Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
N 18-10К (опубликовано 6 марта 2015 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 19.02.2015
Решение в полном объёме изготовлено 06.03.2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Рохмистров В.В. - председатель Комиссии, руководитель Управления; Михин С.В. - член Комиссии, начальник отдела; Крамаренко С.В. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт; Русаленко Н.В. - член Комиссии, специалист-эксперт,
рассмотрев дело N 18-10К, возбужденное по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью "Электротехническое управление" (далее - ООО "ЭТУ"; 396901, Воронежская область, г. Семилуки, ул. Мурзы, 1А) по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в присутствии представителей:
от ООО "ЭТУ" - <_>
от ОАО "Воронежская энергосбытовая компания" - <_>
гр. <_> установила:
31.12.2014 г. из прокуратуры Семилукского района Воронежской области в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Управление) поступило заявление ОАО "Воронежская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "ВЭСК) на действия ООО "ЭТУ" по прекращению электроснабжения домовладения, принадлежащего гр. <_>
Как следует из заявления и приложенных к нему материалов, между ОАО "ВЭСК" и гр. <_> заключен договор энергоснабжения от 10.06.2014 г. N 2821240 в соответствии с которыми Гарантирующий поставщик (ОАО "ВЭСК") обязуется осуществлять поставку электрической энергии в домовладение, принадлежащее гр. <_>
22.09.2014 г. сотрудниками ООО "ЭТУ" был осуществлен осмотр прибора учета электрической энергии, принадлежащего гр. <_> по результатам которого составлен акт о безучетном пользовании электроэнергии от 22.09.2014 г. б/н.
При этом в п. 4 акта о безучетном пользовании электрической энергией указано, что потребитель должен восстановить учет в течение 5 рабочих дней в срок до 29.09.2014 года. Одновременно с этим также указывается, что вследствие нарушения правил об электроснабжении подача тока будет прекращена путем отключения вводных проводов от ВЛ 0,4 кВ в 13 час. 00 мин. 30.09.2014 г.
Вместе с тем, как следует из заявления какая-либо задолженность перед ОАО "ВЭСК" у гр. <_> отсутствует, в связи с чем ОАО "ВЭСК" полагает, что действия ООО "ЭТУ" по прекращению с 30.09.2014 г. электроснабжения домовладения гр. <_> является неправомерным.
Согласно письменным объяснениям ООО "ЭТУ" (от 17.02.2015 г. N 41) по факту выявленного безучетного потребления электрической энергии был произведен расчет объема безучетного потребления электрической энергии и все материалы, затем были переданы в ОАО "ВЭСК" для ознакомления и принятия мер к абоненту (гр. <_>). Однако ОАО "ВЭСК" отказалось принимать и выставлять плату за безучетное потребление электрической энергии абоненту.
По результатам рассмотрения заявления ОАО "ВЭСК" и приложенных к нему материалов в отношении ООО "ЭТУ" возбуждено дело N 18-10К по признакам нарушения указанным хозяйствующим субъектом части 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрение дела N 18-10К о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 19.02.2015.
Изучив материалы дела, выслушав аргументы лиц, участвующих в рассмотрении дела N 18-10К о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии факта нарушения в действиях ООО "ЭТУ" по необоснованной угрозе ограничения с 30.09.2014 г. электроснабжения домовладения, принадлежащего гр. <_> части 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии.
Согласно пункту 1.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы РФ от 28.04.2010 N 220, не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.
Учитывая изложенное, ООО "ЭТУ", осуществляя деятельность по передаче электрической энергии на соответствующем товарном рынке, является субъектом естественной монополии и хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в пределах своих электрических сетей (зоны обслуживания).
Основания и порядок введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии регулируются Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442.
Согласно абзацу 4 п. 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии", утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила) ограничение режима потребления электрической энергии вводится при выявлении факта осуществления потребителем безучетного потребления.
В соответствии п/п "а" п. 4 Правил ограничение режима потребления электрической энергии в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте "а" абзацах 2 и 4 (выявление факта осуществления потребителем безучетного потребления электрической энергии) п. 2 Правил электрической энергии ограничение режима потребления вводится по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке).
При этом введение ограничения режима потребления электрической энергии в связи с наступлением обстоятельств в абзаце 4 п/п "а" п. 2 Правил по инициативе сетевой организации не предусмотрено.
Согласно п. 192 Правил по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес:
гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление;
лица, осуществившего бездоговорное потребление.
Таким образом, в силу п. 192 Правил, ООО "ЭТУ" при составлении 22.09.2014 г. акта безучетного пользования электрической энергией обязано было направить в трехдневный срок указанный акт гарантирующему поставщику и потребителю (гр. <_>).
Однако в нарушении срока установленного пунктом 192 Правил ООО "ЭТУ" передало ОАО "ВЭСК" акт о неучтенном потреблении электрической энергии лишь 30.09.2014 г. Доказательства, подтверждающие факт направления гр. <_> указанного акта ООО "ЭТУ" в материалы дела не предоставлены.
При этом, основания для начисления ООО "ЭТУ" как сетевой организацией какой-либо задолженности по неучтенному потреблению электрической энергии, а также для прекращения электроснабжения в связи с неоплатой указанной задолженности действующим законодательством не предусмотрено.
Одновременно с этим, указание ООО "ЭТУ" в акте о безучетном потреблении электрической энергии на ограничение с 30.09.2014 г. поставки электрической энергии по своей сути, с учетом положений п/п "а" п. 4 и п. 192 Правил является необоснованной угрозой ограничения электроснабжения домовладения гр. <_> что не допускается действующим законодательством в сфере электроэнергетики.
Таким образом, действия ООО "ЭТУ" по необоснованной угрозе ограничения с 30.09.2014 г. электроснабжения домовладения гр. <_> являются злоупотреблением доминирующим положением и нарушением ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
В целях пресечения нарушения и предупреждения ООО "ЭТУ" требований Закона о защите конкуренции, Комиссия приходит к выводу о наличии оснований (подпункт "в" пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) для выдачи указанному хозяйствующему субъекту предписаний о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции и о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать факт наличия у ООО "ЭТУ" доминирующего положения на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах своих электрических сетей (зоны обслуживания).
2. Признать действия по необоснованной угрозе ограничения с 30.09.2014 г. электроснабжения домовладения, принадлежащего гр. <_> что привело к ущемлению ее интересов злоупотреблением доминирующим положением нарушением ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
3. Выдать ООО "ЭТУ" предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
4. Выдать ООО "ЭТУ" предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.В. Рохмистров
Члены Комиссии С.В. Михин
С.В. Крамаренко
Н.В. Русаленко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области N 18-10К (опубликовано 6 марта 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016