Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
от 10 марта 2015 г. N Т15/45
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее - Комиссия), рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) дело N Т15/45 по жалобе ЗАО "Охтинский завод строительных машин" на действия заказчика - Акционерное общество "Транснефть-Сибирь" при проведении открытого аукциона в электронной форме с квалификационным отбором (реестровый номер закупок на официальном сайте Российской Федерации для размещении информации о закупках отдельными видами юридических лиц www: zakupki.gov.ru: 31502039010) на право заключения договора поставки МТР (02.03.17-ТПР/ОНМ/02.2015 "Вибропогружатель"), установила:
В Тюменское УФАС России 27.02.2015 г. поступила жалоба ЗАО "Охтинский завод строительных машин" о нарушении заказчиком действующего законодательства при проведении открытого аукциона в электронной форме N 31502039010.
В соответствии с ч.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе, на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Соответственно, жалобы на действия указанных лиц подаются в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.
Заявитель обжалует действия заказчика в связи с наличием в закупочной документации положений, не соответствующих требованиям антимонопольного законодательства и влекущих ограничение количества участников закупки.
В частности, исходя из совокупности установленных в аукционной документации характеристик "Вибропогружателя", подлежащего поставке, требованиям заказчика может соответствовать товар только одного производителя- VM220 Delta (Англия). Указанное обстоятельство, по мнению заявителя, исключает возможность участия в закупке хозяйствующих субъектов, способных предложить товар иных производителей, в том числе выпускаемый самим заявителем.
Общество, будучи извещенным надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей на заседание Комиссии не направило, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие его представителей.
В заседание комиссии ответчиком представлены материалы и документы по проведению обозначенного электронного аукциона, а также письменные возражения на жалобу заявителя, согласно которых оспариваемые заявителем положения закупочной документации не противоречат ни действующему законодательству, ни Положению о закупке, которым регламентированы действия заказчика при осуществлении закупок для обеспечения своих нужд.
Помимо прочего, заказчик сообщил, что в установленный извещением о закупке срок (25.02.2015 д. до 09 часов 00 мин) на участие в этапе квалификационного отбора настоящего аукциона поступили заявки от 3 (трех) участников, при этом заявка от ЗАО "Охтинский завод строительных машин" не поступала.
Кроме того, заказчик указал на ошибочность доводов заявителя об ограничении конкуренции при проведении данной закупки, поскольку в документации помимо информации о торговой марке вибропогружателя и описания его характеристик, имеется прямое указание на возможность поставки эквивалента, соответствующего требованиям заказчика.
Комиссия, заслушав представителя ответчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 1 Закона о закупках организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности обязаны при осуществлении закупки товаров, работ, услуг руководствоваться указанным Федеральным законом.
Согласно статье 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение о закупке).
В соответствии со ст. 2 и ч. 3 статьи 3 Закона о закупках для осуществления закупок на основании указанного Закона заказчику необходимо утвердить положение о закупке, в котором могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки.
Решением Совета директоров АО "Транснефть-Сибирь" от 12.12.2014 г. (протокол N 9) было утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг АО "Транснефть-Сибирь", которое со всеми изменениями размещено Обществом в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц (официальный сайт) www: zakupki.gov.ru.
Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность АО "Транснефть-Сибирь" и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для его нужд, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.
17.02.2015 (МСК+2) извещением 31502039010 на официальном сайте заказчиком объявлено о проведении закупки - открытого аукциона в электронной форме с квалификационным отбором (реестровый номер закупок на официальном сайте Российской Федерации для размещении информации о закупках отдельными видами юридических лиц www: zakupki.gov.ru: 31502039010) на право заключения договора поставки МТР (лот 02.03.17-ТПР/ОНМ/02.2015 "Вибропогружатель").
Одновременно с извещением на сайте размещена закупочная документация, в которой были установлены предмет проводимой закупки, порядок подачи и оценки заявок участников закупки, порядок подведения итогов аукциона и определения победителя, а также иные положения, регламентирующие данную публичную процедуру.
В составе закупочной документации содержится Форма 2, необходимая для расчета цены заявки на участие в закупке, при этом в графе - наименование МТР соответствующей таблицы имеется указание на вибропогружатель Delta. Ссылка на указанный вибропогружатель также имеется в описании технических характеристик товара, подлежащего поставке - VM220 Delta (с вертикальным захватом для погружения шпунта).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
При этом, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (ч. 6 статьи 3 Закона о закупках).
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Однако, положения настоящего Закона, (в отличие от Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"), не содержат прямого запрета на указание в документации о закупке на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя.
Соответственно, действия заказчика при указании в закупочной документации на конкретную модель (производителя) вибропогружателя не могут рассматриваться как свидетельствующее о нарушении им действующего законодательства о закупках.
Вместе с тем, в закупочной документации отсутствует информация о невозможности поставки эквивалентной продукции (вибропогружателя иной торговой марки, но с техническими характеристиками, предусмотренными документацией). Наоборот, помимо информации о торговой марке вибропогружателя и описания его характеристик, в форме 2 содержится указание на возможность поставки эквивалента, соответствующего требованиям заказчика и при условии обеспечения заданного качества.
Кроме того, Комиссия, учитывая доводы, изложенные в жалобе заявителя, считает необходимым указать следующее.
Согласно ч. 10 ст. 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган, при этом в число таких лиц входят иные лица, чьи права или законные интересы могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом, основанием подачи жалобы на действия организаторов торгов должно быть нарушенное право заявителя (участника закупки). Нарушение прав может заключаться либо в ограничении доступа к участию в торгах, ввиду неразмещения организатором торгов необходимой информации о порядке проведения торгов, о порядке подачи заявки на участие в данных торгах, либо в виде необоснованного отклонения заявки от участия в торгах или неправильной оценки заявки.
В частности, Закон устанавливает, что лица, не подавшие заявки, имеют право обратиться с жалобой на торги в антимонопольный орган, если их права нарушены действиями (бездействием), которые воспрепятствовали им подать заявку. Именно к такому результату приводят нарушения установленного порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.
При этом лица, не подавшие заявки на торги, должны указать в жалобе на обстоятельства, свидетельствующие о нарушении установленного порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах. Такие лица должны доказать нарушение их прав перечисленными действиями, при этом для соблюдения требований к порядку подачи жалобы заявителем достаточно указания на нарушение порядка.
В рассматриваемом случае жалоба Общества содержит указание на обстоятельства, связанные с наличием в закупочной документации положений, которые, по мнению заявителя, нарушают требования антимонопольного законодательства и ограничивают количество участников закупки.
Вместе с тем, в жалобе не содержится информации о нарушении заказчиком установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении указанной закупки, порядка подачи заявок на участие в аукционе, что в силу ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции является обязательным условием для обжалования в антимонопольный орган действий организатора торгов, лицами не подавшими заявки на участие в торгах.
На нарушения организатором закупки порядка объявления закупки, которые могли бы создать препятствия в реализации права в участии в закупке, Общество не ссылалось, что свидетельствует об отсутствии у заявителя в рассматриваемом случае права на обжалование действий АО "Транснефть-Сибирь" в порядке, предусмотренного статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь частью 1,4, 20 ст.18.1, частями 1 - 4 статьи 41, частями 1, 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ЗАО "Охтинский завод строительных машин" на действия заказчика - АО "Транснефть-Сибирь" при проведении открытого аукциона в электронной форме с квалификационным отбором (реестровый номер закупок на официальном сайте Российской Федерации для размещении информации о закупках отдельными видами юридических лиц www: zakupki.gov.ru: 31502039010) на право заключения договора поставки МТР (02.03.17-ТПР/ОНМ/02.2015 "Вибропогружатель") необоснованной.
В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 10 марта 2015 г. N Т15/45
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016