Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 12 марта 2015 г.
Резолютивная часть решения оглашена "11" марта 2015 г
Решение в полном объеме изготовлено "12" марта 2015 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе "_", рассмотрев дело N 235/14, возбужденное в отношении ООО "Крепыш" (г. Новосибирск, проспект К. Маркса, д. 55) по факту размещения у здания, расположенного по адресу: проспект Карла Маркса, д. 55, на переносном штендере информации следующего содержания:
"ХУдЕЕТЕ без денег Выручим _ Деньги под залог золота _ 0% первые 5 дней* _ не является публичной офертой_ Ломбардофф _ Комиссионный магазин золота _ ".", с изображением девушки, с признаками нарушения:
- ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе): в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия,
в отсутствии:
заявителя - физическое лицо "_" (не явился, уведомлен надлежащим образом),
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "Крепыш" - представитель не явился, уведомлен надлежащим образом, установила:
06.08.2014 г. в Новосибирское УФАС России поступило обращение физического лица (вх. N 3862), согласно которому вблизи дома по адресу: проспект К. Маркса, д. 55 расположен щит, на котором размещена реклама ломбарда с использованием нецензурной лексики.
По мнению заявителя, данная рекламная информация содержит признаки нарушения законодательства о рекламе.
Новосибирским УФАС России была проведена проверка, в результате которой установлено следующее.
В связи с поступившим обращением, специалистами Новосибирского УФАС России был осуществлен выезд на место размещения рассматриваемой информации и произведен осмотр конструкции, указанной в обращении (Акт фиксации информации от 07.08.2014 г.).
В результате осмотра установлено, что у здания по адресу: проспект Карла Маркса, д. 55 на переносном штендере размещена информация следующего содержания:
"ХУдЕЕТЕ без денег Выручим _ Деньги под залог золота _ 0% первые 5 дней* _ не является публичной офертой_ Ломбардофф _ Комиссионный магазин золота _ ".", с изображением девушки. При этом, буква "д" в слове "худеете" меньше по размеру остальных слов данного слова и прописана другим шрифтом.
В соответствии с ч.1 ст.3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация направлена на привлечения внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования - юридическому лицу, позиционирующим себя как "Ломбардофф", услугам данной организации, а также условиям предоставления услуг по предоставления денежных средств, что в полной мере соответствует понятию "реклама".
Согласно ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе, в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Ч.6 ст.5 Закона о рекламе (как и другие законодательные акты) не содержит перечня слов (выражений), которые являются бранными и непристойными (нецензурными).
С целью получения, оценки рассматриваемого изображения, Новосибирским УФАС России на официальном сайте антимонопольного органа http://novosibirsk.fas.gov.ru/ в период с 22.09.2014 г. по 26.09.2014 г. был произведен опрос посетителей сайта.
Для опроса было предложено ознакомиться с рассматриваемой рекламной информацией, указать возраст, пол, опрашиваемого участника и ответить на предложенные вопросы: 1) считаете ли Вы, что в рекламе используется бранное слово; 2) считаете ли Вы, что в рекламе используется непристойное выражение
Согласно Сводке опроса, за указанный период в опросе приняло участие 750 участников, в возрасте 18-25 лет - 153 участника (20%), 26-35 лет - 394 участника (53%), 36-45 лет - 143 участника (19%), 46-60 лет - 1 участник (0%); от 61 года - 9 участников (1%).
При этом, 276 опрошенных составили женщины (37%), 474 - мужчины (63%).
Считают, что в рекламе используется бранное слово - 546 опрошенных (73%), "нет" ответило 195 опрошенных (26%) опрошенных лиц, затруднилось ответить 9 (1%) опрошенных лиц.
Считают, что в рекламе используется непристойное выражение - 543 опрошенных (72%), "нет" ответило 194 опрошенных (26%), затруднилось ответить 13 опрошенных (2%).
Таким образом, считают, что в рекламе используется бранное слово - 73% опрошенных, считают, что в рекламе используется непристойное выражение - 72 % опрошенных.
Согласно Толковому словарю русского языка (под ред. С.И. Ожегова), непристойный - предосудительный, крайне неприличный, т.е. не соответствующий, противоречащий правилам приличия, хорошего тона;
нецензурный - неприличный, непристойный; брань - осуждающие и обидные слова; ругань.
В силу ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации", при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использования слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка (в том числе нецензурной брани), за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.
С учетом изложенного, объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе является совокупность всех элементов зрительного воздействия на потребителя - наименование организации, услуги, а также условия, на которых осуществляется выдача денежных средств, привлекающее внимание потребителей не к объектам рекламирования, а, собственно, к изображению фигуристой девушки, держащей в руках денежные купюры, слову "худеете", в контексте оказываемых организацией услуг, и способ написания слова "худеете".
Таким образом, принимая во внимание результаты проведенного опроса, рассматриваемая реклама содержит нарушение ч.6 ст. 5 Закона о рекламе.
В соответствии с ч.6 ст.38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение ч.3 ст.5 указанного Закона несет рекламодатель, т.е. изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно справочной информации сети Интернт и справочника "ДубльГис", деятельность ломбарда по адресу: г. Новосибирск, проспект К. Маркса, д. 55 осуществляет ООО "Крепыш".
При этом, в соответствии с документами, размещенными в помещении ломбарда, деятельность осуществляется ООО "Джон Голд" (ИНН 5408309154).
В соответствии с материалам дела на момент его рассмотрения Комиссией Новосибирского УФАС России рекламная информация демонтирована, в связи с чем основания для выдачи предписания об устранении нарушения законодательства РФ о рекламе отсутствуют.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" N38-ФЗ от 13 марта 2006 г. и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:
1. Признать информацию, размещенную в августе 2014 г. у здания, по адресу: проспект Карла Маркса, д. 55 на переносном штендере следующего содержания: "ХУдЕЕТЕ без денег Выручим _ Деньги под залог золота _ 0% первые 5 дней* _ не является публичной офертой_ Ломбардофф _ Комиссионный магазин золота _ ".", с изображением девушки, ненадлежащей рекламой, поскольку в ней нарушены требования ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе: в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
2. В связи с добровольным устранением нарушения предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 12 марта 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016