Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Заместителя председателя Комиссии: |
Клостер Е.А. - |
заместителя руководителя управления; |
Членов Комиссии: |
Каминской Е.Б. -
Ромадиной Ю.Е. - |
начальника отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков; ведущего специалиста-эксперта отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков; |
рассмотрев дело N 77/Р-2014, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя <_> (ИНН <_> адрес: <_> далее - ИП <_>) по признакам нарушения пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5, части 8 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе), установила:
11.03.2014 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление физического лица о наличии признаков нарушения ФЗ "О рекламе" при распространении рекламы "Соляной пещеры" (галокамеры) в сети интернет.
По мнению заявителя, в рекламе об открытии соляной пещеры содержится недостоверная информация о лице, предоставляющем услуги.
05.05.2014 г. определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело N 77/Р-2014 в отношении ИП <_> и назначено к рассмотрению на 04.06.2014 г. в 10 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ИП <_> заказным письмом с уведомлением о вручении почтового отправления (уведомление о вручении почтового отправления имеется в материалах дела).
04.06.2014 г. состоялось рассмотрение дела N 77/Р-2014 в присутствии ИП <_> который пояснил, что данная "Соляная пещера" действительно имеет размер превосходящий все аналогичные "Соляные пещеры". Его "Соляная пещера" имеет две зоны: зона для детей и взрослых, а также имеет угловую форму, поэтому данная "Соляная пещера" является самой большой и уникальной в России.
Определением от 04.06.2014 г. рассмотрение дела N 77/Р-2014 было отложено на 03.07.2014 г. на 10 часов 45 минут. Данное определение было направлено в адрес ИП <> заказным письмом с уведомлением о вручении (уведомление о вручении почтового отправления имеется в материалах дела).
02.07.2014 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство от <_> о рассмотрении дела N 77/Р-2014 в отсутствие ИП <_>
03.07.2014 г. состоялось рассмотрение дела N 77/Р-2014 в отсутствие <_> уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела. Рассмотрев заявленное ходатайство Комиссия Кемеровского УФАС России приняла решение об его удовлетворении., а также приняла решение об отложении данного дела в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.
Определением от 03.07.2014 г. рассмотрение дела N 77/Р-2014 было отложено на 07.08.2014 г. на 10 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ИП <_> заказным письмом с уведомлением о вручении (уведомление о вручении почтового отправления имеется в материалах дела).
07.08.2014 г. на рассмотрения дела N 77/Р-2014 ИП <_> уведомленный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела, не явился, Комиссия Кемеровского УФАС России приняла решение отложить рассмотрение данного дела в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.
Определением от 07.08.2014 г. рассмотрение дела N 77/Р-2014 было отложено на 03.09.2014 г. на 09 часов 50 минут. Данное определение было направлено в адрес ИП <_> заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта ФГУП "Почта России" "отсутствие адресата по указанному адресу" имеется в материалах дела, корреспонденция направлялась по адресу регистрации, согласно выписке ЕГРИП).
03.09.2014 г. состоялось рассмотрение дела N 77/Р-2014 в отсутствие ИП <_>
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила:
В период с 03.03.2014 г. по 13.03.2014 г. в сети интернет по адресу: http://www.kemdetki.ru/news/2240/ была размещена реклама следующего содержания: "ВНИМАНИЕ! Скоро открытие самой большой и уникальной Соляной Пещеры в России! Жители нашего города смогут побывать в необычной пещере, увидеть из нее млечный путь и получить заряд энергии. Площадь пещеры ДОКТОР СОЛЬ на Ленинградском, 16 соотносится с натуральной - 38 квадратных метров. К слову, это самая большая искусственно созданная пещера в России!
Её размеры и полезные свойства соли позволяют ощутить лечебно-профилактический эффект и насыщенную гамму ощущений: от умиротворения до вдохновения.
В пещере ДОКТОР СОЛЬ до тончайших деталей воссозданы асептическая среда и особый микроклимат. Ионный состав атмосферы соляных пещер отличатся повышенным содержанием легких ионов и соляных аэрозольных частиц. Важным фактором, определяющим терапевтический результат, является практически полное отсутствие в воздухе аллергенов и микробов.
Для восстановления сил достаточно зайти в уютную галокамеру, расслабиться в удобном кресле, окунувшись в атмосферу полумрака и мерцания небесных светил, благодаря новейшим технологиям создающих ощущение объемного пространства. Для детей же посещение Галоцентра на Ленинградском - настоящее приключение. Мало того, что даже одно слово пещера вызывает у них море ожиданий и восторга, так они еще сами могут строить свои пещеры из кристаллов соли, играть в различные игры. Ведь для этого для них отведена отдельная комната!
Поэтому 40-минутный сеанс в соляной пещере пролетит как мгновение, и у гостей обязательно появится желание посетить наш Галоцентр вновь.
Итак, Друзья, "Доктор СОЛЬ" ждет вас по двум адресам:
33-20-60 ул.Карболитовская, 18 (Фитнес-центр "Максимум")
Весь март курс оздоровления для одного взрослого и ребенка 2500 руб. 33-70-60 пр. Ленинградский, 16 вход с торца со стороны детской Поликлиники N16. Открытие в середине марта".
Реклама размещалась на основании договора N26-1/14 возмездного оказания услуг от 02.03.2014 г., заключенного между ООО "ИнтерКом" (исполнитель) и индивидуальным предпринимателем <_> (заказчик), согласно которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги по размещению информации заказчика в электронном отраслевом каталоге в сети интернет по адресу: http:// kemdetki.ru.
Согласно приложению N 1 к вышеуказанному договору размещение новостного анонса на главной странице сайта было с 03.03.2014 г. по 13.03.2014 г.
Пунктом 1 части 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе" установлено, что недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Кемеровским УФАС России был направлен запрос в адрес Закрытого акционерного общества "Санкт - Петербургский институт профилактической медицины" (далее - ЗАО "Санкт - Петербургский институт профилактической медицины") о предоставлении документов, подтверждающих строительство ЗАО "Санкт - Петербургский институт профилактической медицины" самой большой по размерам галокамеры на территории Российской Федерации, документы, подтверждающие строительство (при наличии объекта строительства) ЗАО "Санкт - Петербургский институт профилактической медицины" галокамеры, разделенной на две зоны (детская и взрослая), документы, подтверждающие строительство (при наличии объекта строительства) ЗАО "Санкт - Петербургский институт профилактической медицины" галокамеры угловой формы.
Из ответа ЗАО "Санкт - Петербургский институт профилактической медицины" (исх. N 156/9-14 от 01.09.2014 г.) следует, что ЗАО "Санкт - Петербургский институт профилактической медицины" была смонтирована самая большая галокамера в санатории "Жемчужина моря" в 2013 г. Площадь данной галокамеры составила 55 квадратных метров (план помещения и и фотографии имеются в материалах дела). Документального подтвержденных фактов явного деления галокамеры на зоны, а также строительства галокамеры угловой формы ЗАО "Санкт - Петербургский институт профилактической медицины" не имеет.
Следовательно, нарушения пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" частично подтвердились, так как "Соляная пещера" ИП <_> (размер "Соляной пещеры" ИП <_> 38 квадратных метров) не является самой большой "Соляной пещерой" в России.
В нарушение пункта 1 части 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе" в вышеуказанной рекламе, размещенной ИП <_> в сети интернет, содержится некорректное сравнение рекламируемого товара и услуг (".самая большая Соляная Пещера в России!"), что подразумевает то, что другие хозяйствующие субъекты на территории России предлагают услуги соляных пещер меньшего размера.
Пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В тексте вышеуказанной рекламы содержатся не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами других продавцов - ".самая большая Соляная Пещера в России!".
Поскольку пункт 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не указывает на то, что сравнение, показывающее преимущество объекта рекламирования, должно быть выражено в отношении другого определенного товара, то ее положения применяются к случаям, когда в рекламе используется сравнение со всеми иными аналоговыми товарами без упоминания конкретного наименования производителя или продавца.
Под преимуществом следует понимать превосходство качества рекламируемого товара или оказываемой услуги по каким-либо характеристикам над качеством аналогичного товара или услуги иного/иных производителей. Наличие таких качеств, как правило, обеспечивает предпочтение к товару/услуге потребителей.
Использование сравнительной характеристики ".самая большая Соляная Пещера в России!" в рекламе без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию. Таким образом, формулировка ".самая большая Соляная Пещера в России!" требуют фактического и документального обоснования.
В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
Исходя из смысла пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", сведения об изготовителе, продавце услуг являются обязательными, так как потребитель должен знать кто оказывает те или иные услуги.
В нарушение данной правовой нормы в тексте вышеуказанной рекламы отсутствует наименование лица, предоставляющего услуги соляной пещеры.
Частью 8 статьи 24 ФЗ "О рекламе" реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
В соответствии с Государственным Реестром новых медицинских технологий, который является официальным документом Министерства здравоохранения Российской Федерации, галокамера (соляная пещера) является медицинским оборудованием, а галотерапия - медицинской технологией профилактики, диагностики и лечения.
В соответствии с пунктом 3.4 (табл. 2) Методических указаний 4.3.1517-03 "Санитарно-эпидемиологическая оценка и эксплуатация аэроионизирующего оборудования. Методические указания. МУ 4.3.1517-03" галокамеры предназначены для использования в санитарно-эпидемиологических (для профилактики заболеваний) и лечебных целях.
В технических паспортах на галокамеру указано, что аппарат применяется для оздоровления, профилактики, лечения и реабилитации.
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.2012 N 366н "Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи" и Сводом правил 35-116-2006 "Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями" галотерапия относится к физиотерапевтическому методу лечения.
В нарушение части 8 статьи 24 ФЗ "О рекламе" реклама Соляной пещеры размещена в сети интернет по адресу: http://www.kemdetki.ru/news/2240/.
С 30.06. 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.06.2014 N 190-ФЗ "О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О рекламе" (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 30.06.2014), исключающий из сферы регулирования части 8 статьи 24 ФЗ "О рекламе" рекламу медицинских услуг.
Учитывая изложенное, с 30.06.2014 г. размещение рекламы медицинских услуг допускается любым способом и в любой форме с соблюдением положений статьи 24 ФЗ "О рекламе", а также общих требований, предъявляемых к рекламе ФЗ "О рекламе".
Следовательно, признаков нарушения части 8 статьи 24 ФЗ "О рекламе" в действиях ИП <_> Комиссия Кемеровского УФАС России не усматривает.
Пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" установлено, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 2 статьи 5, пунктом 1 части 3 статьи 5, пунктом 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", несёт рекламодатель.
В данном случае рекламодателем является ИП <_>
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия Кемеровского УФАС России, решила:
1. Признать ИП <_> (ИНН <_> адрес: <_>) нарушившим требования пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" при размещении рекламы в сети интернет по адресу: http://www.kemdetki.ru/news/2240/ в период с 03.03.2014 г. по 13.03.2014 г.
2. Не выдавать предписание в связи с окончанием размещения рекламы.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 16 сентября 2014 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии:
Члены Комиссии:
|
Е.А. Клостер
Е.Б.Каминская
Ю.Е. Ромадина
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 3 сентября 2014 г. N 09/8896
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016