсутствия таких лиц, преимущественное право приобретения имущества должника, которое исполь-зуется в целях сельскохозяйственного производства и принадлежит сельскохозяйственной организации, признанной банкротом, при прочих равных условиях принадлежит сельско-хозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, расположенным в той же местности, где расположена указанная сельскохозяйственная организация, а также соответствующему субъекту Российской Федерации или соответствующему муниципаль-ному образованию".
- пункт 4.1.17 дополнить следующего содержания:
"4.1.17. Для реализации преимущественного приобретения имущества должника лицами, указанными в пункте 4.1.16 настоящего Положения, конкурсный управляющий направля-ет названным лицам предложение о приобретении имущества должника по цене, дей-ствующей в период публичного предложения, в которой поступила заявка от Претендента на приобретение соответствующих лотов, состав которых указан в приложении N 2 к настоящему Положению. Предложение лицам, указанным в пункте 4.1.16 настоящего По-ложения, направляется конкурсным управляющим почтовым отправлением с уведомлени-ем о вручении в течение 5 дней с даты поступления от Претендента заявки на приобрете-ние соответствующего лота. Лица, указанные в пункте 4.1.16 настоящего Положения, вправе заявить о своем желании приобрести имущество должника в течение месяца с даты получения предложения конкурсного управляющего. В случае если о намерении восполь-зоваться преимущественным правом приобретения заявили несколько лиц, имущество должника продается по цене, определенной на торгах (цене, действующей в период пуб-личного предложения, в который поступила заявка от Претендента на приобретение соот-ветствующих лото), лицу, заявление которого поступило арбитражному управляющему первым. В случае, если указанные лица в течение месяца не заявили о своем желании приобрести имущество должника, конкурсный управляющий заключает договор купли-продажи имущества, входящего в соответствующий лот, с Победителем торгов, определя-емого в соответствии с настоящим Положением".
- пункт 4.1.18 дополнить следующего содержания:
"4.1.18. При опубликовании сообщения о торгах по продаже имущества Должника посредством публичного предложения, наряду со сведениями, указанными в абзацах первом и втором настоящего пункта, организатором торгов указываются сведения о порядке реализации преимущественного права приобретения имущества Должника, лицами, указанными в пункте 4.1.16 настоящего Положения".
Организатором торгов ООО "Файф Старс" были назначены торги по продаже имущественного комплекса ООО "Коченевское" посредством публичного предложения на электронной торговой площадке "Сбербанк-АСТ". Срок приема заявок на участие в торгах: с 18.08.2014 года 09:00 по 20.04.2015 года 08:59. Дата подведения итогов торгов: 21.04.2015 года в 10:00. Сообщения о проведении торгов по продаже имущественного ком-плекса ООО "Коченевское" посредством публичного предложения были опубликованы в газете "Коммерсантъ" от 16.08.2014 года N 145 (объявление N 54030197261), в рекламно-информационном еженедельнике "ИНЯ" от 18.08.2014 года и на официальном сайте Едино-го федерального реестра сведений о банкротстве. В объявлениях указано на наличие пре-имущественного права предусмотренного статьей 179 Закона "О несостоятельности (банкрот-стве)".
От организатора торгов поступила информация о состоянии торгов по продаже имущества ООО "Коченевское" на 25.12.2014 года:
"В соответствии с протоколом об определении результатов торгов по продаже имущества ООО "Коченевское" от 24.12.2014 года торги по Лоту N 3 (состав: Энерго-средство ЭС-1 (Эс-1, жатка ленточная зерновая, косилка-плющилка); Сеялка John Deer 730; Универсальный культиватор Rubin Gigant 800S N329102) признаны состоявшимися. Победителем торгов решено признать "_". Цена продажи Лота N 3 составила 2 219 541,06 рублей".
26.12. 2014 года конкурсным управляющим в адрес "_" было направлено письмо (Исх. N 83 кч) с приложением проекта договора купли-продажи, в соответствии с которым договор купли-продажи будет заключен в случае, если лица, обла-дающие преимущественным правом приобретения, не воспользуются им.
Во исполнение Федерального закона N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", а также в соответствии с утвержденным Положением о порядке, сроках и условиях продажи конкурсным управляющим 29.12.2014 года в адрес близлежащих сельскохо-зяйственных организаций направлены уведомления о возможности воспользоваться своим преимущественным правом на приобретение имущества (Лота N 3) Должника.
От ООО "Сиб-Регион" (ИНН 5425003092, Новосибирская область, p.п. Коченево, ул. Лермонтова, д. 3) получено письмо от 28.01.2015 года с уведомлением о намерении вос-пользоваться преимущественным правом приобретения имущества по Лоту N 3. Согласно приложенным документам ООО "Сиб-Регион" является сельскохозяйственной организацией имеющей на праве собствен-ности земельный участок, граничащий с земельным участком ООО "Коченевское".
06.02.2015 года исходящим письмом N 87кч в адрес ООО "Сиб-Регион" было направлено предложение о заключении договора купли-продажи имущества по Лоту N 3 с приложением проекта данного договора.
11.02.2015 года исходящим письмом N 89кч в адрес "_" было направлено письмо с уведомлением о поступлении заявления о намерении воспользоваться преимущественным правом приобретения, а также с просьбой предоставить платежные реквизиты для возврата задатка.
24.02.2015 года с ООО "Сиб-Регион" был заключен договор купли-продажи имущества по Лоту N 3.
05.03.2015 года в адрес "_"было направлено письмо с уведомле-нием о заключении договора купли-продажи имущества по Лоту N 3 с лицом, обладаю-щим преимущественным правом приобретения, пожелавшим реализовать свое право. По-вторно запрошены платежные реквизиты для возврата задатка.
Таким образом, по мнению "_"., его действия полностью соответствуют утвержденному Арбитражным судом Новосибир-ской области Положению о порядке, сроках и условиях продажи имущества ООО "Коче-невское" и внесенным определением Арбитражного суда Новосибирской области измене-ниям в указанный порядок в соответствии абзацем четвертым пункта 1 статьи 179 Фе-дерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N419-ФЗ).
Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
Организатором торгов ООО "Файф Старс" были объявлены публичные торги по продаже имущества ООО "Коченевское" на электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ".
В соответствии с Протоколом об определении результатов торгов в форме публичного предложения с открытой формой предложений о цене по продаже имущества ООО "Коченевское" по лоту N 3 от 24.12.2014 года торги были признаны состоявшимися, определен победитель торгов.
Во исполнение Федерального закона N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", а также в соответствии с утвержденным Положением о порядке, сроках и условиях продажи конкурсным управляющим 29.12.2014 года в адрес близлежащих сельскохо-зяйственных организаций были направлены уведомления о возможности воспользоваться преимущественным правом на приобретение имущества Должника (Лота N 3) по цене, сформированной на торгах.
В установленные сроки ООО "Сиб-Регион" (ИНН 5425003092, Новосибирская область, p.п. Коченево, ул. Лермонтова, д. 3) сообщило о намерении вос-пользоваться преимущественным правом приобретения имущества по Лоту N 3. Согласно приложенным документам ООО "Сиб-Регион" является сельскохозяйственной организацией имеющей на праве собствен-ности земельный участок, граничащий с земельным участком ООО "Коченевское". 24.02.2015 года с ООО "Сиб-Регион" был заключен договор купли-продажи имущества по Лоту N 3.
Таким образом, конкурсный управляющий "_" действовал в соответствии с занодательством.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Новосибирского УФАС России решила:
1. Признать жалобу "_"на действия организатора торгов конкурсного управляющего "_" по проведению торгов по продаже имущественного комплекса ООО "Коченевское" (код торгов SBR013-1408190006) необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 12 марта 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016