Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области
от 23 сентября 2014 г. N 272-14-АП
Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области <_> рассмотрев материалы дела об административном правонарушении N272-14-АП и протокол N61 об административном правонарушении от 04.09.2014, составленный в отношении должностного лица - председателя правления КПК КС "Рассвет" <_> по ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), установил:
На территории г.Белгорода распространялись листовки Кредитного потребительского кооператива "Рассвет" следующего содержания: "Кредитный потребительский кооператив Кредитный союз "Рассвет" К нашему 7-ми-летию предлагаем разместить на: Вклад: "Срочный" (снятие % ежемесячно) 12 месяцев - 15% в год, 24 месяца - 16% в год, 36 месяцев - 17 % в год; Вклад "Срочный +" 12 месяцев - 16% в год, 24 месяца - 17% в год, 36 месяцев - 18% в год"; Вклад "ПРОЦЕНТЫ ВПЕРЕД!" компенсация - 13% годовых. Проценты на личные сбережения начисляются и выплачиваются пайщику единовременно в день поступления денежных средств. Вклад "КОПИЛКА" 31 день - 10%, 61 день - 11%, 91 день - 12%, 181 день - 13%, 273 дня - 14%, 365 дней - 15%. ежемесячное начисление процентов с возможностью их снятия, пролонгируется с "бонусной" надбавкой 0,5%, возможность пополнения вклада. Выдаем займы под обеспечение, под залог авто. Мы ждем Вас по адресу: г. Белгород, ул. Щорса, д. 39а. Тел: (4722) 720-100. Для пайщиков. СРО НП "МСКК "ОПОРА КООПЕРАЦИИ" рег. N: 254".
Опубликованная информация адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке, что в соответствии со ст.3 ФЗ "О рекламе" является рекламой.
Кредитный кооператив является некоммерческой организацией, объединяющей физических лиц на основе членства для удовлетворения своих потребностей в финансовой помощи. Предметом деятельности кооператива является объединение паенакоплений и привлечение личных денежных средств его членов, размещение указанных денежных средств путем предоставления займов своим членам.
Согласно ст.5 Федерального закона от 02.12.1990 N395-1 "О банках и банковской деятельности привлечение денежных средств физических лиц во вклады отнесено к банковским операциям. В силу ст.36 Закона о банках вклады физических лиц принимаются только банками, имеющими такое право в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России, участвующими в системе обязательного страхования вкладов физических лиц и состоящими на учёте в Агентстве по страхованию вкладов.
Согласно статье 1 Закона о банках кредитные организации (банки и небанковские кредитные организации) образуются в форме хозяйственных обществ, к которым потребительские кооперативы не относятся.
КПК "Рассвет" является потребительским кооперативом, и как организация, не имеющая соответствующей лицензии, не вправе осуществлять привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц.
Вместе с тем в рекламе кооператива сообщается об оказании финансовой услуги по привлечению денежных средств во вклады, которая является банковской операцией. При этом использование в рекламе КПК "Рассвет" слова "вклад" может привести к формированию у граждан неверного представления о защищённости вносимых ими денежных средств по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".
С учетом изложенного в рекламе КПК "Рассвет" сообщаются недостоверные сведения о потребительских свойствах рекламируемой финансовой услуги, которая по своей сущности является привлечением денежных средств членов кооператива для последующего предоставления займов.
В соответствии с п.2 ч.3 ст.5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Таким образом, в рекламе финансовой услуги КПК КС "Рассвет" усматриваются признаки нарушения п.2 ч.3 ст.5 Федерального закона "О рекламе".
В рекламе финансовых услуг Кредитного кооператива сообщаются условия по вкладам - "Срочный", "Срочный +" (капитализация), "ПРОЦЕНТЫ ВПЕРЕД!", "КОПИЛКА".
В соответствии с п.2 ч.2 ст.28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Согласно ч.7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
К условиям, влияющим на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся вкладом лица, относятся сумма вклада, срок вклада, процентная ставка по вкладу, а также иные условия, если их включение в договор может повлиять на сумму денежных средств, которую вкладчик должен получить по договору.
При этом вся необходимая и требуемая по закону информация, должна доводиться непосредственно в рекламе с тем, чтобы обеспечить возможность потребителю с ней ознакомиться, так как она может существенно повлиять на его выбор.
Исходя из понятия рекламы, реклама предназначается для распространения среди неопределённого круга лиц, в связи с этим вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доведена до потребителей при ознакомлении с рекламой.
Иные условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, в рассматриваемой рекламе указаны не были.
Таким образом, в рекламе умалчивается часть существенной информации об условиях оказания финансовой услуги по привлечению денежных средств Кредитным кооперативом, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, что искажает смысл информации о финансовой услуге, и потребители вводятся в заблуждение об условиях её предоставления.
Следовательно, в рекламе финансовой услуги КПК КС"Рассвет" по привлечению денежных средств для последующего предоставления займов усматриваются признаки нарушения ч.7 ст.5, п.2 ч.2 ст.28 Федерального закона "О рекламе".
По признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении КПК КС "Рассвет" Белгородским УФАС России было возбуждено дело N230-14-РЗ.
Рассмотрев дело N230-14-РЗ, Комиссия Белгородского УФАС России признала, что лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы, является КПК КС "Рассвет" и в соответствии с понятием, данным в ст.3 ФЗ "О рекламе" является рекламодателем. Решением Комиссии Белгородского УФАС России от 02.09.2014 года по делу N230-14-РЗ, рассматриваемая реклама была признана не соответствующей требованиям, установленным п.2 ч.3 ст.5, ч.7 ст.5 и п.2 ч.2 ст.28 ФЗ "О рекламе".
Согласно п.4 ст.3 Федерального Закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей рекламой.
В соответствии с ч.6 ст.38 ФЗ "О рекламе" за нарушение требований, установленных ст.5 и ст.28 ФЗ "О рекламе" ответственность несет рекламодатель - т.е. КПК КС "Рассвет".
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ответственность за нарушение рекламодателем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) установлена ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Государственным инспектором Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области <_> по факту нарушения КПК КС "Рассвет" п.2 ч.3 ст.5, ч.7 ст. 5 и п. 2 ч.2 ст.28 ФЗ "О рекламе" исходя из положений ч.1 ст.14.3 КоАП РФ, 04.09.2014 года составлен протокол N61 об административном правонарушении в отношении председателя правления КПК КС "Рассвет" <_>
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не выявлено.
Дело об административном правонарушении N272-14-АП рассмотрено в присутствии председателя правления КПК КС "Рассвет" <_>
Рассмотрев материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Наличие события административного правонарушения материалами дела подтверждается.
Протокол N61 об административном правонарушении от 04.09.2014 составлен в отношении надлежащего лица.
КПК КС "Рассвет" как участник рынка рекламы обязан был принять все необходимые меры, направленные на соблюдение требований ФЗ "О рекламе", при определении объекта рекламирования и содержания указанной рекламы.
В силу ч.1 ст.5 ФЗ "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Рассматриваемая реклама не соответствует требованиям, установленным п.2 ч.3 с.5, ч.7 ст.5 и п.2 ч.2 ст.28 ФЗ "О рекламе", поскольку при использовании в рекламе КПК КС "Рассвет" слова "вклад" может привести к формированию у граждан неверного представления о защищённости вносимых ими денежных средств по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", кроме того в рекламе умалчивается часть существенной информации об условиях оказания финансовой услуги по привлечению денежных средств Кредитным кооперативом, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, что искажает смысл информации о финансовой услуге, и потребители вводятся в заблуждение об условиях её предоставления.
Определение объекта рекламирования и содержания ненадлежащей рекламы, является доказательством совершения рекламодателем административного правонарушения, состав которого определен ч. 1 ст.14.3 КоАП РФ.
На основании приказа КПК КС "Рассвет" от 15.01.2010 N1 на должность председателя правления назначена <_>
Таким образом, <_> являясь должностным лицом обязана была принять все необходимые меры, направленные на соблюдение требований, установленных п.2 ч.3 ст.5, ч.7 ст.5 и п.2 ч. 2 ст.28 ФЗ "О рекламе" при определении объекта рекламирования и содержания рекламы.
При указанных обстоятельствах, <_> не обеспечив надлежащего контроля за соблюдением обязательных требований, установленных п.2 ч.3 ст.5, ч.7 ст.5 и п.2 ч. 2 ст.28 ФЗ "О рекламе" при определении объекта рекламирования и содержания данной рекламы, совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.14.3 КоАП РФ.
Оснований, препятствующих <_> соблюдению норм п.2 ч.3 ст.5, ч.7 ст.5 и п.2 ч. 2 ст.28 ФЗ "О рекламе" при рассмотрении дела не выявлено, подтверждающих доказательств в материалах дела, не имеется.
В этой связи, должностное лицо, признается виновным в совершении административного правонарушения, так как у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина <_> в совершении административного правонарушения выражается в ее бездействии по организации правовой экспертизы макета рекламы, который в последствии был распространён на территории г.Белгорода.
При вынесении постановления учтено, что совершенное <_> административное правонарушение является оконченным.
В качестве смягчающих вину обстоятельств принято раскаяние <_> в совершении административного правонарушения; содействие в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении и добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписания об устранении допущенного нарушения.
Обстоятельств, отягчающих ответственность <_> не выявлено.
Ранее Алексеева С.В. Белгородским УФАС России к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ не привлекалась.
Несоответствие рекламы требованиям законодательства о рекламе нарушает права и законные интересы потребителей на получение достоверной информации, что представляет собой существенную угрозу охраняемым право общественным отношениям.
Угроза охраняемым общественным отношениям, заключается в ненадлежащем отношении должностного лица к исполнению своих публично правовых обязанностей по соблюдению обязательного требования публичного права, содержащегося в ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе".
На основании выше изложенного и руководствуясь статьями 2.4, 2.9, 4.2, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, постановил:
Признать должностное лицо КПК "Рассвет" председателя правления <_> виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Применить к должностному лицу КПК "Рассвет"-председателю правления <_> меры административной ответственности в виде штрафа за нарушение законодательства о рекламе в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.
В соответствии с ч.1 ст.30.1 и ч.1 ст.30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Федеральную антимонопольную службу (ул.Садовая Кудринская, д.11, г.Москва, 123995) либо в Районный суд по месту рассмотрении дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления. По истечении этого срока не обжалованное и не опротестованное постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу и обращается к исполнению.
Руководитель управления <_>
Дата вступления Постановления в законную силу _______________________
Реквизиты для уплаты штрафа:
КБК 16111626000016000140
ИНН 3123084662
КПП 312301001
Получатель: УФК по Белгородской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области)
ОКАТО 14401000000
Банк получателя: ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Белгородской области г. Белгород
БИК 041403001
Р/с 40101810300000010002
Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о рекламе.
Основание - Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области о наложении административного штрафа от 24 сентября 2014 года N82.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьёй 31.5 КоАП РФ.
Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 10 дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшее постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренным федеральным законодательством.
Согласно части 1 стать 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
Копия Постановления направлена по адресу: КПК "Рассвет", <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 23 сентября 2014 г. N 272-14-АП
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016