Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
от 11 марта 2015 г. N 220/04
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
рассмотрев дело N 220/04 от 11.02.2015 г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения наружной рекламы клуба-ресторана "ChesterPUB", распространяемой в феврале 2015 г. в г. Ростове-на-Дону, содержащей признаки нарушения ч.ч. 6, 10.1 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"),
в отсутствие заявителя, уведомленного о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,
в отсутствие законного представителя ООО "Старый причал", уведомленного о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,
в присутствии представителя ИП <_> по доверенности - <_> (дов. N 03/15 от 10.03.2015 г.), установила:
05.02.2015 г. (вх. N 1661) в Ростовское УФАС России поступило обращение физического лица, в котором сообщается о фактах распространения в феврале 2015 г. в г. Ростове-на-Дону ненадлежащей рекламы клуба-ресторана "ChesterPUB", которая содержит оскорбительные образы.
В связи с изложенным и в целях проверки фактов, изложенных в заявлении, 09.02.2015 г. специалистом Ростовского УФАС России проведено наблюдение за соблюдением обязательных требований законодательства Российской Федерации о рекламе и выявлен рекламный баннер, расположенный на внешней стене здания клуба-ресторана "ChesterPUB" (г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, 1г), с размещенной рекламой вечеринки, приуроченной к празднованию Дня защитника Отечества (23 февраля), содержащей изображение георгиевской ленты, а также цифры 23 и слово февраля, которые по форме выполнены в виде мужского полового органа.
Кроме того, в вышеуказанной рекламе отсутствует указание категории информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее - ФЗ "О защите детей").
Произведено фотографирование рекламы и составлен акт N 1.
В соответствии с ч. 6 ст. 5 ФЗ "О рекламе" в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
В п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ N 58 от 08.10.2012 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" указано, что по делам о привлечении лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 КоАП РФ, за использование ими в рекламе бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений при решении вопроса об отнесении тех или иных слов к числу бранных или образов, сравнений и выражений к числу непристойных (то есть крайне предосудительных и недопустимых ввиду неприличия) и (или) оскорбительных (то есть способных причинить обиду) специальных знаний, как правило, не требуется, в связи с чем неназначение судом соответствующей экспертизы само по себе не является основанием для отмены судебного акта.
В вышеуказанной рекламе сообщается о вечеринках, которые приурочены к празднованию Дня святого Валентина (14 февраля), Дня Защитника Отечества (23 февраля), Международного женского дня (8 марта), то есть о зрелищных мероприятиях.
В соответствии с ч. 10.1 ст. 5 ФЗ "О рекламе" не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями ФЗ "О защите детей", без указания категории данной информационной продукции.
Согласно п. 5 ст. 2 ФЗ "О защите детей" информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет" и сетей подвижной радиотелефонной связи.
В соответствии с п. 3 ст. 2 ФЗ "О защите детей" зрелищное мероприятие - демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.
Вышеназванная реклама является, в том числе, рекламой информационной продукции, распространяемой посредством зрелищного мероприятия, и тем самым данная реклама подпадает под требования, предусмотренные ч. 10.1 ст. 5 ФЗ "О рекламе". Вместе с тем, категория рекламируемой информационной продукции в рекламе не указана, что свидетельствует о наличии в вышеназванной рекламе признаков нарушения ч. 10.1 ст.5 ФЗ "О рекламе".
Таким образом, в вышеуказанной рекламе усматриваются признаки нарушения ч.ч. 6, 10.1 ст. 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с ч.ч. 6, 7 ст. 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований установленных ч. 6 ст. 5 ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель, а за нарушение требований ч. 10.1 ст. 5 ФЗ "О рекламе" - рекламораспространитель.
Установлено, что деятельность в клубе-ресторане "ChesterPUB" осуществляет ООО "Старый причал".
Таким образом, в силу п.п. 5, 7 ст. 3 ФЗ "О рекламе" рекламодателем и рекламораспространителем является ООО "Старый причал".
На основании данных фактов в отношении ООО "Старый причал" возбуждено настоящее дело.
25.02.2015 г. (вх. N 2787) ООО "Старый причал" представило в Ростовское УФАС России письменные пояснения, согласно которым Обществом была сдана в аренду ИП <_> (договор аренды б/н от 12.01.2015 г.) стена фасада здания, находящегося в собственности ООО "Старый причал" по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, 1Г, для установки рекламной конструкции.
Рекламный баннер был установлен 05.02.2015 г. и приурочен к празднованию Дня защитника Отечества 23 февраля. Изображение на макете не было согласовано с ООО "Старый причал" и провисело до 10.02.2015 г.
Представлен договор аренды, а также платежные поручения.
11.03.2015 г. на заседании Комиссии Ростовского УФАС России представитель ИП <_> пояснил, что рекламный макет разрабатывался ей самостоятельно и не согласовывался с ООО "Старый причал", признал вину в нарушении ФЗ "О рекламе" и сообщил, что в настоящее время спорная рекламная конструкция демонтирована. Представлена подтверждающая фотография.
Исходя из представленных в материалы дела пояснений ООО "Старый причал" и ИП <_> можно сделать вывод о том, что рекламодателем и рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является ИП <_> поскольку именно данный хозяйствующий субъект определил объект рекламирования и содержание вышеуказанной рекламы, а также разместил вышеназванную рекламу на внешней стене здания клуба-ресторана "ChesterPUB" (г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, 1г).
Изложенные выше обстоятельства указывают на то, что ООО "Старый причал" является ненадлежащим лицом по настоящему делу.
В соответствии с п. 32 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе Комиссией принято решение о замене ненадлежащего лица ООО "Старый причал" на надлежащее лицо - ИП <_>
Кроме того, с учетом присутствия на заседании Комиссии представителя ИП <_> Комиссия считает возможным не откладывать рассмотрение настоящего дела.
Комиссия Ростовского УФАС России, изучив материалы настоящего дела, выслушав представителя ИП <_> пришла к следующим выводам.
Вышеуказанная реклама, рекламодателем и рекламораспространителем которой является ИП <_> содержит оскорбительные образы и в ней не указана категория рекламируемой информационной продукции. В этой связи такая реклама согласно ст. 3 ФЗ "О рекламе" является ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч.ч. 6, 10.1 ст. 5 ФЗ "О рекламе".
Согласно информации полученной от ООО "Старый причал" и ИП <_> указанная выше реклама в настоящий момент не распространяется, что свидетельствует об отсутствии оснований для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Руководствуясь п.2 ч.1 ст.33, ч.1 ст.36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с п.п. 37-42, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую в феврале 2015 г., расположенную на внешней стене здания клуба-ресторана "ChesterPUB" (г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, 1г), с размещенной рекламой вечеринки, приуроченной к празднованию Дня святого Валентина (14 февраля), Дня Защитника Отечества (23 февраля), Международного женского дня (8 марта), поскольку в ней нарушены требования ч.ч. 6, 10.1 ст. 5 ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ИП <_> не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ростовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 11.03.2015 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 11 марта 2015 г. N 220/04
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016