Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия
от 4 марта 2015 г. N 04-16/ 01-01-15
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель: Р.Р. Плиев - руководитель управления.
Члены Комиссии: М. Э. Бидихова - начальник отдела
контроля органов власти,
рекламы и финансовых рынков.
Е. П. Дмитриева - главный специалист
отдела контроля органов власти,
рекламы и финансовых рынков,
рассмотрев дело N 04-16/01-01-15 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту опубликования Владикавказским муниципальным бюджетным учреждением газетой "Владикавказ" (ОГРН 1021500578990, ИНН: 1502025836) в N 5 газеты "Владикавказ" от 16 января 2015 г., на стр.12 статьи "В Египет, как домой", которая противоречила требованиям статьи 16, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38- ФЗ "О рекламе" (далее Закон о рекламе),
в присутствии представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе
- ВРИО директора ВМБУ газеты "Владикавказ" <_> (приказ N31-к от 26.01.2015 г).
- <_> - представителя ВМБУ газеты "Владикавказ", по доверенности от 04.03.2015 г. установила:
В целях соблюдения хозяйствующими субъектами требований Закона о рекламе произведен обзор рекламных материалов, опубликованных Владикавказским муниципальным бюджетным учреждением газетой "Владикавказ" (далее ВМБУ газета "Владикавказ"). В N 5 ВМБУ газеты "Владикавказ" от 16 января 2015 г., на стр.12 опубликована статья "В Египет, как домой", автор статьи Ольга Датиева. Статья информировала читателей о туристических услугах (реализация путевок в Египет, Бангкок, кредитование путешествий, рассрочка платежа), которые предоставляются компанией "Пегас-туристик".
Директор ВМБУ газеты "Владикавказ" ВРИО <_> не согласилась с выявленным нарушением Закона о рекламе и пояснила: целями указанной статьи был краткий обзор туристических услуг и доведение информации до сведений жителей г. Владикавказ. Статья не содержит ни информации, направленной на привлечение внимания к компании "Пегас-туристик", ни информации, направленной на формирование либо поддержание интереса к компании и продвижении её услуг на рынке. По утверждению Н. В. Галаовой, редакция газеты не нарушила Закон о рекламе.
Комиссия, выслушав доводы представителя ВМБУ газеты "Владикавказ", и рассмотрев представленные материалы, пришла к следующим выводам:
1. Информация, представленная в статье "В Египет, как домой", адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - туристическим услугам, предоставляемым компанией "Пегас-туристик", на формирование или поддержание интереса потребителей рекламы к ним и продвижением их на рынке туристических услуг, что подтверждается наличием в статье следующих фактов:
- указание на конкретное лицо - компания "Пегас-туристик";
- информации, указывающей на условия приобретения туристического продукта - кредитование путешествий, рассрочка платежа, что является привлекательными условиями для потребителя рекламы;
- сведения о ценах на предполагаемые туры ("цены от курса доллара совершенно не страдают);
- информации о туристических турах в Египет, Бангкок, Таиланд;
- указание на конкретное лицо, которое предоставило информацию о деятельности компании "Пегас-туристик", менеджер компании - Мила Фокина.
Согласно статье 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования являлись туристические услуги, предоставляемые компанией "Пегас-туристик". Статья "В Египет, как домой" являлось рекламой туристических услуг.
На основании свидетельства о регистрации средства массовой информации ПИ N10-4734 от 29 мая 2002 ВМБУ газета "Владикавказ" специализируется на публикации материалов общественно- политической тематики и рекламы до 40%. Размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно согласно статьи 16 Закона о рекламе сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы". Статья "В Египет, как домой" не сопровождалась пометкой "реклама", что является нарушением статьи 16 Закона о рекламе.
2. Компания "Пегас-туристик", оказывающая туристические услуги, сообщает о возможности оплаты данных услуг в рассрочку и кредит, то есть содержит предложение, направленное на привлечение внимания лиц, заинтересовавшихся услугами, по предоставлению кредита. При этом рекламная информация не содержит сведения о том, какая именно организация предоставляет кредит. Поскольку статья не содержит наименование или имя лица, оказывающего банковскую услугу, Комиссия считает, что отсутствие данной информации является нарушением требования ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, согласно которой реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
3. Общие требования к рекламе установлены в статье 5 Закона о рекламе, в которой определено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная рекламы не допускаются (часть 1 названной статьи). Подпунктом 4 ст. 3 Закона о рекламе установлено, что ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Учитывая изложенное, рекламная статья "В Египет, как домой" является ненадлежащей рекламой туристических услуг, предоставляемых компанией "Пегас-туристик".
ВМБУ газета "Владикавказ" является лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы, согласно п. 5 статьи 3 Закона о рекламе газета является рекламодателем. На основании части 6 статьи 38 Закона о рекламе за нарушение части 1 статьи 28 несет ответственность рекламодатель - ВМБУ газета "Владикавказ".
ВМБУ газета "Владикавказ" также являлось лицом, осуществившим распространение рекламной статьи путем её опубликования в количестве 3000 экз., следовательно, согласно п.7 статьи 3 Закона о рекламе, газета являлась рекламораспространителем.
На основании части 7 статьи 38 Закона о рекламе за нарушение статьи 16 ответственность несет рекламораспространитель- ВМБУ газета "Владикавказ".
Руководствуясь частью 2 статьи 33, частью 1 статьи 36, частями 6,7 статьи 38 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Комиссия: решила:
1. Признать ненадлежащей рекламой статью "В Египет, как домой", опубликованную в N 5 ВМБУ газеты "Владикавказ" от 16 января 2015 г., на стр.12, по фактам нарушения требований статьи 16, части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
2. Признать ВМБУ газету "Владикавказ" нарушившим требования статьи 16, часть 1 статьи 28 Закона о рекламе.
3. ВМБУ газете "Владикавказ" выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
4. Передать материалы дела должностному лицу отдела контроля органов власти, рекламы и финансовых рынков Северо-Осетинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 13 марта 2015 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Р. Р. Плиев
Члены Комиссии М. Э. Бидихова
Е. П. Дмитриев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия от 4 марта 2015 г. N 04-16/ 01-01-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016