Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 12 декабря 2012 г. N 06-03-12/29
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
рассмотрев материалы дела N06-03-12/29 от 06.11.2012 г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии представителей МУП "Редакция газеты "Вечерний Мурманск" <Ч_> по доверенности б/н от 19 ноября 2012 года и <К_> по доверенности б/н от 14.03.2012 г., и в отсутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе индивидуального предпринимателя Нигматуллина Р.С., установила:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области в результате очередного мониторинга рекламы, распространяемой в печатных изданиях г. Мурманска, был выявлен факт распространения рекламы "Бальзам "Алтайский Десятисил" в газете "Вечерний Мурманск" N 100 (5009) от 08.06.2012 год, на стр. 21 с признаками нарушения Федерального Закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе).
В статье "бальзам "Алтайский Десятисил" сказано: "_удивительный бальзам "Десятисил алтайский"- уникальный источник силы и энергии, действенное средство против многих болезней и дарящий жизнь без боли". Далее приводятся письма граждан: "Болели все суставы, особенно коленные, организм был очень слабый. Пропила всего четыре баночки сегодня я сама пришла к вам! Боли в ногах стали гораздо слабее.", "полгода назад мои болезни (ревматизм) артроз плечевых и коленных суставов) довели меня до плачевного состояния. И только благодаря бальзаму "Десятисил" я почувствовала облегчение. Нормализовалась работа кишечника, прошли боли в сердце, отдышка уменьшилась, теперь с легкостью поднимаюсь по лестнице_", "_ у меня бронхиальная астма. Я все время пользовалась ингалятором, иногда даже 6-7 раз в день. После приема бальзама уже через месяц к своему "помощнику" стала обращаться максимум 3 раза в день".
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Рекламная статья "Бальзам "Алтайский Десятисил", размещенная в газете "Вечерний Мурманск" в N 100 (5009) от 08.06.2012 год, на стр. 21, содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве: предназначена для неопределенного круга лиц; преследуют строго заданные цели информирования и продвижение биологически активной добавки к пище - "Бальзам "Алтайский Десятисил", побуждает воспользоваться данным продуктом.
Объектом рекламирования является БАД - "Бальзам "Алтайский Десятисил".
06.11.2012 г. определением о возбуждении дела N 06-03-12/29 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрение дела было назначено на 21.11.12 в 11.30.
В назначенное время индивидуальный предприниматель Нигматуллин Р. С., в действиях которого усматривается нарушение рекламного законодательства, в заседание не явился, ходатайств и писем в адрес УФАС по Мурманской области от предпринимателя не поступало.
21 ноября 2012 года в ходе рассмотрения дела N 06-03-12/29 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) установила, что необходимо получить дополнительные доказательства, позволяющие сделать вывод о наличии либо отсутствии признаков нарушения пунктов 5 и 6 статьи 7 Закона о рекламе.
У рекламодателя и рекламораспространителя были запрошены доказательства достоверности потребительских свойств рекламируемого продукта, указанного в рекламе "Бальзам "Алтайский Десятисил".
В соответствии пунктом 34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 г. N 508, Комиссия определила рассмотрение дела N 06-03-12/29 отложить до 16.30 часов 06 декабря 2012 года, о чем письменно уведомила участников ИП Нигматуллина Р. С. и МУП "Редакция газеты "Вечерний Мурманск".
06 декабря 2012 года Комиссия в том же составе при участии представителя МУП "Редакция газеты "Вечерний Мурманск" <Ч_> по доверенности и в отсутствии ИП Нигматуллина Р. С. объявила перерыв до 11 декабря 2012 года по ходатайству представителя МУП "Редакция газеты "Вечерний Мурманск".
11 декабря 2012 Комиссия в том же составе при участии представителей МУП "Редакция газеты "Вечерний Мурманск" <Ч_> и <К_> в отсутствии ИП Нигматуллина Р. С. (уведомлен надлежащим образом, не получает корреспонденцию) продолжила рассмотрение дела 06-03-12/29.
Согласно представленному МУП "Редакция газеты "Вечерний Мурманск" свидетельству о государственной регистрации N RU.77.99.11.003.Е049527.12.11 от 02.12.2011 и реестру свидетельств о государственной регистрации (в сети Интернет http://fr.crc.ru) продукция "Бальзам "Десятисил Алтайский" является биологически активной добавкой к пище для реализации населению через аптечную сеть и специализированные магазины, отделы торговой сети в качестве биологически активной добавки к пище - источника полифенольных соединений, изготовлен ООО "Амулет здоровья" и соответствует требованиям нормативных документов СанПин, гигиеническим требованиям и ТУ 9197-002-63591373-11.
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив рекламную статью, полагает, что текст рекламного сообщения свидетельствует о намерении рекламодателя привлечь внимание покупателей к рекламируемому продукту именно как к средству лекарственного воздействия на организм человека, т.к. в рекламе содержатся ссылки на конкретные случаи улучшения состояния здоровья человека в результате применения продукта "Бальзам "Алтайский Десятисил".
Рекламная статья "Бальзам "Алтайский Десятисил" содержит высказывания граждан о том, что "Десятисил" обладает лечебным свойством и при его приеме улучшается состояние здоровья при различных заболеваниях, <А_> "Боли в позвоночнике не позволяли мне свободно двигаться. Только благодаря бальзаму "Десятисил" я вновь вернулась к жизни. Пропила 4 баночки _боли в позвоночнике уменьшились, я стала более подвижной", <С_> "_благодаря бальзаму "Десятисил" я почувствовала облегчение, нормализовалась работа кишечника, прошли боли в сердце_"
Согласно пункту 1 и 2 части 1 статьи 25 Закона о рекламе, реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами и содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 года N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" лекарственные средства - это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).
Согласно статье 19 Федерального закона от 22.06.1998 года N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 года N 736 утвержден административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной регистрации лекарственных средств. В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.
Таким образом, закон предусматривает, что именно лекарственные средства могут применяться для профилактики, диагностики и лечения болезни.
"Бальзам "Алтайский Десятисил" отсутствует в государственном реестре лекарственных средств (в сети Интернет http://grls.rosminzdrav.ru).
Указанный в рекламе продукт "Бальзам "Алтайский Десятисил", как лекарственное средство не зарегистрировано, то есть лекарственным средством не является, что исключает возможность указания в рекламе на его лечебное, профилактическое и иное восстановительное воздействие на организм человека, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для распространения иных сведений об указанном продукте, кроме как имеющихся в декларации соответствия и свидетельстве о государственной регистрации на рекламируемый продукт.
Комиссия, изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей МАУ "Редакция газеты "Вечерний Мурманск", участвующих в рассмотрении, приходит к выводу о том, что рекламная статья "Бальзам "Алтайский Десятисил" нарушает требования пунктов 1 и 2 части 1 статьи 25 Федерального Закона о рекламе является ненадлежащей.
Газета "Вечерний Мурманск" зарегистрирована как средство массовой информации, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации П 0663 14.12.1993 г. Учредителем газеты является администрация г. Мурманска, трудовой коллектив редакции газеты.
МАУ "Редакция газеты "Вечерний Мурманск" заключило договор N 30НГ от 04 июня 2012 года с ИП Нигматуллиным Р.С. на оказание услуг по размещение рекламных материалов в газете "Вечерний Мурманск" в соответствии с заявкой клиента.
Предоставленный макет рекламы утвержден ИП Нигматуллиным Р.С. с формулировкой "макет на 08.06.2012 г. утвержден в печать без изменений" и заверен печатью индивидуального предпринимателя.
Акт выполненных работ N 00000611 от 08.06.2012 года подписан и заверен печатью ИП Нигматуллина Р.С. без претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг.
На рассмотрение данного дела ИП Нигматуллин Р.С. не явился, и не представил Комиссии запрашиваемые определением о возбуждении дела N 06-03-12/29 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе документы и письменные объяснения.
ИП Нигматуллина Р.С. пренебрег требованиям Закона о рекламе и сознательно шёл на нарушения Закона о рекламе.
Согласно материалам дела ИП Нигматуллин Роман Сергеевич определил содержание рекламы и сознательно разместил рекламную статью "Бальзам "Алтайский Десятисил" в газете "Вечерний Мурманск" в N 100 (5009) от 08.06.2012 год, на стр. 21 с нарушением пунктов 1,2 части 1 статьи 25 Закона о рекламе. А именно биологически активная добавка к пище позиционировалась в рекламе, как лекарственный препарат, улучшающий состояние здоровья при различных заболеваниях.
Согласно материалам дела заказал публикацию рекламы "Бальзам "Алтайский Десятисил", индивидуальный предприниматель Нигматуллин Р.С., разместил в газете "Вечерний Мурманск" рекламу заказчика МАУ "Редакция газеты "Вечерний Мурманск".
Рекламораспространителем является МАУ "Редакция газеты "Вечерний Мурманск" (ИНН 5190003528, 183032, г. Мурманск, пр. Кольский, д. 9)
В соответствии с пунктом 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пунктов 1,2 части 1 статьи 25 Закона возложена на рекламодателя.
Согласно статье 3 Закона о рекламе под рекламодателем понимается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем является индивидуальный предприниматель Нигматуллин Р.С. (<_>).
ИП Нигматуллин Р.С. имел возможность предотвратить нарушение рекламного законодательства и привести макет в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Доказательств прекращения ненадлежащей рекламы в заседание Комиссии не представлено.
Согласно статье 1 Закона о рекламе одной из целей данного федерального закона является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Требование законодательства не создавать в рекламе впечатление о том, что биологически активные добавки и пищевые добавки являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами, а также способствуют, улучшению состояния в результате их применения, служат целям защиты потребителя от ненадлежащей рекламной информации, и направлено на охрану здоровья потребителя и соблюдения его Конституционных прав.
Несоблюдение требований законодательства о рекламе имеет высокую степень общественной опасности, поскольку создаёт предпосылки для возможных злоупотреблений со стороны рекламодателей, распространяющих продукцию, не имеющую ничего общего с лекарственными препаратами, и подвергает опасности здоровье населения.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать рекламную статью БАД "Бальзам "Алтайский Десятисил" размещенную в газете "Вечерний Мурманск" в N 100 (5009) от 08.06.2012 год, на стр. 21 ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пунктов 1 и 2 части 1 статьи 25 Закона о рекламе.
2. Выдать предписание ИП Нигматуллину Р.С. и МАУ "Редакция газеты "Вечерний Мурманск" о прекращении распространения рекламы с нарушением пунктов 1 и 2 части 1 статьи 25 Закона о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП Нигматуллина Романа Сергеевича.
Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.
Резолютивная часть решения объявлена 11.12. 2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 17.12. 2012 года.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе по делу N 06-03-12/29
17.12.2012 года г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
на основании своего решения от 11.12.2012 года по делу N 06-03-12/29 о признании рекламной статьи: "Бальзам "Алтайский Десятисил" размещенной в газете "Вечерний Мурманск" в N 100 (5009) от 08.06.2012 год, на стр. 21 ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пунктов 1 и 2 части 1 статьи 25, Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, предписывает:
1. Рекламодателю - индивидуальному предпринимателю Нигматуллину Р.С. (<_>) прекратить размещение рекламной статьи и обеспечить соблюдение требований пунктов 1 и 2 части 1 статьи 25 Закона о рекламе".
А именно, исключить возможность рекламирования биологически активные добавки к пище не зарегистрированные как лекарственные средства с указанием в рекламе на их лечебное, профилактическое и иное восстановительное воздействие на организм человека.
2. Исполнить предписание и известить УФАС по Мурманской области до 29 декабря 2012 года.
Предписание оглашено 11.12.2012 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе по делу N 06-03-12/29
17.12.2012 года г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
на основании своего решения от 11.12.2012 года по делу N 06-03-12/29 о признании рекламной статьи: "Бальзам "Алтайский Десятисил" размещенной в газете "Вечерний Мурманск" в N 100 (5009) от 08.06.2012 год, на стр. 21 ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пунктов 1 и 2 части 1 статьи 25, Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, предписывает:
1. Рекламораспространителю - МАУ "Редакция газеты "Вечерний Мурманск" (ИНН 5190003528, 183032, г. Мурманск, пр. Кольский, д. 9) прекратить размещение рекламной статьи "Бальзам "Алтайский Десятисил", с содержанием макета, представленного ИП Нигматуллиным Р.С. и обеспечить соблюдение требований пунктов 1 и 2 части 1 статьи 25 Закона о рекламе".
2. Исполнить предписание и известить УФАС по Мурманской области до 26 декабря 2012 года.
Предписание оглашено 11.12.2012 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 12 декабря 2012 г. N 06-03-12/29
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016