Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 4 марта 2015 г. N 71-Ж/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Гареевой Д.Ф. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Ушаковой П.А. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Трейд-Фарм" (далее - Заявитель) на действия Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Нязепетровская центральная районная больница" (далее - МБУЗ "Нязепетровская ЦРБ") при проведении электронного аукциона на поставку диагностических наборов для гематологии (изв. N 0369300042815000012) (далее - Аукцион) в присутствии представителя Заказчика, действовавшего на основании доверенности от 02.03.2015 б/н, в отсутствии представителя Заявителя (ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии лица от 03.03.2015). установила:
В Челябинское УФАС России 25.02.2015 поступила жалоба ООО "Трейд-Фарм" на действия Заказчика при проведении Аукциона.
Согласно представленным Заказчиком документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 12.02.2015.
Начальная (максимальная) цена контракта - 69 210 рублей 82 копейки.
Дата и время окончания подачи заявок - 26.02.2015 в 16:20.
На дату принятия настоящего решения контракт по итогам Аукциона не заключен.
Согласно доводам жалобы Заказчиком объединены в одну закупку лекарственные средства и изделия медицинского назначения, что нарушает положения законодательства о контрактной системе и ограничивает круг потенциальных участников, поскольку обязательным условием при поставки лекарственных средств является наличие соответствующей лицензии, в то время как при поставки изделий медицинского назначения такой лицензии не требуется.
Кроме того, в адрес Заказчика направлен запрос о даче разъяснений, однако ответ на такой запрос по настоящее время на официальном сайте не опубликован.
Представитель Заказчика, с доводами жалобы согласился и пояснил, что при составлении технического задания была допущена ошибка в связи с невнимательностью сотрудников Заказчика.
Изучив представленные документы и материалы, заслушав пояснения Заказчика, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,
1. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе указано, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Также в пункте 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает ряд единых требования к участникам закупки, одним из которых является соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств) лицензирование производства лекарственных средств и фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании).
Согласно разделу 2 "Техническое задание" аукционной документации, извещению о проведении электронного аукциона объектом закупки являются:
- моноклональные реагенты для типирования крови по системе АВО (антитела моноклональные Анти-А);
- моноклональные реагенты для типирования крови (антитела моноклональные Анти-В);
- моноклональные реагенты для типирования крови (антитела моноклональные Анти-D);
- моноклональные реагенты для типирования крови (антитела моноклональные Анти D-супер);
- моноклональные реагенты для типирования крови (антитела моноклональные Анти А1-супер);
- желатина раствор 10%;
- альбумин человеческий;
- стандартные эритроциты АВ0;
- стандартные эритроциты I II III;
- стандартные изогеммаглютинирующие сыворотки.
При этом лекарственным средством является только "альбумин человеческий", остальные позиции объекта закупки лекарственными средствами не являются и представляют собой изделия медицинского назначения.
В соответствии с Законом об обращении лекарственных средств и Законом о лицензировании деятельность по производству и реализации изделий медицинского назначения лицензированию не подлежит.
Таким образом, Заказчик в рамках одной закупки намеривается закупить лекарственные средства, производство и реализация которых осуществляется только при наличии лицензии, и изделия медицинского назначения, для производства и реализации которых лицензия не требуется.
Кроме того, в аукционной документации Заказчиком установлены требования к участникам закупки и ко вторым частям заявок таких участников в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, то есть требование о наличии лицензии либо на осуществление фармацевтической деятельности, либо на производство лекарственных средств.
Установленные требования способны привести к ограничению конкуренции и кругу участников закупки ввиду того, что принять участие в Аукционе могут лишь участники, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности или лицензию на производство лекарственных средств, в то время как в рамках Аукциона закупаются также товары такой лицензии не требующие.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлен запрет на совершение заказчиками любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, при формировании объекта закупки Заказчиком нарушена часть 2 статьи 8, пунктов 1 и 6 части 1 статьи 33, пункт 2 статьи 42, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе аукционная документация должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В силу части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного а пункте 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее ем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Указанные нормы не нашли своего отражения в аукционной документации в нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, из информации и сведений, содержащихся в жалобе Заявителя, следует, что Заказчику поступили запросы от Заявителя о разъяснении положений аукционной документации 18.02.2015 и 21.02.2015. Оснований полагать, то такие запросы поданы с нарушением законодательства о контрактной системе, отсутствуют.
Однако на дату заседания Комиссии ответы на запросы Заявителя Заказчиком на официальном сайте опубликованы не были, что является нарушением части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. В пункте 11 раздела 1 "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" аукционной документации установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, являющихся объектом закупки.
В пункте 13 раздела 1 "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" аукционной документации Заказчик указал, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно копию лицензии на осуществление фармацевтической деятельности или копию лицензии на производство лекарственных средств в случае, если участник закупки является производителем лекарственных средств.
Таким образом, требования к участникам закупки не отражают соответствующие требования ко второй части заявки на участие в закупки, а именно Заказчиком не установлено, что участник электронного аукциона должен располагать лицензией на осуществление фармацевтической деятельности или на производство лекарственных средств, что является нарушением части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года N 498 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений", решила:
1. Признать доводы жалобы ООО "Трейд-Фарм" на действия Заказчика обоснованными.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 8, пунктов 1 и 6 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42, пунктов 1 и 11 части 1, части 3 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, оператору электронной площадке обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 71-ж/2015
об устранении нарушений законодательства
Российской Федерации о контрактной системе
04 марта 2015 года г.Челябинск, пр.Ленина, 59
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Гареевой Д.Ф. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Ушаковой П.А. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
на основании решения Челябинского УФАС России от 04.03.2015, вынесенного по итогам рассмотрения жалоба ООО "Трейд-Фарм" на действия Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Нязепетровская центральная районная больница" (далее - МБУЗ "Нязепетровская ЦРБ") при проведении электронного аукциона на поставку диагностических наборов для гематологии (изв. N 0369300042815000012) (далее - Аукцион) и проведения внеплановой проверки указанной закупки, с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе, предписывает:
1. МБУЗ "Нязепетровская ЦРБ" с даты размещения на официальном сайте настоящего предписания не заключать контракт по итогам проведения Аукциона;
2. МБУЗ "Нязепетровская ЦРБ" в срок до 18.03.2015 принять решение об отмене Аукциона и разместить сведения о таком решении на официальном сайте;
3. Оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" с 10.03.2015 обеспечить возможность МБУЗ "Нязепетровская ЦРБ" исполнения настоящего предписания;
4. МБУЗ "Нязепетровская ЦРБ" в подтверждение исполнения предписания в срок до 31.03.2015 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания (в письме об исполнении предписания указывать номер дела), а именно копию решения об отмене Аукциона и скриншот с официального сайта www.zakupki.gov.ru, свидетельствующий о размещении сведений об указанном решении.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.
За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 4 марта 2015 г. N 71-Ж/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016