Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
от 11 марта 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в следующем составе:
- Кошелева И.А. |
- |
заместитель председателя комиссии, начальник отдела контроля естественных монополий; |
- Горохова М.В. |
- |
член комиссии, главный государственный инспектор отдела контроля естественных монополий; |
- Абдулкеримов Р.А. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий,- |
с участием:
- <_> |
- |
представителя ОАО "Научно-производственное предприятие "Салют" (по доверенности); |
- <_> |
- |
представителя ОАО "Научно-производственное предприятие "Салют" (по доверенности); |
- <_> |
- |
представителя ОАО "Научно-производственное предприятие "Салют" (по доверенности); |
- <_> |
- |
представителя ООО "СОНЕР" (по доверенности от 04.03.2015 N078); |
- <_> |
- |
представителя ООО "СОНЕР" (по доверенности от 04.03.2015 N079), - |
рассмотрела 05 марта 2015 года жалобу общества с ограниченной ответственностью "СОНЕР" (603057, город Нижний Новгород, улица Сергея Есенина, дом 41, офис 6 (цоколь), ИНН 5262052904; далее также - ООО "СОНЕР", заявитель) на действия открытого акционерного общества "Научно-производственное предприятие "Салют" (далее также - ОАО "Научно-производственное предприятие "Салют", Заказчик) при проведении открытой закупки в форме запрос котировок (извещение N31502051306) на выполнение работ по монтажу и наладке систем связи, пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре (далее также - закупка), и
установила:
25 февраля 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО "СОНЕР" на действия ОАО "Научно-производственное предприятие "Салют" при проведении открытой закупки в форме запроса котировок (извещение N31502051306) на выполнение работ по монтажу и наладке систем связи, пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре (далее также - закупка).
Заявитель указывает на тот факт, что ОАО "Научно-производственное предприятие "Салют" в техническом задании (приложении N2 к документации об электронном запросе котировок) привело наименования материалов и их характеристики, которые могут быть использованы победителем при осуществлении работ по монтажу и наладке систем связи, пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре. Однако некоторые из перечисленных материалов не учтены в сметном расчете (локальная смета N1 8-й и 9-й корпуса).
Кроме того, ООО "СОНЕР" усматривает признаки нарушения законодательства в следующие действиях Заказчика: не указаны ГОСТы для конкретного наименования товара технического задания; описание параметров и значения наименований товаров в техническом задании указаны не корректно, что не позволяет идентифицировать тот товар, который может быть использован при производстве работ.
Как следствие, заявитель полагает, что требования, предъявляемые ОАО "Научно-производственное предприятие "Салют" в техническом задании заведомо не исполнимы; при таких положениях конкурсной документации ни один хозяйствующий субъект не сможет принять участие в закупке.
В своей жалобе заявитель просит Нижегородское УФАС России обязать Заказчика исключить не указанные в сметном расчете материалы из технического задания и привести требования к материалам и оборудованию "к виду, обеспечивающему возможность реальной конкуренции".
27.02.2015 жалоба принята к рассмотрению Нижегородским УФАС России в порядке, определенном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции); заседание комиссии антимонопольного органа состоялось 05.03.2015 в 14:30, в рассмотрении дела объявлялся перерыв до 17:45 того же дня.
В связи с тем, что жалоба ООО "СОНЕР" на действия ОАО "Научно-производственное предприятие "Салют" принята Управлением к рассмотрению, то в соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции закупка (извещение N31502051306) приостановлена до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика по существу.
Во исполнении части 12 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции ОАО "Научно-производственное предприятие "Салют" известило лиц, подавших заявки на участие в закупке, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения. Указанные действия документально подтверждены обществом.
На рассмотрении жалобы представители ООО "СОНЕР" доводы, изложенные в жалобе, поддержали. Полагают, что ОАО "Научно-производственное предприятие "Салют" при проведении открытого конкурса необоснованно использует "расширенную" ресурсную ведомость с указанием наименования товаров, которые, по мнению заявителя, не используются в современных условиях.
Также обратили внимание на то, что в локальной смете общества (в частности, в подразделе "оборудование", 9-й корпус) указан извещатель отличный от тех, которые определены в техническом задании документации.
Кроме того, представители ООО "СОНЕР" сообщили, что характеристики товара "скоба монтажная" (N22), перечисленные в техническом задании, не соответствует параметрам данного товара, содержащимся в ГОСТе N17678-80 "Скобы облегченные для крепления трубопроводов и кабелей".
В свою очередь, представители ОАО "Научно-производственное предприятие "Салют" с доводами, приведенными представителями заявителя, не согласились по основаниям, изложенным в письме от 05.03.2015 б/н.
Одновременно с этим пояснили, что заявка на участие в открытом конкурсе (извещение N31502051306) на выполнение работ по монтажу и наладке систем связи, пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре от ООО "СОНЕР" в адрес общества не поступала. При этом полагают, что у заявителя имелась возможность подать указанную заявку в сроки, установленные положениями документации об электронном запросе котировок.
Также указали, что перечень наименований товара в документации об электронном запросе котировок указан на основании ресурсной ведомости (представляющей собой документ, на основании которого составлялся локальный сметный расчет). При этом определение перечня необходимых работ и материалов, используемых при их производстве, связано именно с объективными потребностями заказчика и никак не может варьироваться с желанием претендента.
Также пояснено, что в 8-ом и 9-ом корпусах заказчика, где необходимо осуществить работы по монтажу и наладке систем связи, пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре, в силу технологических и производственных особенностей предъявляются повышенные требования к противопожарной безопасности.
Заслушав доклад члена комиссии, выступления явившихся представителей заявителя и заказчика, исследовав имеющиеся доказательства, комиссия антимонопольного органа приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц") настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
Открытый конкурс (извещение N31502051306) проведен ОАО "Научно-производственное предприятие "Салют" во исполнение требований названного Федерального закона.
Как следствие, действия ОАО "Научно-производственное предприятие "Салют" при проведении данного открытого конкурса рассмотрены комиссией Нижегородского УФАС России в порядке статьи 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" на предмет соответствия положениям Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
При рассмотрении жалобы ООО "СОНЕР" установлено, что 19 февраля 2015 года на официальном сайте закупок в сети Internet по адресу: www.zakupki.gov.ru размещена информация о закупке в форме запроса котировок (извещение N31502051306) на право заключения договора на выполнение работ по монтажу и наладке систем связи, пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре для нужд ОАО "Научно-производственное предприятие "Салют".
20 февраля 2015 года на вышеуказанном сайте закупок опубликованы изменения к извещению N31502051306.
К установленному в извещении о проведении закупки сроку окончания подачи заявок (02 марта 2014 года в 10 часов 00 минут) на участие в закупке поступило пять заявок от следующих претендентов:
1. ООО "Промсвязьинвестъ" (претендент N1);
2. ООО "Форпост" (претендент N2);
3. ООО ПКФ "Метэк-Энерго" (претендент N3);
4. ООО "Муссон" (претендент N4);
5. ООО "Связъсервис" (претендент N5).
Как установлено комиссией Нижегородского УФАС России, из положений документации об электронном запросе котировок, утвержденной вр.и.о. генерального директора ОАО "Научно-производственное предприятие "Салют", следует, что предметом закупки являлось выполнение работ по монтажу и наладке систем связи, пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре.
Приложением к извещению N31502051306 является информационная карта (приложение N1), техническое задание (приложение N2), проект договора (приложение N3), форма заявок на участие в котировочной сессии (приложение N4).
Требования к содержанию документов, входящих в состав заявки на участие в искомом электронном запросе котировок, содержатся в приложении N1 к извещению.
20.02.2015 заказчик на официальном сайте закупок (www.zakupki.gov.ru) разместил информационные письма, которыми сообщил о добавлении локальной сметы и внесении изменений в порядок работы комиссии.
Как следует из технического задания, выполнение работ по монтажу и наладке систем связи, пожарной сигнализации и извещения людей о пожаре должно быть выполнено по перечню, в объеме, установленном сметным расчетом. Также в техническом задании заказчиком определены сведения о качественных и функциональных характеристиках материалов (55 наименований товаров), которые могут быть использованы при выполнении необходимых работ.
При этом, ОАО "Научно-производственное предприятие "Салют" привело рамочное описание товаров, указывая диапазоны для вариации значений многих из параметров, в рамках которых претенденты могли выбрать приемлемые материалы.
Как определено в техническом задании участник закупки обязан в составе заявки предоставить конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Требуемые значения той или иной характеристики представлены в виде диапазонов возможных значений с минимальной и (или) максимальной границей, либо в виде неизменяемого значения, либо перечислением всех элементов множества возможных значений. Если в соответствии со значениями иных связанных характеристик значение текущей характеристики не нормируется, либо таковая не существует, возможно указание "не нормируется", "не существует", "-" для значения текущей характеристики.
Нормативные технические документы Российской Федерации, которым должны соответствовать материалы, также перечислены в техническом задании.
Таким образом, как указывалось выше, при определении материалов, которые могут быть использованы при выполнении работ по монтажу и наладке систем связи, пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре, претенденты имели возможность выбора из существующих предложений в пределах диапазонов указанных заказчиком.
В случае, если какой-либо из выбранных товаров не мог по объективным причинам соответствовать всем характеристикам, перечисленным в техническом задании, претенденту необходимо было при описании используемых материалов данные характеристики отметить знаком "-".
Ввиду изложенного, доводы представителей заявителя о неисполнимости требований технического задания по причине некорректности его составления в части указания не соотносимых между собой параметров одного и того же товара (отсутствие товаров, удовлетворяющих всем параметрам заказчика), комиссией Нижегородского УФАС России отклоняются.
Одновременно с этим ООО "СОНЕР", обращаясь с жалобой в антимонопольный орган, не указало какие именно товары из перечисленных в техническом задании и по каким причинам невозможно идентифицировать, приобрести и использовать при выполнении для ОАО Научно-производственное предприятие "Салют" работ по монтажу и наладке систем связи, пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре.
При рассмотрении жалобы указанная информация комиссии Нижегородского УФАС России также не представлена.
В тоже время, комиссия обращает внимание на то обстоятельство, что для участия в искомой закупке в ОАО Научно-производственное предприятие "Салют" пять хозяйствующих субъектов направили заявки. Анализ данных заявок позволяет сделать вывод о том, что лица, изъявившие желание принять участие в закупке, имели возможность и готовы были исполнить требование технического задания, в том числе и в части производства необходимых работ с использованием материалов (в том числе и скоб), определенных заказчиком.
Довод представителей заявителя о некорректном составлении локальной сметы в части отсутствия в ней ссылок на все материалы, перечисленные в техническом задании, и в целом на нерациональное определение всех производимых работ и используемых материалов, комиссия расценивает в качестве несостоятельного по следующим основаниям.
Как следует из документации о закупке, основным требованием ОАО Научно-производственное предприятие "Салют" к приобретаемому товару стало использование в работе материалов, отвечающих параметрам технического задания. Локальный сметный расчет размещен для обоснования цены закупки; претенденты имели возможность осуществить работы и по расценкам, отличным от используемых в расчете, в пределах заявленной стоимости.
При этом стоимость всех материалов, перечисленных в техническом задании, учтена в локальном сметном расчете.
Вместе с этим Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не ограничивает хозяйствующих субъектов (заказчиков) в праве определять предмет закупки (применительно к анализируемой ситуации определять перечень работ и состав используемых материалов), основываясь на собственных потребностях.
При этом комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о том, что в целом описание предмета закупки (извещение N31502051306), положения технического задания, локальный расчет исполнимы и не могли привести к созданию необоснованных препятствий для участия в запросе котировок.
Доказательств обратного в материалах дела не содержится и комиссии заявителем не представлено.
На основании вышеприведенных фактических обстоятельств, анализа имеющихся материалов дела, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к итоговому выводу о том, что ОАО "Научно-производственное предприятие "Салют" при проведении открытой закупки в форме запрос котировок (извещение N31502051306) на выполнение работ по монтажу и наладке систем связи, пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре не допустило каких-либо нарушений.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 20 статьи 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции", комиссия Нижегородского УФАС России
решила:
жалобу общества с ограниченной ответственностью "СОНЕР" на действия открытого акционерного общества "Научно-производственное предприятие "Салют" при проведении открытой закупки в форме запрос котировок (извещение N31502051306) на выполнение работ по монтажу и наладке систем связи, пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре признать необоснованной.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
По правилам части 22 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", в течение трех рабочих дней со дня принятия решения по жалобе антимонопольный орган направляет заявителю, заказчику, действия (бездействие) которого обжалуются, копии решения, предписания, принятых по результатам рассмотрения жалобы, и размещает сведения о таких решении, предписании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа.
Заместитель председателя Комиссии И.А. Кошелева
Члены Комиссии М.В. Горохова
Р.А. Абдулкеримов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 11 марта 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016