Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
от 17 сентября 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия Удмуртского УФАС России) в составе: председатель Комиссии -руководитель Удмуртского УФАС России - "_", члены Комиссии - "_" - старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, "_" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует), "_" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, "_" - специалист-эксперт отдела контроля органов власти (отсутствует),
рассмотрев дела N ММ 08-02/2014-154 Ж, N ММ 08-02/2014-157 Ж по жалобам ИП "_" (далее - Заявитель 1), ООО "Сарапульская транспортная компания" (далее - Заявитель 2, ООО "СТК") на действия Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики (далее - Организатор конкурса, Миндортранс Удмуртии), комиссии Организатора торгов при проведении конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике (Приказы N 120/01-05 от 30.04.2014 г., N 140/01-05 от 19.05.2014 г., N 181/01-05 от 25.06.2014 г.),
На заседании Комиссии 16.09.2014 года в присутствии:
представителей Организатора конкурса - Миндортранс Удмуртии - "_" доверенность N 56/01-131 от 15.09.2014 года, "_" доверенность N 57/01-131 от 15.09.2014 года,
представителя Заявителя 1 - ИП "_" - "" доверенность б/н от 09.07.2014 года,
представителя Заявителя 2 - ООО "СТК" - "_" доверенность б/н от 09.01.2014 года,
Также на заседании Комиссии присутствовали участники конкурса - ИП "_", представитель - ИП "_" - "_" А.М. доверенность б/н от 01.09.2014 года.
На заседании Комиссии 17.09.2014 года в присутствии:
представителей Организатора конкурса - Миндортранс Удмуртии - "_" доверенность N 56/01-131 от 15.09.2014 года, "_" доверенность N 57/01-131 от 15.09.2014 года,
представителя Заявителя 1 - ИП "_" - "" доверенность б/н от 09.07.2014 года,
представителя Заявителя 2 - ООО "СТК" - "_" доверенность б/н от 09.01.2014 года,
Также на заседании Комиссии присутствовали участники конкурса - ИП "_", представитель - ИП "_" - "_" А.М. доверенность б/н от 01.09.2014 года, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике 08.09.2014 года поступили жалобы ИП "_", 10.09.2014 года ООО "СТК" на действия Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, комиссии при проведении конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике (Приказы N 120/01-05 от 30.04.2014 г., N 140/01-05 от 19.05.2014 г., N 181/01-05 от 25.06.2014 г.).
Содержание жалобы Заявителя 1:
По мнению Заявителя 1, конкурсная комиссия Организатора торгов незаконно снизила баллы ИП "_" по критерию оценки N 4 "Количество нарушений Правил дорожного движения у водителей автомобильного пассажирского транспорта, работающих у участника конкурса, при исполнении ими трудовых (должностных) обязанностей, соотнесенное с полной штатной численностью водителей участника конкурса, за последние 12 месяцев до дня размещения на официальном сайте Уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" извещения о проведении конкурса" (далее - критерий оценки 4) в отношении лотов NN 8, 9, 47. Заявитель считает, что Организатор торгов неправомерно пересмотрел 29.08.2014 года результаты конкурса, оформленные протоколом оценки и сопоставления заявок от 26.06.2014 года.
Содержание жалобы Заявителя 2:
По мнению Заявителя 2, Организатор торгов в нарушение требований Порядка проведения конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 31.10.2011 года N 401 (далее - Порядок проведения конкурса) не направил в адрес победителя конкурса - ООО "СТК" договоры об организации регулярных перевозок в отношении лотов NN 26, 40, 41, 43, 46, 52, 53, 56, 65.
Также, Заявитель 2 считает, что Организатор торгов неправомерно пересмотрел 29.08.2014 года результаты конкурса, оформленные протоколом оценки и сопоставления заявок от 26.06.2014 года.
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представители Организатора торгов письменно и устно пояснили, что с доводами, изложенными в жалобе Заявителей, не согласны, считают жалобы необоснованными по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу N 4418/07-25 от 12.09.2014 года.
В связи с необходимостью представления лицами, участвующими в рассмотрении дела дополнительных документов и информации, Комиссия Удмуртского УФАС России приняла решение объявить в заседании перерыв до 11 часов 00 минут 17.09.2014 года.
17.09.2014 года после объявления перерыва Комиссия Удмуртского УФАС России продолжила рассмотрение жалоб ИП "_", ООО "СТК" с того момента, на котором оно было прервано.
Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев жалобы ИП "_", ООО "СТК", письменные и устные пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 7 Закона Удмуртской Республики от 15.10.2008 года N 38-РЗ "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике" (далее - Закон N 38-РЗ) регулярные перевозки осуществляются на основании выданной маршрутной карты и в соответствии с договором об организации регулярных перевозок, заключаемым Уполномоченным органом (Миндортрансом Удмуртии) с перевозчиком. Договор об организации регулярных перевозок заключается на конкурсной основе сроком на восемь лет и продлению не подлежит.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 31.10.2011 года N 401 утвержден Порядок проведения конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике.
Приказом и.о. министра транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики N 120/01-05 от 30.04.2014 года была утверждена конкурсная документация к конкурсу на право заключения договора об организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике (в редакции приказов N 140/01-05 от 19.05.2014 года, N 181/01-05 от 25.06.2014 года) (далее - конкурсная документация) и размещена на официальном сайте Миндортранса Удмуртии http://www.mindortrans.su. 30.04.2014 года.
Согласно конкурсной документации на конкурс было выставлено 75 лотов.
Протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе на право заключения договора об организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике от 26.06.2014 года (далее - Протокол от 26.06.2014 года) ИП "_" был признан победителем по лотам N 8 "Каракулино (АС) - Ижевск (АВ)", N 9 "Каракулино (АС) - Ижевск (АВ)", N 47 "Сарапул (АВ) - Каракулино (АС)", N 50 "Сарапул (АВ) - Глазов (АВ) через Ижевск"; ООО "СТК" было признано победителем по лотам N 26 "Ижевск (АС) - М.Пурга", N 40 "Сарапул (АВ) - Ижевск (АВ) через Гольяны", N 41 "Сарапул (АВ) - Киясово (АС) через Кигбаево", N 43 "Ижевск (АВ) - Зуевы Ключи", N 46 "Сарапул (АВ) - Каракулино (АС)", N 52 "Сарапул (АВ) - Нечкино", N 53 "Сарапул (АВ) - Пентеги", N 56 "Сарапул (АВ) - Тарасово", N 65 "Камбарка (АС) - Ижевск (АВ) сезонный".
Протоколом внеочередного заседания конкурсной комиссии от 29.08.2014 года (далее - Протокол от 29.08.2014 года) комиссией Организатора торгов было принято решение пересмотреть результаты конкурса с учетом информации, полученной от УГИБДД МВД по УР. Согласно указанному протоколу ИП "_" был признан победителем по лоту N 50, ООО "СТК" было признано победителем по лотам NN 26, 53, 65.
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представитель ИП "_", представители Миндортранса Удмуртии поясняли, что между Миндортрансом Удмуртии и ИП "_" 05.08.2014 года были заключены договоры об организации регулярных перевозок в УР в отношении лотов NN 8, 9, 47, 50.
Также, представители Миндортранса Удмуртии и представитель ООО "СТК" поясняли, что между Миндортрансом Удмуртии и ООО "СТК" 10.09.2014 года были заключены договоры об организации регулярных перевозок в УР в отношении лотов NN 26, 53, 65.
1. Довод Заявителей о неправомерном пересмотре 29.08.2014 года результатов конкурса, оформленных протоколом оценки и сопоставления заявок от 26.06.2014 года, является обоснованным на основании следующего.
Конкурсной документацией (в редакции приказов N 140/01-05 от 19.05.2014 года, N 181/01-05 от 25.06.2014 года) были установлены следующие сроки:
- дата начала и окончания подачи заявок на участие в конкурсе - с 30.04.2014 года по 09.06.2014 года;
- дата вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе - 09.06.2014 года;
- рассмотрение заявок, оценка и сопоставление - с 09.06.2014 года по 26.06.2014 года;
- подведение итогов конкурса и объявление его результатов - 26.06.2014 года.
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представители Миндортранса Удмуртии поясняли, что последние изменения в конкурсную документацию вносились 25.06.2014 года приказом N 181/01-05.
Протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе на право заключения договора об организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике от 26.06.2014 года были выбраны победители указанного конкурса.
02.07.2014 года и 07.07.2014 года в адрес Миндортранса Удмуртии поступили жалобы ИП "_", ИП "_" о недостоверности сведений, содержащихся в документах заявки, поданной ООО "СТК".
11.08.2014 года в адрес Миндортранса Удмуртии поступила жалоба ООО "СТК", содержащая требование направить запрос в УГИБДД МВД по УР по водителям ИП "_".
22.08.2014 года комиссией Организатора торгов было принято решение направить запрос в УГИБДД МВД по УР по всем участникам конкурса о количестве нарушений Правил дорожного движения у водителей автомобильного пассажирского транспорта, работающих у участника конкурса, при исполнении ими трудовых (должностных) обязанностей, соотнесенное с полной штатной численностью водителей участника конкурса, за последние 12 месяцев до дня размещения на официальном сайте Уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" извещения о проведении конкурса, в связи с чем в адрес УГИБДД МВД по УР была направлена факсограмма N 52 от 22.08.2014 года.
Письмом N 17/3-3492 от 28.08.2014 года УГИБДД МВД по УР была представлена запрашиваемая факсограммой N 52 от 22.08.2014 года информация.
Рассмотрев полученную от УГИБДД МВД по УР информацию, комиссией Организатора торгов было принято решение пересмотреть результаты конкурса, оформленные Протоколом от 26.06.2014 года.
Протоколом от 29.08.2014 года были пересмотрены результаты конкурса.
В соответствии с пунктом 21 Порядка проведения конкурса конкурсная комиссия рассматривает заявки и прилагаемые к ним документы на соответствие их требованиям пунктов 8, 10 и 11 настоящего Порядка и конкурсной документации. Срок рассмотрения заявок не может превышать десять рабочих дней со дня вскрытия конвертов с заявками.
На основании результатов рассмотрения заявок конкурсной комиссией принимается решение о допуске участника конкурса или об отказе в допуске к участию в конкурсе, а также оформляется протокол рассмотрения заявок, который ведется секретарем конкурсной комиссии и подписывается всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии в день окончания рассмотрения заявок (пункт 22 Порядка проведения конкурса).
Пунктом 25 Порядка проведения конкурса предусмотрено, что конкурсная комиссия отказывает участнику конкурса в допуске к участию в конкурсе, если:
- заявка и прилагаемые к ней документы не соответствуют требованиям, предусмотренным настоящим Положением и конкурсной документацией;
- представленные вместе с заявкой на участие в конкурсе документы содержат недостоверные сведения.
Отказ в допуске к участию в конкурсе по другим основаниям не допускается.
Конкурсная комиссия в течение двадцати рабочих дней с момента вскрытия конвертов с заявками оценивает заявки допущенных участников конкурса для определения победителя конкурса по каждому лоту в соответствии с критериями оценки заявок, предусмотренными статьей 8 Закона Удмуртской Республики N 38-РЗ (пункт 26 Порядка проведения конкурса).
Результаты оценки конкурсных заявок оформляются протоколом оценки и сопоставления заявок, который подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии в течение трех рабочих дней, следующих после дня окончания проведения оценки и сопоставления заявок. Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок передает победителю конкурса копию протокола и проект договора, прилагаемый к конкурсной документации (пункт 30 Порядка проведения конкурса).
Таким образом, конкурсная комиссия Организатора торгов в течении 10 рабочих дней со дня вскрытия конвертов с заявками должна на стадии допуска участников к участию в конкурсе проверить весь пакет документов заявки участника на соответствие ее требованиям конкурсной документации и на достоверность представленных сведений, после чего принять решение о допуске/отказе в допуске участника конкурса к участию в конкурсе.
После следует стадия оценки и сопоставления допущенных заявок, которая не должна превышать 20 рабочих дней со дня вскрытия конвертов заявками. На этой стадии определяются победители конкурса, которым направляется копия протокола и проект договора.
Проведение конкурса заканчивается заключением договора с победителем (пункт 35 Порядка проведения конкурса).
Таким образом, Порядком проведения конкурса не предусмотрено право Организатора торгов, комиссии Организатора торгов пересматривать результаты конкурса, в том числе не предусмотрено направление каких-либо запросов информации после подведения итогов конкурса, т.е. после подписания протокола оценки и сопоставления заявок, который был составлен 26.06.2014 года.
Более того, Порядком проведения конкурса также не предусмотрено право Организатора торгов, комиссии Организатора торгов на рассмотрение каких-либо жалоб участников конкурса. Так, согласно пункту 32 Порядка проведения конкурса Организатор торгов вправе только представлять участникам конкурса разъяснения результатов конкурса.
В силу пункта 33 Порядка проведения конкурса участник конкурса вправе обжаловать результаты конкурса в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, т.е в судебном порядке или в административном - в антимонопольную службу.
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представители Миндортранса Удмуртии затруднились ответить в силу каких нормативно-правовых актов Миндортранс Удмуртии наделен полномочиями по рассмотрению жалоб участников конкурса, при этом поясняли, что на основании пункта 11.9 конкурсной документации конкурсная комиссия могла пересмотреть результаты конкурса даже после объявления победителей конкурса.
Согласно пункту 11.9 конкурсной документации конкурсная комиссия отстраняет участника конкурса от участия в конкурсе на любом этапе его проведения, а также пересматривает результаты конкурса после его завершения, в случае выявления факта предоставления участником конкурса недостоверных сведений.
Комиссия Удмуртского УФАС России относительно довода Миндортранса Удмуртии о правомерности действий комиссии Организатора торгов в части пересмотра результатов конкурса и направлению дополнительных запросов в УГИБДД МВД по УР после подведения итогов конкурса, считает необходимым указать следующее. Проверка достоверности/не достоверности сведений, содержащихся в заявках участников конкурса, должна проводиться на стадии допуска к участию в конкурсе, на что конкурсной комиссии дается 10 рабочих дней. Иного Порядком проведения конкурсов не предусмотрено. Следовательно, пункт 11.9 конкурсной документации не соответствует Порядку проведения конкурса.
Также, Комиссия Удмуртского УФАС России считает необходимым отметить, что в состав комиссии Организатора торгов входит, в том числе начальник отдела технического надзора и регистрационной работы УГИБДД МВД по УР, который обладает соответствующими полномочиями по контролю за соблюдением участниками дорожного движения Правил дорожного движения.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что Организатор торгов - Миндортранс Удмуртии, комиссия Организатора торгов в нарушение требований части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции провели 29.08.2014 года процедуру пересмотра результатов конкурса, оформленных Протоколом от 26.06.2014 года, не предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке оказания транспортных услуг, в связи с чем, жалоба Заявителей в этой части является обоснованной.
2. Довод Заявителя 2 о нарушении Организатором торгов требований пунктов 30, 35 Порядка проведения конкурса, в части не направления победителям конкурса копий протоколов и проектов договоров, является обоснованным на основании следующего.
Пунктом 30 Порядка проведения конкурса предусмотрено, что Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок передает победителю конкурса копию протокола и проект договора, прилагаемый к конкурсной документации.
Договор заключается в течение десяти рабочих дней со дня направления участнику конкурса, признанному победителем такого конкурса, уведомления об итогах конкурса и проекта договора (пункт 35 Порядка проведения конкурса).
Поскольку результаты оценки и сопоставления заявок оформлены Протоколом от 26.06.2014 года, Миндортранс Удмуртии обязан был в срок до 02.07.2014 года направить победителям конкурса копию протокола и проект договора, прилагаемый к конкурсной документации, а в срок не позднее 15.07.2014 года заключить с победителями конкурса договор об организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Поскольку договоры об организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике в отношении лотов NN 26, 53, 65 заключены с ООО "СТК" 10.09.2014 года, а по иным лотам, где ООО "СТК" Протоколом от 26.06.2014 года также было признано победителем, не заключены, а также учитывая, что с ИП "_" договоры об организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике в отношении лотов NN 8, 9, 47, 50 заключены 05.08.2014 года, Миндортрансом Удмуртии не соблюдены требования пунктов 30, 35 Порядка проведения конкурса, чем нарушены требования части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
В связи с установлением в действиях Организатора торгов - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, комиссии Организатора торгов нарушений, в целях недопущения нарушения прав и законных интересов Заявителей, неопределенного круга лиц, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи Организатору торгов, комиссии Организатора торгов предписания об устранении нарушений порядка организации, проведения торгов.
Руководствуясь статьями 17, 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, решила:
1. Признать жалобы ИП "_", ООО "СТК" на действия Организатора торгов - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, комиссии Организатора торгов при проведении конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике (Приказы N 120/01-05 от 30.04.2014 г., N 140/01-05 от 19.05.2014 г., N 181/01-05 от 25.06.2014 г.) обоснованными.
2. Признать Организатора торгов - Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, комиссию Организатора торгов нарушившими часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в части проведения процедур по пересмотру результатов конкурса, оформленных протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе на право заключения договора об организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике от 26.06.2014 года, не предусмотренных действующим законодательством, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке пассажирских перевозок.
3. Признать Организатора торгов - Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики нарушившим часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в части несоблюдения требований пунктов 30, 35 постановления Правительства Удмуртской Республики от 31.10.2011 года N 401.
4. Выдать Организатору торгов - Министерству транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, комиссии Организатора торгов предписание об устранении нарушений порядка организации, проведения торгов, а именно:
- отменить все протоколы, составленные после подведения итогов, оформленных протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе на право заключения договора об организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике от 26.06.2014 года;
- предпринять меры по соблюдению требований постановления Правительства Удмуртской Республики от 31.10.2011 года N 401, в части направления договоров и заключения договоров с победителями конкурса, признанными таковыми протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе на право заключения договора об организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике от 26.06.2014 года.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение и предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия от 17 сентября 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016